Методические рекомендации для воспитателей “Методика и организация проведения группового сбора”

Автор: Фролова Ксения Ивановна

старший воспитатель МДОУ Детский сад “Огонек” р.п. Новая Игирма

Методические рекомендации для воспитателей “Методика и организация проведения группового сбора”

 

Методические рекомендации для воспитателей 

“Методика и организация проведения группового сбора”

Фролова К.И., старший воспитатель

МДОУ Детский сад «Огонек» р.п. Новая Игирма

Одним из условий реализации ФГОС дошкольного образования является поддержка индивидуальности и инициативы детей. На основании этого, образовательный процесс в ДОУ необходимо строить с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. 

Индивидуализация образования основана на поддержке детей в развитии их потенциальных возможностей, стимулировании стремления детей самостоятельно ставить цели и достигать их в процессе познания. Все дети обладают индивидуальными особенностями, которые педагогу следует выявлять и учитывать, чтобы обеспечить оптимизацию процесса обучения и развития. 

Одним из эффективных форм работы по поддержке детской индивидуальности и инициативы является групповой сбор.

Групповой сбор – это часть ежедневного распорядка дня, проводимого в определенное время, в специально оборудованном месте, когда дети и взрослые обмениваются информацией, обсуждают проблемы, планируют индивидуальную и совместную деятельность, делятся впечатлениями, могут спеть, поиграть, посмеяться.

В самом широком понимании групповой сбор группы предназначен для того, чтобы обеспечить возможность конструктивного, познавательно-делового развития детей в ситуации естественного социально-эмоционального общения со сверстниками и взрослыми, для формирования навыков понимания себя и других, согласования целенаправленной деятельности всей группы и каждого ребенка в отдельности. 

В течение дня групповых сборов может быть несколько: утренний сбор (утренний круг) и итоговой сбор (вечерний круг). 

Утренний сбор – это своего рода «детская планерка». 

Основная цель проведения утреннего сбора — «задать тон» всему дню, то есть создать положительный эмоциональный настрой и вселить в ребенка уверенность, что среди сверстников ему будет хорошо, а день обещает быть интересным и насыщенным. 

Утренний сбор решает целый ряд образовательных задач:

  • установление комфортного, социально психологического климата;
  • обмен информацией о прошедших или предстоящих событиях;
  • формирование мотивации к предстоящей деятельности;
  • предоставление информации о материалах в центрах активности на текущий день и планирование деятельности в центрах;
  • осуществление выбора деятельности на основе собственных интересов и потребностей;
  • установление сопричастности, общности детей и взрослых группы.

Утренний сбор рекомендуется проводить после завтрака. Он ни в коем случае не должен быть слишком долгим! Длительность утреннего сбора зависит от возрастных особенностей детей. Для большинства малышей 3-4 лет максимальный промежуток времени составляет от 5 до 10минут. Для детей среднего дошкольного возраста этот промежуток составляет от 10 до 15 минут, для детей старшего дошкольного возраста 15-20 минут. Лучше всего в начале учебного года отводить на утренний сбор лишь несколько минут, постепенно увеличивая его длительность. 

Следует помнить, что утренний сбор должен быть коротким, деловым и веселым, главное – не превращать его в рутинную и скучную обязанность. 

Технологически групповой сбор прост в проведении и легко воспринимается воспитателями и детьми любого возраста. Начать подготовку к утреннему сбору необходимо с выбора удобного места, где можно расположиться всей группой. Места должно быть достаточно, чтобы сесть свободно в круг. Дети могут сидеть на ковре или мягком покрытии, на подушках или на стульях. Главное, чтобы дети чувствовали себя комфортно. 

Рядом с местом проведения сбора должно быть предусмотрено место для рабочей панели (рабочая стена или информационное поле), на которой вывешивают календарь, тему недели, информацию на эту тему и новости дня. Важно предусмотреть, чтобы высота расположения, удобство подхода, безопасность и простота крепления материалов соответствовали возможностям детей. 

Далее согласуем сигнал, который будет возвещать о начале сбора. Это может быть мелодия, любимая песня группы, звон колокольчика или любые звуковые сигналы, мигание света. Один или несколько таких сигналов могут быть использованы в течение всего года. Воспитатель может доверить выбор позывных самим детям.

В начале учебного года важно обсудить и установить правила поведения на утреннем сборе. Одним из лучших способов обеспечить максимальное соблюдение правил детьми является привлечение самих детей к определению этих правил, их изменению и принятию новых правил по мере возникновения такой необходимости. Принятие детьми правила, которое они разработали сами, создает у них чувство причастности и ответственности за его соблюдение. Правила оформляются не только словесно (записывается крупными печатными буквами), но и в виде рисунков или символов. Правила вывешиваются на рабочей стене, рядом с тем местом, где проводится утренний сбор, и служат наглядным напоминанием согласованных норм поведения. Правила независимо от их содержания всегда формулируются позитивно: «Внимательно слушаем других» (а не «Не перебивай других), «Кричать и бегать можно на улице» (а не «Не кричи», «Бегатьнельзя»).

 Принимая правила для всей группы, дети следуют им сами – это способствует развитию самостоятельности и ответственности.

Утренний сбор традиционно состоит из четырех базовых компонентов:

  1. Приветствие это простой и интересный ритуал, с помощью которого участники утреннего сбора приветствуют друг друга. Приветствие должно быть адресовано каждому члену группы, оно может быть вербальным или невербальным. В качестве приветствия можно использовать песни, речевки, игровые моменты, приветствия на разных языках, пантомимические изображения, прикосновение ладошек, плечиков, локотков, приветствие в стихотворной форме, с комплиментами и т.д. Все это дает позитивный настрой, способствует взаимопониманию и взаимному уважению.
  2. Игра. Проводятся любые игры, не требующие большой подвижности: пальчиковые, словесные, игры-фантазии, игры-цепочки, игры-шутки,  элементы тренинга (психогимнастика). Важно, чтобы игры проводились как игры, а не как учебные действия.
  3. Обмен новостями. Это ответственный и значимый этап утреннего сбора. На данном этапе дети делятся новостями – домашними событиями, удачами – неудачами, детскими обидами и достижениями, обсуждают вопросы, которые кажутся для них важными. Во время обмена новостями дети получают возможность больше узнать друг о друге, получить опыт публичного выступления, научиться слушать других. 

Обмен новостями – время легитимного высказывания всего, что переполняет душу. Запретных тем не существует, новости принимаются как факт. 

На данном этапе, важно определить правила очерёдности высказываний. Так как высказаться хочется если не всем, то многим, стоит изначально обсудить и ввести правило: «Говорим по одному», или «Говорит тот, у кого в руках микрофон (волшебная палочка, мячик)». Вводить правило целесообразно в то время, когда дети, попробовав пробиться в шуме, сами почувствуют, что их не слышат, что это неудобно. 

Чтобы избежать и предупредить шум и неудобства во время утреннего сбора можно использовать некоторые «хитрости»:

  • До начала утреннего сбора прикрепите кому-либо из детей знак (бант, медальку, браслет), положите боб или шишку в кармашек. Именно у этих ребят будет право рассказать о своих новостях первыми. 
  • Положите нескольким детям под их подушечку какой-либо предмет, например вырезанное из бумаги сердечко или бумажную птичку – «сороку, которая приносит новости». 
  • Если вы знаете, что у кого-то из ребят есть значимая для всех новость (день рождения, возвращение папы из командировки и т.п.), или же видите, что кто-то с нетерпением ждет начала разговора, предоставьте ему право высказаться первому. 

Иногда позволяйте детям играть роль воспитателя и дайте право им самим решить, кто будет рассказывать о новостях.

Самая сложная часть обмена новостями для воспитателя – реагирование на высказывание. Универсальный прием для прекращения обсуждения чего-либо неприятного, нежелательного – спокойно, уверенно сказанное «так бывает».

На данном этапе утреннего сбора происходит обсуждение Новости дня. Новость дня – краткое сообщение, написанное крупными печатными буквами и  размещенное на рабочей стене. Это сообщение включает планы на день или сообщает об интересных событиях в группе, например о приходе гостя или предстоящем походе на природу. Воспитатель, зачитывая текст новостей детям, указывает рукой на каждое из слов по мере прочтения. Новость дня это возможность развивать навыки чтения и письма.

  1. Презентация центров активности, планирование дня (выбор центров активности, планирование деятельности)

Воспитатель рассказывает  и показывает детям, какие материалы приготовлены сегодня в центрах активности. С помощью доски выбора или колеса выбора, ребенок выбирает тот центр, в котором он сегодня хочет находиться, и объясняет, что будет делать. 

Доска выбора – это один из вариантов организации самостоятельной деятельности детей. Она представляет собой набор пиктограмм, обозначающих тот или иной центр. Вместе с воспитателем дети выбирают пиктограммы для обозначения центров в группе, где дошкольникам было бы интересно находиться и заниматься какой-либо деятельностью. Под каждой пиктограммой находятся кармашки. Затем воспитатель совместно с детьми (и по их желанию) изготавливает для каждого ребенка особый значок или использует фотографию ребенка. Выбрав вид деятельности, дети помещают значки в соответствующие кармашки. Каждый ребенок проявляет инициативу и самостоятельность, выбирая свой центр активности. 

Ежедневно, в конце дня после того, как дети выполнили задуманное – реализовали свой план в каком – либо центре активности, с детьми проводится итоговой сбор (вечерний сбор). Итоговый сбор – это еще одна форма группового сбора. 

Задача итогового сбора – организовать процесс рефлексии; продемонстрировать общие итоги работы за день, обсудить что получилось, что не получилось, наметить последующие шаги. И еще одна не менее важная задача – заразить энтузиазмом и вселить в детей чувство уверенности, что они тоже смогут сделать хорошо, если захотят. 

Предельно важна роль воспитателя в организации и активизации процесса рефлексии, в поддержке положительной самооценки детьми своих достижений и перспектив, их влияния на общую ситуацию в группе. 

Педагогу важно помнить, что групповой сбор – это не занятие! Не надо использовать время группового сбора для того, чтобы научить детей каким-то конкретным навыкам.

Каждый элемент группового сбора позволяет дошкольникам освоить целый ряд социальных умений, развивает интеллектуальные, эмоциональные и социальные навыки каждого члена группы. Это уроки доброты, сопереживания, партнерского взаимодействия, приводящие к прекрасным результатам как внутри группы, так и за ее пределами. 

Педагоги должны быть заинтересованы в проведении групповых сборов как важного средства моделирования доброжелательного, демократичного поведения внутри детского коллектива.

 

Литература:

  1. Дебби Краер. Методические рекомендации. Для работы с детьми 3-5 лет / Перевод с английского. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2018. – 80с. (Программа основанная на ECERS).
  2. Свирская Л. В. Утро радостных встреч. – «Линка – Пресс», 2010. – 121с.
  3. Коллин Бейн. Проект «Привет! Я рад тебя видеть!». Пособие для педагогов «Утренний сбор» / – Childrens Resources International, Inc. Copyright 2004. – 56с.
  4. Юдина Е.Г., Бодрова Е.В. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «ПРОдетей». – Москва, 2020. – 136с. 

 

Методические рекомендации для воспитателей “Методика и организация проведения группового сбора”
Пролистать наверх