Автор: Хасанова Гульназ Инсафовна
учитель-логопед МБДОУ “Детский сад №1 “Радуга” пгт Камское Устье” Республика Татарстан
План-проект работы по организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ (ФФНР, ОНР-IIIур., Заикание)
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида с приоритетным осуществлением коррекции речевого отклонения и оздоровления воспитанников №1 «Радуга» п.г.т. Камское-Устье», Республика Татарстан
План-проект работы по организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ (ФФНР, ОНР-IIIур., Заикание)
Составил: Хасанова Гульназ Инсафовна,
учитель-логопед I квалификационной категории
МБДОУ «Детский сад №1 «Радуга» пгт Камское Устье»
2021год
пгт Камское Устье
Пояснительная записка
Современный детский сад немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. С точки зрения пользы эффективным для детей является детское экспериментирование.
Детское экспериментирование это активная деятельность, в котором дети становятся носителями предметно-практической деятельности и познания. Ребёнок – Активный деятель – источник осознанной, целенаправленной активности. Именно экспериментальная деятельность является уникальностью, сознательной и творческой свободой, т.е. ребёнку представится возможность саморазвития, самореализации и возможность быть самим собой.
Детская экспериментальная деятельность способствует сохранению полноценного здоровья и развития личности дошкольника. эта деятельность отвечает также современным требованиям концепции модернизации российского образования: «развивающему обществу нужны современно образованные, нравственные предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются любознательностью, динамизмом, конструктивностью, развитым чувством ответственности за судьбы страны».
В совершенстве владеть всеми экспериментальными умениями под силу не каждому дошкольнику с ОВЗ, но в результате определенных успехов можно добиться.
Экспериментальная деятельность ребёнка с ОВЗ направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления. Объединяя знания, полученные в ходе образовательного процесса, дети приобщают их к конкретным жизненно важным проблемам. Процесс исследования становится определяющим для построения познавательного процесса.
Экспериментальная и проблемно-поисковая деятельность с ребёнком с ОВЗ должна осуществляться через совокупность специальных средств, методов и приёмов. Они позволяют сформировать у ребёнка знания и навыки безопасного контакта с объектами и явлениями окружающей предметной, природной и социальной среды.
Безопасный контакт определяется диапазоном «опасность – безопасность», в котором ребёнок с ОВЗ под руководством взрослого совершает любые соприкосновения с объектами и явлениями окружающей среды.
Перед педагогом стоит цель: Создание таких условий взаимодействия в диапазоне «опасность – безопасность», при которых дети:
– самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
– учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач в деятельности;
– приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
– развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
– развивают системное мышление.
Актуальность проекта:
Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически в ребёнке, является одним из главных и естественных проявлений детской психики. Дошкольники с ОВЗ по своей природе пытливые исследователи окружающего мира у которых имеются ограничения в познании, в силу специфики их заболевания. Детское экспериментирование понимается нами как особый способ практического безопасного освоения действительности. Поэтому организация детского экспериментирования предусматривает создание таких безопасных условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях. А наша задача научить наших детей безопасному исследованию окружающего мира в диапазоне «опасность – безопасность».
Практическая значимость:
Данный проект может быть использован педагогами дошкольных общеобразовательных учреждений, педагогами дополнительного образования.
Цель проекта:
Способствовать развитию у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ познавательной активности, стремления к самостоятельному безопасному действию и размышлению, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию ребёнка.
- Задачи:
– Формирование и совершенствование фонематического слуха. Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности (рифмовки незаконченные, рифмовки-перепутанки, рифмовки-трудноговорки);
– Развитие чувства ритма: учить отхлопывать простые ритмические рисунки
-Уточнение и расширение словаря по тематическому плану:
- Расширение глагольного словаря
- Расширение словаря признаков
- Изучение антонимов
- Закрепление употребления обобщенных понятий на основе их тонких дифференциаций
- Учить объяснять и употреблять в речи слова с переносным значением
- Грамматический строй речи
- Активизировать словообразовательные процессы: словосложение, прилагательные с различными значениями соотнесенности
- Совершенствовать навыки подбора и употребления антонимов-глаголов, прилагательных, существительных
- Упражнять в подборе синонимов
- Учить дифференцировать и использовать в речи простые и сложные предлоги
- Учить образовывать сравнительную степень прилагательных
- Развивать понимание и учить объяснять переносное значение выражений
- Учить преобразовывать одну грамматическую категорию в другую
- Образование притяжательных прилагательных
- Работа по пониманию и употреблению простых предлогов
- Работа над правильным согласованием существительных с числительными
- Работа над образованием множественного числа существительных в именительном и родительном падежах
- Образование относительных и притяжательных прилагательных
- Образование единственного и множественного числа существительных в дательном и предложным падежах
- Изучение слов-исключений при образовании множественного числа
- Образование уменьшительно-ласкательной и увеличительной форм существительных
- Образование уменьшительно-ласкательной формы прилагательных
- Связная речь
- Составление рассказа-описания по наглядному образцу
- Составление рассказа по сюжетной картинке
- Составление рассказа на материале собственного опыта
- Составление рассказов по простой и сложной сериям сюжетных картинок
- Пересказ сказок и простых текстов
- Заучивание стихотворений, скороговорок, загадок
– Поддерживать у дошкольников интерес к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность;
– Дать детям представления об опасности окружающего их мира;
– Формировать у детей с ОВЗ знания и умения безопасного познания окружающих объектов;
- – Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);
- Вводить в самостоятельные высказывания детей слова сложной слоговой структуры
– Формировать у детей умения пользоваться приборами – помощниками при проведении игр-экспериментов;
– Формировать у детей умения пользоваться цветовыми сигналами («светофором») в процессе изучения окружающей среды, её объектов;
– Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам и правилам безопасности в деятельности и поведении;
– Развивать социально-личностные качества: коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарный самоконтроль и саморегуляцию своих действий.
– Формировать умения выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов;
– Развивать навыки безопасного познания окружающего мира;
Проект реализуется в процессе совместной деятельности педагога ДОУ(учителя-логопеда, воспитателя логопедических групп) с детьми 1 раз в неделю от 10 до 30 минут (в зависимости от возраста детей).
Форма организации:
1.Небольшими подгруппами с учётом уровня развития и познавательных интересов детей.
2.Индивидуальная работа.
- Может проводится в форме студии, кружка по интересам.
В завершении экспериментальной работы
Проводится зарисовка моделей: зарисовка и передача объекта в моделях (иконических, графических). Модели оформляются в детские книжечки, легко читаются и помогают в дальнейшем составить рассказ, вспомнить последовательность опытнической (экспериментальной) деятельности.
Данный вид деятельности способствует развитию внимания, воображения, памяти, речи.
Ожидаемые результаты:
- Ребенок с ОВЗ имеет представления об окружающем мире и о способе безопасного взаимодействия с ним.
- Проявляет умения и навыки безопасного взаимодействия с окружающим миром.
- Проявляет устойчивый познавательный интерес к экспериментированию;
4. Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами.
5.Самостоятельно планирует предстоящую деятельность; осознанно выбирает способ безопасного познания, предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами и назначением.
6. Проявляет инициативу и творчество в решении поставленных задач.
7. В диалоге со взрослыми поясняет ход деятельности, делает выводы.
Реализации данного проекта осуществляется по трём направлениям:
- Организация предметно – развивающей среды (мини-лаборатории, центра «Науки» с необходимым для опытов оборудованием).
- Работа с детьми:
образовательные ситуации, опыты, эксперименты, экспериментирование на прогулке, индивидуальная работа с детьми, самостоятельная экспериментальная деятельность, дидактические игры, подвижные игры, труд в природе, чтение художественной литературы, беседы, просмотр презентаций, мультфильмов. - Работа с родителями:
Анкетирование, консультации, информационные буклеты, беседы, домашние проекты-задания, мастер – класс, презентация проектов.
Регламент тематических игр – экспериментирования для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста.
Месяц | Темы игр-экспериментирований | ||||||||
Первая неделя | Вторая неделя | Третья неделя | Четвёртая
неделя |
||||||
Сентябрь | Странствия капельки | Имеет ли вода цвет? | Вода в жизни фауны | Игра «В гостях у Водяного» | |||||
Октябрь | Ветер | Где живёт воздух? | Умеют ли летать семена? | Страна из песка | |||||
Ноябрь | Крепкая спичка и гвоздь | Плавает-тонет | Перо, которое может плавать | Зайкины шубки | |||||
Декабрь | Песок, глина | Магия магнита | Металл | Сила магнита на металл | |||||
Январь | Фоторепортаж «Мои эксперементы» | Превращение снега в воду | Льдинка-снежинка | Состояния воды | |||||
Февраль | Облака | Как растут растения? | Страна из стекла | Игра «Достать скрепку из воды» | |||||
Март | Почему растаял снеговик? | Достань предмет из льдинки | Тёплая капелька | Качество и свойства стекла | |||||
Апрель | Чудесные превращения растений | Умеют ли корни дышать? | Воздух на почве | Ручейки | |||||
Май | Танцы растений | Теплая вода для растений | Игра «Солнечные зайчики» | В мире пластмассы | |||||
Перспективный план экспериментальной деятельности
с детьми с ОВЗ |
|||||||||
№ п/п
Месяц |
Тема | Целевые ориентиры | Планируемые результаты | ||||||
Сентябрь | №1 | Странствия капельки |
|
|
|||||
№2 | Имеет ли вода цвет? |
|
|
||||||
№3 | Вода в жизни фауны |
|
|
||||||
№4 | Игра « В гостях у Водяного» |
|
|
||||||
Октябрь | №1 | Ветер |
|
|
|||||
№2 | Где живёт воздух? |
|
|
||||||
№3 | Умеют ли летать семена? |
|
|
||||||
№4 | Страна из песка |
|
|
||||||
Ноябрь | №1 | Крепкая спичка и гвоздь |
|
|
|||||
№2 | Плавает-тонет |
|
|
||||||
№3 | Перо, которое может плавать |
|
|
||||||
№4 | Зайкины шубки |
|
|
||||||
Декабрь | №1 | Песок и глина |
|
|
|||||
№2 | Магия магнита |
|
|
||||||
№3 | Металл |
|
|
||||||
№4 | Сила магнита на металл |
|
|
||||||
Январь
|
№1 | Превращение снега в воду |
|
|
|||||
№2 | Льдинка – снежинка |
|
|
||||||
№3
|
Состояния воды |
|
|
||||||
Февраль
|
№1 | Облака |
|
|
|||||
№2 | Как растут растения? |
|
|
||||||
№3 | Страна из стекла |
|
|
||||||
№4 | Игра «Достань скрепку из воды». |
|
|
||||||
Март | №1 | Почему растаял снеговик? |
|
|
|||||
№2 | Достань предмет из льдинки |
|
|
||||||
№3 | Теплая капелька |
|
|
||||||
№4 | Качества и свойства стекла |
|
|
||||||
Апрель | №1 | Чудесные превращения растений |
|
|
|||||
№2 | Умеют ли корни дышать? |
|
|
||||||
№3 | Воздух на почве |
|
|
||||||
№4 | Ручейки |
|
|
||||||
Май | №1 | Танцы растений |
|
|
|||||
№2 | Теплая вода для растений |
|
|
||||||
№3 | Игра «Солнечные зайчики» |
|
|
||||||
№4 | В мире пластмассы |
|
|
Список литературы:
- В.А Нагорная «Я+мир=?» Программа эколого-педагогического взаимодействия с детьми дошкольного возраста, страдающими аллергопатлогией. – Челябинск, 2006.
- В.А Нагорная «Я+мир=?» Методическое пособие. Педагогическое реабилитационное взаимодействие как предупреждение ограничений в развитии детей дошкольного возраста, страдающих аллергопатологией. – Челябинск, 2006.
- Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. -М., 2002.
- Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования От рождения до школы/ Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, А. А. – М., 2012.
- Перспективное планирование по программе « От рождения до школы» изд. – М., 2011г.
- Прохорова Л.Н., Балакшина ТА. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира//Формирование начал экологической культуры дошкольников Под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, 2001.
- Прохорова Л.Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – М.: Арки, 2005.
- Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации 2-е изд. – М: Мозаика – синтез, 2006.
- Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты.- Ярославль, 1997.