Семинар.

автор: Шпагина Светлана Сергеевна

учитель – логопед Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад № 2 «Рябинка» 964760 Россия Сахалинская область с.Горнозаводск,

Семинар.

Семинар «Дети с РАС»


Как выявить аутичного ребенка.
У нас еще мало опыта такой работы, поскольку на практике мы обычно встречаемся лишь с детьми, обладающими отдельными чертами аутизма.
Однако перечисленные трудности не освобождают нас от выполнения сложной работы по выявлению аутичного ребенка в группе детского сада. Безусловно, диагноз должен ставить только врач. 
Задача же педагога – выявить такого ребенка, помочь ему адаптироваться в детском коллективе и направить к специалистам. 
Поскольку в арсенале педагога, к сожалению, почти нет специальных разработок по выявлению аутичных детей, то лучшим помощником в такой работе будет личный опыт общения с детьми, терпение и умение наблюдать.

Черты ребенка-аутиста:
– не смотрит в глаза,
– не играет со сверстниками,
– не нуждается в контакте с окружающими,
– повторяет одни и те же слова или предложения,
– выполняет одни и те же механические движения,
– играет только с определенными игрушками,

– использует постоянные ритуалы,
– выстраивает предметы в ряд,
– избирателен в еде, 
– не любит телесный контакт,
– часто ходит босиком,
– плохо спит,
– играет один,
– делает бесцельные движения (взмахи руками, перебирание пальцами),
– сопротивляется переменам, 
– выполняет действия в определенном порядке,
– совершает действия, приносящие вред ему самому, 
– боится громких звуков, закрывает уши руками,
– избегает яркого света,
– нюхает предметы,
– быстро утомляется,
– хаотично передвигается по помещению…

Этапы помощи аутичному ребенку
Конечно же, каждый ребенок индивидуален. В особенности дети с расстройствами аутистического спектра. Они могут обладать самыми разными чертами и особенностями. Важно понимать, что подобный ребенок нуждается в квалифицированной помощи.

Мы рекомендуем родителям:
• посетить невролога (исключить проблемы, связанные с развитием головного мозга);
• посетить детского психиатра (он и поставит диагноз);
• пройти аппаратные обследование (МРТ, УЗИ головного мозга);
• обратиться за консультацией к клиническому психологу, учителю-дефектологу;
• начать работу с соответствующим специалистом.

Работа с родителями ребенка с расстройствами аутистического спектра.
Родители таких детей нередко обращаются за помощью к специалистам лишь после того, как отклонения в развитии и поведении ребенка становятся очевидными для всех. А до постановки окончательного диагноза иногда проходит еще не один год. Услышав страшное и незнакомое заключение, многие мамы и папы приходят в смятение.
А главное, услышав диагноз, многие мамы и папы ощущают себя бессильными и безоружными, так как не знают, чем можно помочь ребенку. Поэтому, работая с родителями этой категории детей, необходимо знакомить их с особенностями развития аутичных детей вообще и их ребенка в частности. Поняв, чем же конкретным отличается их ребенок от других, увидев его “сильные” и “слабые” стороны, мамы и папы могут совместно с психологом и педагогом определить уровень требований к нему, выбрать основные направления и формы работы. 

Коррекционная работа с любым ребенком, а с расстройствами аутистического спектра – тем более, будет более успешной, если ее проводить комплексно, группой специалистов: психиатром, невропатологом, психологом, логопедом, музыкальным работником и родителями. Но только при одном условии: работа специалистов и родителей должна проходить по одной программе.

Главная задача педагога – вовлечь ребенка в индивидуальную и совместную деятельность. С этой целью нужно применять в работе с ним как можно больше разнообразных форм взаимодействия, обогащая его эмоциональный и интеллектуальный опыт.

Мы сегодня не будем говорить о методах и приёмах коррекционной работы с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра. 
Изначально нам необходимо разработать рекомендации для педагогов, воспитателей по работе с детьми данной категории.


Рекомендации по работе с детьми с расстройствами аутистического спектра:
1. Принимайте ребенка таким, какой он есть. Если малыш не выполняет ваших указаний; отказывается от учебных занятий; не отвечает на вопросы и не обращается к вам с просьбами; не играет с другими детьми; самостоятельно не одевается; не умеет пользоваться ложкой; кричит и плачет, то это не значит, что он упрямый, вредный, избалованный ребенок, просто в силу своих особенностей он не способен выполнить ваши требования.
2. Обязательно понаблюдайте за ребенком в свободной деятельности и в процессе его общения с родителями. В ходе наблюдения отметьте для себя или письменно зафиксируйте: насколько ребенок привязан к родителям; как он с ними взаимодействует; устанавливает ли зрительный контакт; сохранна ли мелкая, общая моторика; какие предметы, занятия, виды деятельности привлекают внимание ребенка; в каких ситуациях он испытывает дискомфорт (плачет, кричит, проявляет агрессию); насколько развито понимание речи, собственная речь и т.д. Все собранные данные помогут вам наладить контакт с малышом и правильно организовать его поведение.
3. Проведите беседу с родителями малыша. В спокойной обстановке расскажите о том, что вас настораживает в поведении ребенка, спросите родителей, какие проблемы замечают они, как с ними справляются. Договоритесь с родителями о единстве подходов во взаимодействии с ребенком, посоветуйте обратиться за помощью к специальным педагогам (дефектологам), медицинским специалистам (детским психиатрам, врачам-неврологам) и порекомендуйте провести обследование ребенка на психолого-медико-педагогической комиссии с целью выбора программы обучения.
4. Если вам необходимо проводить учебные занятия с группой (подгруппой) детей, а ребенок мешает это делать, то заранее предложите ему «любимое занятие» (собирание мозаики, пазлов, конструктора «Лего», строителя и т.д.) или попросите помощника воспитателя позаниматься с малышом в отдельном помещении (спальне, раздевалке).
5. Во время прогулки держите малыша в поле зрения. Дети с РАС бывают двигательно расторможены, неусидчивы, импульсивны; они не способны понять и выполнить требования воспитателей – находиться на территории своего группового участка, поэтому могут уйти или убежать даже за пределы детского сада.
6. Никогда не заставляйте ребенка есть то, что едят остальные дети группы. Аутичный ребенок, как правило, имеет плохой аппетит и крайне избирателен в еде, поэтому договоритесь с родителями о том, как можно организовать питание малыша. Например, приносить в детский сад какие-либо продукты.
7. Постарайтесь предотвращать ситуации, в которых могут возникнуть негативные проявления в поведении ребенка. Если это сделать не удалось, и малыш кричит, плачет, бьется в истерике, попробуйте переключить внимание ребенка на то, что может его заинтересовать: покажите яркую динамичную игрушку, включите детскую песенку, зажгите фонарик, надуйте мыльные пузыри и т.д. Простые уговоры и увещевания не действенны, поскольку ребенок не понимает обращенной речи.
8. Помогите ребенку освоить навык самостоятельного одевания и раздевания. Большинство детей с РАС не способны овладеть этим навыком без специального обучения. Это связано либо с нарушениями в моторном развитии ребенка, либо непониманием последовательности действий. Поэтому целесообразно в раздевалке группы разместить схему одевания на прогулку в виде картинок с предметами одежды последовательно одеваемых детьми.

Уважаемые педагоги, мы надеемся, что разработанные нами рекомендации помогут всем нам лучше понять проблемного ребенка, наладить с ним контакт, сделать его пребывание в детском саду более комфортным.

Семинар.
Пролистать наверх