Конспект учебного занятия с использованием образовательной платформы Учи.ру

автор: Федотова Наталья Викторовна

учитель русского языка и литературы МБОУ “СОШ №150 г. Челябинска”

Конспект учебного занятия с использованием образовательной платформы Учи.ру

Конспект учебного занятия с использованием образовательной платформы Учи.ру

Город: Челябинск

ОУ: МБОУ «СОШ  № 150 г. Челябинска»

Учитель: Федотова Наталья Викторовна

Класс: 8

Тема учебного занятия: Региональный компонент. Л. К.Татьяничева. «Здесь родины моей начало…». Урок-композиция с элементами творчества учащихся

 (о жизни и творчестве поэтессы Л.К. Татьяничевой)

Продолжительность учебного занятия: 90 мин. (2 урока)

Тип учебного занятия: комбинированный урок

Оборудование: портреты поэтессы, поэтов и писателей Южного Урала, авторская презентация, выставка книг поэтессы,  литературная газета, посвященная Л.К.Татьяничевой, фотовыставка «Природа Урала», «Каслинское литье»

Дидактические материалы к учебному занятию: тексты стихотворений Л.К. Татьяничевой 

Литература: «Южный Урал» на основе учебного пособия «Литература России. Южный Урал. Хрестоматия для учащихся 5-9, 10-11 классов», материалы образовательной платформы Учи.ру

 

Название урока и класс: Л. К.Татьяничева. «Здесь родины моей начало…». Урок-композиция с элементами творчества учащихся, 8 класс (2 урока)
Цели:
  1. Познакомить с жизнью и творчеством поэтессы, ее произведениями. 
  2. Показать многоцветную  палитру стихотворений Л.К. Татьяничевой.
  3. Воспитывать  любовь к родному языку, желание  изучать его, приобщать к национальной культуре в широком её значении, прививать любовь к родному краю.
  4. Совершенствовать отработку навыков художественного чтения поэтического произведения, воспитывать любовь к поэзии.
  5. Развивать умения и навыки написания эссе.
Планируемые результаты: Личностные: формирование духовно-нравственных качеств личности, осознание значимости родной литературы в жизни человека. 

Метапредметные: формирование умения понимать проблему, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы, организовывать учебное сотрудничество, учитывая позиции других участников деятельности; логично и точно излагать свою точку зрения, использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации. 

Предметные: формирование умений воспринимать, критически оценивать, анализировать и  интерпретировать прочитанное, понимать и формулировать тему, идею произведения, характеризовать героев, определять роль изобразительно-выразительных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения. 

Этап урока Время (мин.) Деятельность учителя Ссылки на карточки Учи.ру
Организационный момент 2 Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Настраивает на активную работу. https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/atomic_objects/4409718
Актуализация знаний 10 Мы продолжаем с вами изучать  литературу родного края. Наш урок я предлагаю начать с просмотра видеоматериала о духовной роли литературы в жизни человека.

Просмотр видеоматериала на образовательной платформе Учи.ру

Учитель: Роль книги как разновидности искусства велика. Художественная литература прививает интерес к своей истории, любовь к своей земле.  

Почему мы должны знать прошлое и настоящее своего края? (ответы учащихся).

На доске портреты.  

–   Назовите поэтов и писателей Южного Урала, известных вам. (Вл. Вафин, Марк Гроссман, Л.Татьяничева, Лидия Преображенская, Римма Дышаленкова, Борис Ручьев).

Ученик выразительно читает стихотворение «Когда говорят о России…»

Учитель: эти строки принадлежат  поэтессе Л.К. Татьяничевой, которая искренне и нежно любила наш  Урал.

Учитель: Так что же мы будем изучать сегодня на уроке? Какова наша цель?

Ученики: Жизнь и творчество поэтессы, ее произведения.

Учитель: Сформулируем тему урока.

-Да, мы познакомимся с жизнью и творчеством поэтессы, ее произведениями.

Откройте тетради, запишите тему урока: Л.К.Татьяничева. «Здесь родины моей начало…».

https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/atomic_objects/3265160
Самоопределение к деятельности 10 Учитель: Людмила Татьяничева родилась в г. Ардатове в Мордовии. Рано осталась сиротой (в 10 лет у нее не было ни отца, ни матери). Переехала в г. Свердловск и жила у дальних родственников. В 14 лет она уже ученик токаря. А в 19 лет, после 2-го  курса института цветных металлов, едет работать в город Магнитогорск, в знаменитую Магнитку. Здесь в течение 10 лет она работает в редакции газеты «Магнитогорский рабочий». 

В 1941 г. закончила заочно Литературный институт в Москве. 1-й сборник стихов вышел в суровый 1944 год, назывался он «Верность». Затем она переезжает в Челябинск и возглавляет Челябинскую писательскую организацию. А в 1965 году  была приглашена в Москву и 10 лет работала секретарем Правления союза писателей РСФСР. У нее был замечательный муж Николай Смелянский, тоже литератор. Ее брак был счастливым, у нее росли 2 сына:

Два хороших сына у меня.

Две надежды, два живых огня.

Учитель:  Продолжим разговор о Татьяничевой  словами известного артиста и режиссера Леонида Оболенского. Он сказал так: «Там, где миром правит любовь, там вырастает культура».

Любовь… Как вы понимаете это слово? 

Рассуждения учеников:

Чувство сердечной привязанности друг к другу, любовь матери к ребенку, любовь родителей к малышу, любовь детей к родителям, любовь к природе, к животным, любовь к Родине, к родному краю…

Учитель: Любовь к Родине, к малой родине воспитывает патриотические чувства.

Все уральские поэты, писатели – патриоты своей земли. И прежде всего Л.Татьяничева. Она всегда считала тему родного Урала, родного Синегоръя для себя главной, неотрывной от своей судьбы. Поэтесса говорила так:

Урал! Могучий корень жизни, источник помыслов и сил!

Не только символом Отчизны, ты для меня Отчизной был!

Учитель: Вспомните, что такое лирика? 

Ответы учеников:

Учитель: Обратитесь к образовательной платформе Учи.ру и проверьте правильность своего ответа. 

Учитель: У Людмилы Константиновны много стихов, посвященных малой родине, Уралу.

Постарайтесь в чтении выразить свое понимание прочитанного, выразить свои чувства, свое отношение к стихотворению.  

Учащиеся читают стихи об Урале.

Замечательно. 

https://uchebnik.mos.ru/exam/test/training_task/5014529

Введение понятия 11 Учитель:  Своей гордой и красивой поэзией поэтесса  воспела синий Урал:

Живу  я  в глубине России…

Где бы ни была Людмила Татьяничева,  она всегда помнила о милой родине. Для этой земли она находила самые заветные, самые задушевные слова: « Я без Урала не могу. Как прекрасна земля…»

Есть у поэтессы стихи о нашей уральской погоде, природе, о временах года; о зиме и лете, о весне и осени. Вот одно из них:

Удалой, веселый месяц февраль.
Свежий ветер. Рябина.

Урал – это край вечных гор, дремучих лесов, быстрых  рек, голубых озер. Мысли о родном  крае сливаются с мыслями об Отчизне:

      Когда говорят о России, я вижу свой синий Урал…

Много стихов написано  поэтессой о нашей Отчизне, о великой Родине.

«Стихи о Родине писать – ей жизнь по капле отдавать», – говорила Людмила Константиновна. 

В годы Великой Отечественной войны многие мужчины ушли на фронт защищать Родину. Женщины заменили их у станков и в поле. Магнитогорский металлургический комбинат стал плавить сталь для танков и снарядов. Без труда тружеников тыла, без этой стали не было бы Победы.

В разгар войны выходит сборник  ее стихотворений «Верность». Стихи эти печатались во фронтовых газетах. О трагедии пожилой женщины написано стихотворение «Верность».

(Чтение стихотворения «Верность»  подготовленным учеником)  

У  Л.К.Татьяничевой есть стихотворение, в котором мать предстает в образе матери-Родины, которая на своих плечах вынесла все тяготы войны:

           Ей приснилось, что она Россия…

Многие матери, не дождавшись сыновей, ушли из жизни. А сыновьям и
дочерям поставлены памятники.

(Чтение стихотворения «Бессмертье» подготовленным учеником)  

В годы  Великой Отечественной войны  люди гибли не только на поле боя, но и в застенках Освенцима, в лагерях смерти.

(Чтение стихотворения «Березы  Освенцима» подготовленным учеником):   Березы Освенцима    

Пройдут года – над веком небывалым,
Потомки совершат свой суд.
Железо назовут они Уралом,                              
Победу назовут они Уралом,                                            
И мужество Уралом назовут.

Учитель: После Великой Отечественной войны Л.Татьяничева продолжала писать о могуществе Урала, о мастерстве, о труде:

Из древних уральских пород
      Когда – не скажу я точно,                                        
    Железное слово «труд»
    Сработано было прочно…

В ее сборниках стихов мы находим душевные стихи «о братьях наших меньших», об отношении людей к животным. Удивительные стихи… ( «Щенок», «Раненый лось». «Собака плачет ночью»). 

Работа по теме урока 10 Учитель: Подумайте, какие «вечные» темы поэзии нашли отражение в ее лирике? 

Ученики: Тема малой родины, Отечества, тема Великой Отечественной войны, тема труда, природы, материнства, любви…

 Учитель: Что вам говорят названия сборников стихов поэтессы, представленных на нашей выставке? Какое значение имеют стихи Татьяничевой Л.К. для вас  молодых людей нового тысячелетия? (Ответы учеников)

Учитель:  В 1965 г. Людмилу Константиновну   пригласили работать в Москву. Она много помогала молодым авторам. За свой писательский труд поэтесса  награждена пятью орденами, была Лауреатом Государственной премии им. Горького. Высокая, статная, красивая, умная, талантливая, она была гордостью Урала, дочерью Урала.

«Красотой Зауралье славится» – эти слова написаны ею  как будто о себе.

В своих последних стихотворениях она часто обращалась к своей малой родине. 

Сердце свое поэтесса завещала своему синему Уралу:

На Урал мое сердце летело, 

Пусть Урал его сохранит, 

На Урал мое сердце летело, 

Пусть останется там…

Закрепление материала 10 Учитель: Мы уже говорили сегодня, что особое  место  в поэзии Л. Татьяничевой занимают стихи о природе Урала. Какие произведения,  посвящены этой теме, вы прочитали самостоятельно, готовясь к сегодняшнему уроку?

Ученики: «Люблю  я уральские зимы», «Собака плачет», «Сказка», «Синица», «Корабельный бор», « Ребята  осенней ночью костер распалили жаркий»…

Учитель: Читая   стихи  о  природе, ощущаешь боль за растоптанную красоту.

Какие  эпитеты    нашла  поэтесса, чтобы передать  боль   обгоревшей березки?

Ученики: Побелевшие губы, чуть живая…

Учитель: Почему поэтесса  говорит, что « мы чаще  всего  обижаем  тех,  кого  больше любим»?

(Рассуждения учеников)

Учитель: Какими эпитетами, сравнениями пользуется поэтесса при описании нашего  Урала, его природы?

(Ответы учеников)

Учитель: Подберите строчки из стихотворений Татьяничевой, которые  помогли описать увиденный пейзаж. Какие  краски преобладают в стихах поэтессы?

Ученики:  Белые метели, синий Урал, синие леса, сизая кромка леса, зеленая тайга, полдень синий, в синих отсветах металл…

Учитель: Урал видится поэтессе сине-зелено-голубым.

Почему поэтесса с такой любовью  воспевает Урал, его природу? Во многих стихотворениях есть ответ. Вот один из них:

В какую даль меня ни позови,

К тебе, Урал мой, буду  я стремиться,

Должно быть,  правда, есть у нас в крови,

Родной природы малая частица.

Замечательно. 
Динамическая пауза 5 Кадеты и литература (викторина)  

Обратимся к образовательной платформе Учи.ру 

https://uchebnik.mos.ru/material/app/173018
Закрепление материала 14 Индивидуальные  выступления  учащихся:

Ученик: Сердце Людмилы Константиновны осталось в ее стихотворных строчках, которые не стареют от времени. Урал, уральцы помнят  поэтессу и любят ее стихотворения.

Ученик: Ее именем названа улица (напротив парка, у  ПО «Полет).  На северо-западе есть библиотека № 26 им. Татъяничевой и в ней – небольшой музей.    На доме, где она жила (угол Свердловского пр. и ул. Сони Кривой) висит мемориальная доска.

Ученик: Л. К. Татьяничева любила жизнь, радовалась всему новому. Она и нам  завещала радоваться жизни: «Учитесь радоваться жизни…».

 Ученик: Один из астрономов, Черных, который узнал и полюбил  стихи уральской  поэтессы, назвал ее именем малую планету, тем самым осуществил романтическую мечту Людмилы Константиновны. В  стихотворении «Наступила мечта» она писала:

Я давно  со  вселенной породниться хочу.

Хоть одну – непременно! Звезду приручу…

Теперь есть у нее такая звезда. Эта малая планета находится между Марсом и  Юпитером.  Ее  №  3517.

Замечательно. 

Заключительное слово учителя

Творчество Людмилы Константиновны  поэт Сергей Васильев назвал  «мужественной женственностью». Ее многоцветный и щедрый талант, большой душевный мир помогали людям.

Это  действительно была уральская поэтическая звездочка.  О чем бы она ни писала: о хлебе, о заводе, о родном Урале, о любви, о вечном – это был всегда разговор о Человеке.

Творческая лаборатория:

Учитель: Ваше предложение: эмблема Татъяничевой-поэтессы.  (Рисунок, объяснение).

– Письмо Автору из нашего времени.

– Говорят, в Англии лирика поэтессы рассматривается под таким углом: «Образ  Татьяничевой – матери».  Что  имеется  в виду?   Где можно усмотреть материнское начало в ее творчестве?

Ученики: «Два хороших сына у меня», «Мадонна», «О матери».

Учитель:   Что бы вы предложили, чтобы увековечить память Л.К.Татьяничевой
на Урале? 

(Рассуждения учеников)

Замечательно.

Подведение итогов урока 10 Учитель: Ребята, внимательно всмотритесь в портрет  Л.К. Татьяничевой. Познакомившись с творчеством и жизнью поэтессы, какой  вы себе ее  представляете? Какой она была в жизни?

Что  вы  чувствовали, читая  стихи поэтессы?

Какие стихи вам запомнились? Почему?

 

Что я знал по теме урока до его начала?

Что я узнал нового на уроке? Что открыл для себя?

Как я работал на уроке? ( широко улыбающийся смайлик – я доволен своей работой на уроке, улыбающийся смайлик – на уроке я работал неплохо, грустный – на уроке мне было трудно). 

Своей работой на уроке я (поднимают  улыбающийся смайлик – доволен, грустный  – не доволен).

Домашнее задание  3 1. Творческая работа: написать сочинение – эссе по впечатлениям,  используя средства художественной выразительности из стихотворений Татьяничевой. (Тему формулирует учащийся).

2.Работа на повторение (роды и жанры литературы) на образовательной платформе Учи.ру

3. Кроссворд по литературе (теория литературы) на образовательной платформе Учи.ру

https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/atomic_objects/4341417

https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/atomic_objects/3463914 

https://uchebnik.mos.ru/material/app/111104

https://uchebnik.mos.ru/material/app/114455

90
Конспект учебного занятия с использованием образовательной платформы Учи.ру
Пролистать наверх