План-проект работы по организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ (ФФНР, ОНР-IIIур., Заикание)

Автор: Хасанова Гульназ Инсафовна

учитель-логопед МБДОУ “Детский сад №1 “Радуга” пгт Камское Устье” Республика Татарстан

План-проект работы по организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ (ФФНР, ОНР-IIIур., Заикание)

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида с приоритетным осуществлением коррекции речевого отклонения и оздоровления воспитанников №1 «Радуга» п.г.т. Камское-Устье», Республика Татарстан

План-проект  работы по организации опытно-экспериментальной деятельности  с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ (ФФНР, ОНР-IIIур., Заикание)

Составил: Хасанова Гульназ Инсафовна,

 учитель-логопед I квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад №1 «Радуга» пгт Камское Устье»

2021год

пгт Камское Устье

Пояснительная записка

Современный детский сад немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. С точки зрения пользы эффективным для  детей является  детское экспериментирование.

Детское экспериментирование это активная деятельность, в котором дети становятся носителями предметно-практической деятельности и познания. Ребёнок – Активный деятель – источник осознанной, целенаправленной активности. Именно экспериментальная деятельность  является уникальностью, сознательной и творческой свободой, т.е. ребёнку представится возможность саморазвития, самореализации и возможность быть самим собой.

Детская экспериментальная деятельность способствует сохранению полноценного здоровья и развития личности дошкольника. эта деятельность отвечает также современным требованиям концепции модернизации российского образования: «развивающему обществу нужны современно образованные, нравственные предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются любознательностью, динамизмом, конструктивностью, развитым чувством ответственности за судьбы страны».

В совершенстве владеть всеми экспериментальными умениями под силу не каждому дошкольнику с ОВЗ, но в результате определенных успехов можно добиться.

Экспериментальная деятельность ребёнка с ОВЗ направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления. Объединяя знания,  полученные в ходе образовательного процесса, дети  приобщают их к конкретным жизненно важным проблемам.  Процесс исследования становится определяющим для построения познавательного процесса.

Экспериментальная и проблемно-поисковая деятельность с ребёнком с ОВЗ должна  осуществляться через совокупность специальных средств, методов и приёмов. Они позволяют сформировать у ребёнка знания и навыки безопасного контакта с объектами и явлениями окружающей предметной, природной и социальной среды.  

Безопасный контакт определяется диапазоном «опасность – безопасность», в котором ребёнок с ОВЗ под руководством взрослого совершает любые соприкосновения с объектами и явлениями окружающей среды.  

Перед педагогом стоит цель: Создание таких условий  взаимодействия в диапазоне «опасность – безопасность»,  при которых дети:

– самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

– учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач в деятельности;

–  приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

–  развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);

 –  развивают системное мышление.

 

Актуальность проекта:

Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически в ребёнке, является одним из главных и естественных проявлений детской психики. Дошкольники с ОВЗ по своей природе пытливые исследователи окружающего мира у которых имеются ограничения в познании, в силу специфики их заболевания.   Детское экспериментирование понимается нами  как особый способ  практического безопасного освоения действительности. Поэтому организация детского экспериментирования предусматривает  создание таких безопасных условий, в которых предметы  наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных  ситуациях.  А наша задача научить наших детей безопасному исследованию окружающего мира в диапазоне «опасность – безопасность».

 

Практическая значимость:

Данный проект может быть использован педагогами дошкольных общеобразовательных учреждений, педагогами дополнительного образования.

 

Цель проекта: 

Способствовать развитию у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ    познавательной активности, стремления к самостоятельному безопасному действию и размышлению, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию ребёнка.

  • Задачи: 
    Формирование и совершенствование фонематического слуха. Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности (рифмовки незаконченные, рифмовки-перепутанки, рифмовки-трудноговорки); 

Развитие чувства ритма: учить отхлопывать простые ритмические рисунки

-Уточнение и расширение словаря по тематическому плану:

  • Расширение глагольного словаря
  • Расширение словаря признаков
  • Изучение антонимов
  • Закрепление употребления обобщенных понятий на основе их тонких дифференциаций
  • Учить объяснять и употреблять в речи слова с переносным значением
  • Грамматический строй речи
  • Активизировать словообразовательные процессы: словосложение, прилагательные с различными значениями соотнесенности
  • Совершенствовать навыки подбора и употребления антонимов-глаголов, прилагательных, существительных
  • Упражнять в подборе синонимов
  • Учить дифференцировать и использовать в речи простые и сложные предлоги
  • Учить образовывать сравнительную степень прилагательных
  • Развивать понимание и учить объяснять переносное значение выражений
  • Учить преобразовывать одну грамматическую категорию в другую
  • Образование притяжательных прилагательных
  • Работа по пониманию и употреблению простых предлогов
  • Работа над правильным согласованием существительных с числительными
  • Работа над образованием множественного числа существительных в именительном и родительном падежах
  • Образование относительных и притяжательных прилагательных
  • Образование единственного и множественного числа существительных в дательном и предложным падежах
  • Изучение слов-исключений при образовании множественного числа
  • Образование уменьшительно-ласкательной и увеличительной форм существительных
  • Образование уменьшительно-ласкательной формы прилагательных
  • Связная речь
  • Составление рассказа-описания по наглядному образцу
  • Составление рассказа по сюжетной картинке
  • Составление рассказа на материале собственного опыта
  • Составление рассказов по простой и сложной сериям сюжетных картинок
  • Пересказ сказок и простых текстов
  • Заучивание стихотворений, скороговорок, загадок

 

– Поддерживать  у дошкольников интерес к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность;

– Дать детям представления об опасности   окружающего их мира;

– Формировать у детей с ОВЗ знания и умения безопасного познания окружающих объектов;

  • – Развивать  у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение); 
  • Вводить в самостоятельные высказывания детей слова сложной слоговой структуры

 

–  Формировать у детей умения пользоваться приборами – помощниками при проведении игр-экспериментов;

– Формировать у детей умения пользоваться цветовыми сигналами («светофором») в процессе изучения окружающей среды, её объектов;

– Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам и правилам безопасности в деятельности и поведении;

– Развивать социально-личностные качества: коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарный самоконтроль и саморегуляцию своих действий.

– Формировать умения выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов;

–  Развивать навыки безопасного познания окружающего мира;

Проект реализуется в  процессе совместной деятельности педагога ДОУ(учителя-логопеда, воспитателя логопедических групп) с детьми  1 раз в неделю  от 10 до 30 минут (в зависимости от возраста детей).

 

Форма  организации:

1.Небольшими подгруппами с учётом уровня развития и познавательных интересов детей. 

2.Индивидуальная работа. 

  1. Может проводится в форме студии, кружка по интересам.

 

В завершении экспериментальной работы

Проводится зарисовка моделей: зарисовка и передача объекта в моделях (иконических, графических). Модели оформляются в детские книжечки, легко читаются и помогают в дальнейшем составить рассказ, вспомнить последовательность опытнической (экспериментальной) деятельности.

Данный вид деятельности способствует развитию внимания, воображения, памяти,  речи.

Ожидаемые  результаты:

  1. Ребенок с ОВЗ имеет представления об окружающем мире и о способе безопасного взаимодействия с ним.
  2. Проявляет  умения и навыки безопасного взаимодействия с окружающим миром.
  3. Проявляет устойчивый познавательный интерес к экспериментированию;
    4. Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами.

5.Самостоятельно планирует предстоящую деятельность; осознанно выбирает способ безопасного познания, предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами и назначением. 
6. Проявляет инициативу и творчество в решении поставленных задач.
7. В диалоге со взрослыми поясняет ход деятельности, делает выводы.

 

Реализации данного проекта осуществляется по трём направлениям:

 

  • Организация предметно – развивающей среды  (мини-лаборатории, центра «Науки» с необходимым для опытов оборудованием).
  •  Работа с детьми:
    образовательные ситуации,  опыты, эксперименты,  экспериментирование на прогулке, индивидуальная работа с детьми, самостоятельная экспериментальная деятельность, дидактические игры, подвижные игры, труд в природе, чтение художественной литературы, беседы, просмотр презентаций, мультфильмов.   
  •  Работа с родителями: 
    Анкетирование, консультации, информационные буклеты, беседы, домашние проекты-задания, мастер – класс, презентация проектов.

 

Регламент тематических игр – экспериментирования для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста.

Месяц Темы игр-экспериментирований
Первая неделя Вторая неделя Третья неделя Четвёртая

     неделя

Сентябрь Странствия капельки Имеет ли вода цвет? Вода в жизни фауны Игра «В гостях у Водяного»
Октябрь Ветер Где живёт воздух? Умеют ли летать семена? Страна из песка
Ноябрь Крепкая спичка  и гвоздь Плавает-тонет Перо, которое может плавать Зайкины шубки
Декабрь Песок, глина Магия магнита Металл Сила магнита на металл
Январь Фоторепортаж «Мои эксперементы» Превращение снега в воду Льдинка-снежинка Состояния воды
Февраль Облака Как растут растения? Страна из стекла Игра «Достать скрепку из воды»
Март Почему растаял снеговик? Достань  предмет из льдинки Тёплая капелька Качество  и свойства стекла
Апрель Чудесные превращения растений Умеют ли корни дышать? Воздух на почве Ручейки 
Май Танцы растений Теплая вода для растений Игра «Солнечные зайчики» В мире пластмассы
Перспективный план экспериментальной деятельности 

с детьми с ОВЗ   

№ п/п

Месяц

Тема Целевые ориентиры Планируемые результаты
Сентябрь №1 Странствия капельки
  • Создать целостное представление о воде, как о природном явлении; 
  • Познакомить со свойствами воды (жидкая, прозрачная, без запаха без вкуса);
  • Дать понятие о значимости воды в жизни человека; 
  • Воспитывать бережное отношение к воде.
  • Умеют называть свойства воды, его значение;
  •  Умеют находить слова противоположные по значению;
  • Стараются вытраивать свою деятельность с учётом цветовых сигналов.
№2 Имеет ли вода цвет?
  • Определять свойства воды. Вода прозрачная, но может менять цвет; 
  • Вода может нагреваться и нагревать другие предметы.
  • Умеют делать выводы, почему в воде видны предметы, в воде можно растворять красители;
  •  Организуют свою деятельность с учётом звуковых сигналов.
№3 Вода в жизни фауны
  • Формировать представления детей о важности воды для жизни и роста растений.
  • Умеют с интересом относиться к исследованиям и к   проведению опытов;
  • Стараются выстраивать работу с учётом диапазона «опасность – безопасность».
№4 Игра « В гостях у Водяного»
  • Формировать представлений о водоеме, его обитателях.
  • Умеют называть водоемы и их обитателей.
Октябрь №1 Ветер
  • Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, его свойствами и ролью в жизни человека; 
  • Учить детей наблюдать, проводить опыты и самостоятельно делать выводы.
  • Умеют наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
  • Используют в своей речи прилагательные, согласовывают их с   именами существительными;
  •  Знают способы безопасной организации деятельности в ветреную погоду.
№2 Где живёт воздух?
  • Расширять   знания о воздухе.
  • Умеют называть свойства воздуха; 
  • Делать выводы в ходе   проведения опытов и экспериментов.
№3 Умеют ли летать семена?
  • Познакомить детей с ролью ветра в жизни растений;
  • Формировать умение сравнивать семена растений, воспитывать интерес к изучению растений.
  • Умеют называть приметы осени; 
  • Проявляют интерес   к окружающей нас природе; 
  • В ходе игры называют семена растений;
  • Применяют в практике способы безопасного исследования растений.
№4 Страна из песка
  • Выявить свойства песка, дать понятие о песочных часах, создать целостное представление о песке, как об объекте неживой природы.
  • Умеют называть свойства песка;
  • Умеют делать выводы в ходе экспериментирования;
  • Умеют согласовывать прилагательные с существительными;
  • Делают логические заключения.
 Ноябрь №1 Крепкая спичка и гвоздь 
  • Уточнить и обобщить знания о свойствах дерева и металла;
  • Воспитывать бережное отношение к предметам;
  • Пополнять словарь детей (шероховатый, хрупкое плавится).
  • Умеют называть свойства дерева и металла, а также их различия; 
  • Проявляют интерес исследовательской деятельности;
  • Умеют выстраивать работу с учётом звуковых и цветовых сигналов.
№2 Плавает-тонет
  • Дать представления о предметах плавающих и тонущих в воде; 
  • Развивать умение классифицировать по признаку: тонет, плавает.
  • Умеют классифицировать предметы по признакам: тонет, плавает;
  • Используют в речи признаки предметов: резиновый, железный пластмассовый.
  №3 Перо, которое может плавать
  • Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды;
  • Формировать представление детей о значимости чистой воды и воздуха в жизни человека.
  • Умеют сравнивать, обобщать; 
  • Проявляют интерес к познавательно-исследовательской деятельности.
№4 Зайкины шубки
  • Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе.
  • Умеют отвечать на поставленный воспитателем вопрос;
  • Проявляют интерес к окружающей нас природе;
  •  Владеют безопасными методами обследования живого объекта.
 Декабрь №1 Песок и глина
  • Учить выделять свойства песка и глины (сыпучесть, рыхлость); 
  • Выявит прочему песок и глина по- разному впитывают воду.
  • Умеют называть свойства песка и глины;
  • Отвечают на поставленные воспитателем вопросы.
№2 Магия магнита
  • Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы (магнит, мелкие предметы из разных материалов).
  • Проявляют любознательность и интерес к исследовательской деятельности.
№3 Металл
  • Узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, тонущий, прозрачность; свойства: хрупкость, теплопроводность)
  • Владеет умением описывать предмет, называет характерные признаки соответствующие металлу.
№4 Сила магнита на металл
  • Расширять логический и естественно научный опыт детей, связанный с выявлением таких свойств материалов, как липкость, способность приклеивать и приклеиваться, свойств магнитов притягивать железо.
  • Владеют навыком самостоятельного обследования предметов; 
  • Называют свойства материалов.
Январь

 

№1 Превращение снега в воду
  • Показать детям, что снег в тепле тает и становится водой; 
  • Талая вода – в ней мусор. Снег грязный. В рот брать нельзя.
  • Умеют делать выводы и заключения;
  •  Применяют в деятельности правила безопасного познания.
№2 Льдинка – снежинка
  • Формировать исследовательские умения сбора информации об объектах неживой природы: снег и лед, сходство и различие; 
  • Развивать познавательный интерес к объектам неживой природы на основе сравнения анализа.
  • Умеют называть сходство и различия снега и льда;
  • Делают выводы и умозаключения.
№3

 

Состояния воды
  • Продолжать знакомиться со свойствами воды, льда, снега, сравнивать их, выявить особенности их взаимодействия.
  • Проявляют интерес к познавательно     исследовательской деятельности; 
  • Называют свойства льда ,снега воды.
Февраль

 

 

№1 Облака
  • Получит представление – откуда берутся облака, на что похож пар. Как пар превращается в облака и в воду.
  • Умеют объяснять, как на земле появляется дождь и что такое облака;
  • Умеют работать с учётом звуковых и цветовых сигналов.
№2 Как растут растения?
  • Помочь выделить факторы внешней среды необходимые для роста и развития растений   (вода, свет, тепло)
  • Умеют называть факторы внешней среды, влияющие на рост и развитие растений;
  •  Владеют навыками безопасного исследования живых объектов (растений).
№3 Страна из стекла
  • Познакомить детей со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления; 
  • Активизировать познавательную деятельность вызвать интерес к предметам рукотворного мира, закреплять умение классифицировать материал из которого делают предметы.
  • Умеют называть свойства стеклянных предметов; 
  • Умеют осуществлять работу с учётом установленных правил.
№4 Игра «Достань скрепку из воды».
  • Помочь определить какими свойствами магнит обладает в воде и на воздухе.
  • Владеют навыками исследовательской деятельности;
  • Называют свойства магнита.
Март №1 Почему растаял снеговик?
  • Расширять представления детей о свойствах воды, снега, льда; 
  • Учить устанавливать элементарные   причинно -следственные связи: снег тает в тепле и превращается в воду, на морозе замерзает и превращается в лед.
  • Умеет с интересом относиться к исследованиям и к проведению экспериментов;
  • Выражают свои мысли и делают выводы.
№2 Достань  предмет из льдинки
  • Создать условия для расширения представлений детей о свойствах льда – тает в тепле;
  • Развивать мышление при выборе способа действия. 
  • Умеют делать выводы в ходе проведения опытов, экспериментов 
  • Называют свойства льда.
№3 Теплая капелька
  • Познакомить со способом получения теплой воды, развивать умение детей планировать свою деятельность, делать выводы. 
  • Умеют называть состояние воды, используя в речи имена   прилагательные, согласовывая их с именами существительными
№4   Качества  и свойства стекла
  • Узнавать предметы, сделанные из стекла, определять его качества (структура поверхности: толщина, прозрачность и свойства: хрупкость)
  • Умеют выделять предметы, сделанные из стекла, среди множества других предметов; 
  • Умеют согласовывать существительные с прилагательными.
Апрель №1 Чудесные превращения растений
  • Дать теоретические, практические умения и навыки по вегетативному размножению растений (черенками) закреплять навыки ухода за растениями.
  • Дети знают, что растения можно сажать с помощью черенков с корнями и без корней;
  •  Умеют самостоятельно организовывать свой процесс познания в диапазоне «опасность – безопасность»
№2 Умеют ли корни дышать?
  • Помочь выявить причину потребности растения в рыхлении, доказать, что растение дышит всеми мастями.
  • Называют растения; 
  • Знают способы безопасного контакта с ними (маска, перчатки, соблюдение цветовых сигналов);
  •  Организуют исследование с учётом цветовых сигналов. 
№3 Воздух на почве
  • Расширять представления детей о свойствах почвы; 
  • Дать элементарные понятия о песке, глине, камнях, о наличие воздуха и его ценности.
  • Проявляют интерес к познанию и окружающей нас природе.
№4 Ручейки
  • Формировать представления детей о свойствах воды; 
  • Уточнить причину появление ручейков;
  • Дать отличия ручейка, родника, реки.
  • Может описать погодные явления; 
  • Называть свойства воды, ручейка.
Май №1 Танцы растений
  • Показать детям, что для роста растениям необходим свет.
  • Умеют делать выводы, что для роста растений нужен свет, что растения тянуться к свету; 
  • Умеют называть растения;
  • Умеют осуществлять экспериментальную и трудовую деятельность в диапазоне «опасность – безопасность».
№2 Теплая вода для растений
  • Дать детям понятие о влиянии тепла и холода на рост растений.
  • Умеют ухаживать за растениями на грядке соблюдая правила безопасности (выполняя цветовые и звуковые сигналы).
№3 Игра «Солнечные зайчики»
  • Формировать представления о свойствах солнечных лучей; 
  • Показать на примере солнечного зайчика, как можно многократно отразить свет и изображения предмета.
  • Умеют делать самостоятельно умозаключения и делиться впечатлениями;
  •  Называть свойства солнечных лучей
№4 В мире пластмассы
  • Знакомить со свойствами и качествами предметов из пластмассы, помочь выявить свойства пластмассы – гладкая, легкая, цветная.
  • Умеют выделять предметы, сделанные из пластмассы, среди множества других предметов; 
  • Используют в своей речи прилагательные описывающие свойства пластмассы.

 

 

Список литературы:

  1. В.А Нагорная «Я+мир=?» Программа эколого-педагогического взаимодействия с детьми дошкольного возраста, страдающими аллергопатлогией. – Челябинск, 2006.
  2. В.А Нагорная «Я+мир=?» Методическое пособие. Педагогическое реабилитационное взаимодействие как предупреждение ограничений в развитии детей дошкольного возраста, страдающих аллергопатологией. – Челябинск, 2006.
  3.  Николаева С.Н. Методика экологического  воспитания в детском саду. -М., 2002.
  4.  Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования От рождения до школы/ Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, А. А. –  М., 2012.
  5.  Перспективное планирование по программе « От рождения до школы» изд. – М.,  2011г.
  6. Прохорова Л.Н., Балакшина ТАДетское экспериментирование — путь познания окружающего мира//Формирование начал экологической культуры дошкольников Под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир,  2001.
  7. Прохорова Л.Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – М.: Арки,  2005.
  8.  Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации 2-е изд. – М: Мозаика – синтез, 2006.
  9.  Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты.- Ярославль, 1997.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План-проект работы по организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ (ФФНР, ОНР-IIIур., Заикание)
Пролистать наверх