«Образ зимы в стихотворениях С.А. Есенина»

Автор: Шарапова Лилия Викторовна

Учитель русского языка и литературы МАОУ “СОШ №60 социальной адаптации детей-инвалидов” г. Улан-Удэ

«Образ зимы в стихотворениях С.А. Есенина»

Урок литературы в 6 классе

«Образ зимы в стихотворениях С.А. Есенина»

Цель: расширить представления учащихся о поэзии С.А. Есенина и ее значении в литературе. 

Задачи: 

Обучающие:  познакомить со стихотворениями поэта, выявить особенности изображения зимнего времени года, обучить навыкам литературоведческого анализа. 

Развивающие: способствовать развитию познавательной активности учащихся, творческих способностей, коммуникативных компетентностей. 

Воспитательные:  воспитывать чувство любви и гордости за свою родину.

Методические приёмы: технология развития критического мышления; выразительное чтение, ИКТ, элементы анализа текста.

На доске оформление: портрет С.А. Есенина, фотография зимних пейзажей, рязанских просторов, березы и пр.
На столе раздаточный материал (листы с изображением снежинок), учебник литературы (под ред В.Я. Коровиной, 2 часть) или распечатанные стихотворения «Мелколесье. Степь и дали», «Пороша». Тема урока не записана, она будет формироваться и уточняться  ребятами на протяжении занятия. Музыка П.И. Чайковского «Вальс снежинок из балета «Щелкунчик», толковый словарь.

Для продуктивной работы класс лучше поделить на группы.

 

Ход урока: 

Организационный момент.

1 Индукция – создание эмоционального настроя, включение подсознания.

Вступительная беседа.  

– Ребята, скажите, какое у каждого из вас любимое время года? (Ответы ребят)

– Как мой вопрос может быть связан с уроком литературы? (Ответы)

– Конечно, сегодня мы будем говорить о природе, которая всегда находит свое отражение в творчестве писателей и поэтов. Посмотрите на оформление доски и ответьте,  какого поэта мы сегодня будем изучать? (С.А.Есенина)

В этом году исполняется 125 лет со дня рождения С.А. Есенина. Наш урок литературы мы посвятим изучению его стихотворений, определим тему, выявим особенности в изображении природы. 

Фаза вызова

Посмотрите, пожалуйста, на оформление доски и подумайте, какие ассоциации (мысли) приходят вам в голову, когда вы слышите слово зима? Запишите эти слова в столбик на листах, которые лежат у вас на столах.

Звучит музыка П.И. Чайковского «Вальс снежинок из балета «Щелкунчик». На обдумывание и запись 2-3 минуты.

 

На доске: записано слово Зима (или проектировать на слайде) 

(Запись на доске в первый столбик, во второй столбик будем записывать слова и выражения из стихотворений С.А. Есенина, которые есть в учебнике)

(Ребята читают свои варианты слов)

Таблица 1 (см. приложение)

МОИ АССОЦИАЦИИ

Снег

Дорога

Сказка

Метель

Холод

Сугробы

Снежинки

Новый год

чудеса

Фаза осмысления

Поэты часто пишут стихотворения на тему природы.  Как вы думаете, почему? Что хотят показать, о чем рассказать?

Ответы детей: выразить свои чувства, рассказать о том, чем можно восхищаться, чтобы ценили и любили свой край.

В творчестве Сергея Александровича Есенина много стихотворений на тему природы.  Сегодня нам предстоит рассмотреть несколько его произведений и разобраться в особенностях изображения природы.

Подумайте и скажите, какова тема урока? (предположения ребят, несколько вариантов записать на доске) 

Зимой есть такое чудесное состояние, как только что выпавший снег: вокруг тишина, воздух свежий, снег мягко шуршит под ногами. Представили? Этот снег называется пороша.

– Сейчас мы с вами прочитаем стихотворение С.А.Есенина «Пороша» и посмотрим, как поэт с помощью слов изобразил это состояние. Учебник Литература В.Я.Коровина, 2 часть, стр. 163 или раздаточный материал.

– Назовите непонятные вам слова? (Пороша, клюка)

– Найдите эти слова в толковом словаре, можно вывести на экран:

Таблица 2

Слово  Значение
Пороша Свежий слой выпавшего с вечера или ночью снега. 
Клюка    Палка с загнутым концом, употребляемая для опоры при ходьбе. 

Работа в парах или группах.

– Выпишите из стихотворения слова, которые у поэта связаны с образом зимы (во 2-й столбик). (Работа учащихся 5 мин)

Таблица1 

На доске появляется запись:

Снег

Дорога

Сказка

Метель

Холод

Сугробы

Снежинки

Новый год

чудеса

Бубенцы

Дорога

Сани

Звон

Береза

Веселье

Рад

Любимая

 

– Посмотрите на запись. Мы собрали слова-ассоциации на тему «Зима». Какая она у поэта? А у вас?

-Ответы ребят: 

– Теперь проанализируем стихотворение по таблице. Вопросы в таблице в левом столбике, в правый – нужно записать ответы. Работа в парах или группах (6-8 мин.).

Заполнение таблицы 3

Вопросы для анализа Примерные ответы
1 Кто является лирическим героем в стихотворении? Стихотворение написано от 1 лица. Лирический герой едет куда-то мимо леса. («Еду. Тихо», «Дремлет лес под сказку сна»)
2 Какова основная мысль в стихотворении? Красив зимний пейзаж, в каждой мелочи красота.
3 Какие художественные приемы используются поэтом в стихотворении? Для чего? Эпитет: «Бесконечная дорога»». 

Метафора – «стелет шаль», «убегает лентой вдаль»

Сравнение – «словно белою косынкой», «понагнулась, как старушка».

Олицетворение – «дремлет лес», «повязалася сосна», «дорога убегает».

Использование различных художественных приемов позволяет повысить  эмоциональную выразительность, оказать воздействие на мысли и чувства читателей. 

4 Понаблюдайте, как изменяется речь и настроение лирического героя на протяжении всего стихотворения. Стихотворение начинается с рассказа о том, что герой едет на лошади в пору, когда выпал снег («Еду. Тихо. Слышны звоны под копытом на снегу…»). Дальше им описывается всё, что он видит в данный момент: «…серые вороны расшумелись на лугу», «дремлет лес», «сосна понагнулась, как старушка», «долбит дятел», простору много», «бесконечная дорога». Лирический герой восхищается красотой природы, после выпавшего снега все кажется волшебным и сказочным. Он не говорит прямо о своих чувствах, но в каждой строчке чувствуется его восхищение.  

Группы представляют свои работы, сравниваем, анализируем.

Прочитайте стихотворение ««Мелколесье. Степь и дали» (можно взять любые другие стихотворения на тему зимы, например  «Береза»), стр. 161-162. Определите время года, изображаемое в стихотворении, по каким словам вы догадались?  

Ответы ребят: «разливные бубенцы», «Эх вы, сани! Что за сани!
Звоны мерзлые осин».

– Какие чувства лирического героя выражаются в этом стихотворении? 

Ответы ребят (любовь к своему краю, гордость за свое крестьянское происхождение и т.д.)

Фаза рефлексии

На завершающем этапе урока мы составим синквейн, который станет итогом сегодняшнего урока. Какой изображает зиму или зимнюю природу С.А.Есенин (по одному или двум прочитанным стихотворениям)

Памятка, как писать синквейн, на столе или выведена на экран. Работа по составлению синквейна способствует развитию умения формулировать выводы и записывать их в краткой форме. 

Синквейн – это стихотворение, которое состоит из пяти строк:

1 строка – одно существительное, заключающее тему синквейна.

2 строка – два прилагательных, характеризующие тему синквейна.

3 строка – три глагола, описывающие действия, относящиеся к теме синквейна.

4 строка – фраза или предложение из четырёх слов, передающее отношение к теме. Это может быть и цитата или крылатое выражение, подобранное к теме синквейна.

5 строка – одно слово-резюме, дающее новую интерпретацию темы, выражающее личное отношение к ней.

1 зима

2 сказочный, тихий

3 еду, убегает, скачет

4 «Дремлет лес под сказку сна»

5 восхищение

Школьники зачитывают свои варианты синквейнов.

Итог урока:

Запишите ваши мысли о сегодняшнем уроке:

Сегодня я узнал….

На уроке я научился…

Мне было сложно…

Уточните, как можно было бы назвать сегодняшний урок? Варианты ответов, записать тему урока из тем, которые предложили ученики или сформировали совместно с учителем. Например, «Образ зимы в стихотворениях С.А. Есенина».

Стихотворения С.Есенина о природе проникнуты любовью, восторгом от ее красоты. Поэт видит в самом обычном и даже невзрачном что-то удивительное, что-то сказочное, подмечает каждую деталь в природе.

Сегодня мы не просто анализировали стихотворения, но и обращались к собственным чувствам, старались понять мысли и чувства поэта. Думаю, у нас это получилось. 

Домашнее задание у вас будет групповое: 1) подготовить собственные иллюстрации на тему «Зима», 2) выучить любое стихотворение С.А.Есенина о зиме, 3) найти и принести музыкальные произведения на тему зима, песни на слова Есенина, 4) подготовить сообщение-презентацию «Зима на полотнах русских художников».

 

«Образ зимы в стихотворениях С.А. Есенина»
Пролистать наверх