Урок “Формы записи алгоритмов”, 6 класс.

автор: Денисова Елена Викторовна

учитель информатики МБОУ СОШ №49 г. Шахты

Урок “Формы записи алгоритмов”, 6 класс.

Критерии оценивания алгоритма для исполнителя

Раздаточный материал_ блоки
Рабочий лист

Критерии  Да Нет
Команды алгоритма расставлены правильно
Верно составлена блок-схема
Дружно распределили роли

 

Урок по теме:  «Формы записи алгоритмов. 6 класс»

Тип урока:  комбинированный
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах.

Планируемые образовательные результаты:

предметные – представления о различных формах записи алгоритмов;

метапредметные – умения самостоятельно планировать пути достижения  целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи; умения информационного моделирования;

личностные – способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение развитого алгоритмического мышления для современного человека.

Решаемые учебные задачи:

закрепить представления об алгоритмах и исполнителях;

систематизировать имеющие представления учащихся о формах записи алгоритмов;

ввести понятие блок-схемы как формы записи алгоритма.

образовательная: продолжить формирование терминологического словаря учащихся по предмету, познакомить с  формами записи алгоритмов, изучить способы описания алгоритмов.
воспитательная: развитие познавательного интереса, воспитание информационной культуры;формирование информационной  культуры, чувство товарищества, ответственности за совместно выполняемую работу.
развивающая: развитие коммуникативных компетенций – развитие монологической речи, развитие навыков индивидуальной и групповой практической работы, развитие познавательных умений; развивать логическое мышление, память, внимание; умение наблюдать, сравнивать, анализировать и делать выводы; умение выполнять алгоритм по известным шагам.

 

Основные понятия, рассматриваемые на уроке:

алгоритм;

исполнитель;

блок-схема.

Используемые на уроке средства ИКТ:

персональный компьютер (ПК) учителя, интерактивная доска;

ПК учащихся.

Электронное приложение к учебнику:

1) презентация «Алгоритмы и исполнители»;

2) плакат «Алгоритмы и исполнители»

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов:

1) виртуальная лаборатория «Переливания» (156438);

2) интерактивное задание «Задачи на переливание» (195738);

 

Ход урока:

1.Организационный момент.

Определение психологического настроя учащихся (Определяют настрой на работу, на слайде с помощью утилиты множественного клонирования размещают смайлики разных цветов: красный  цвет – отлично, синий – хорошо, зелёный – волнуюсь.)

  1. Вступительное слово учителя: (слайд 1)

Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас и надеюсь, что сегодняшний урок будет интересным и полезным для вас. Сегодня на уроке у нас гости, желаем им приятного времяпровождения. А вам я желаю удачи, если мы хорошо поработаем, то урок получится содержательным. 

Скажите, что вы от урока ожидаете? (получить новые знания, интересной информации…). Если мы постараемся, то всего этого достигнем.

“Прежде чем что-нибудь делать, надо составить план”, – говорила Алиса из сказки “Алиса в Стране Чудес” Льюиса Кэрролла. Алиса была очень любопытной девочкой, она строила самые фантастические планы, но редко доводила их до конца, из-за чего частенько попадала в самые невероятные ситуации. Я желаю, чтобы все наши начинания, наши планы мы доводили до конечного результата и результат оказывался положительным.

В течение урока вы будете работать и сами оценивать свою работу в рабочих листах. 

Мы с вами продолжаем изучение интересной и важной темы «Алгоритмы и исполнители».
3. Повторение изученного материала:
Учитель: Напомните мне, пожалуйста, о чём мы говорили на прошлом уроке?

Ответ учащихся: об алгоритмах, об исполнителях алгоритмов, о системе команд исполнителя.

Учитель: Правильно! Давайте вспомним более подробно. (Выполнение задания №1 в рабочем листе).

  1. Соедини стрелками понятия и их значения
Понятие Значение понятия
Алгоритм Обстановка, в которой может действовать исполнитель
Среда исполнителя Человек, группа людей, животные и технические устройства, способные выполнить заданные команды
Система команд исполнителя Одну и ту же команду выполняет одинаково
Исполнитель Конечная последовательность шагов в решении задачи, приводящая от исходных данных к требуемому результату
Формальный исполнитель Набор команд, которые исполнитель «понимает» и может выполнить

 

Проверили, оценили себя. 

 

Вопрос: Кто является исполнителем алгоритмов? (Учащимся предлагается выполнить последовательность действий: встаньте, повернитесь, сядьте). Это алгоритм? Почему? (В алгоритме команды должны быть сформулированы однозначно).

Важна ли последовательность команд в алгоритме?

Для чего нужны алгоритмы?

Ответ:  чтобы выполнять разнообразные задачи.

Учитель: Хорошо! На все вопросы вы ответили правильно. Молодцы!
4. Изучение нового материала:

Если алгоритмы помогают нам выполнять разнообразные задачи, то можно сделать вывод, что и алгоритмы бывают разными, и записать их можно по-разному. 

Предлагаю вам решить пример, записав ход решения разными способами.

– Что вы можете сказать о возможных способах записи решения задач?

– Это не просто решение задачи, а пошаговый алгоритм, приводящий от исходных данных к результату и записанный в разных формах. 

Значит и тема урока: («Формы записи алгоритмов»

Вопрос. Чему мы должны сегодня научиться? Какая цель нашего урока? Каждый поставьте себе свою цель. Запишите в рабочем листе.

 

У вас на столе лежат четыре карточки. На каждой из них разными способами записаны алгоритмы. Посмотрите внимательно и скажите, чем они отличаются друг от друга?  

Ответ учащихся: Один записан словами, другой в таблице, третий с помощью геометрических фигур, а четвертый в виде программы.

Учитель: Правильно! Значит, какой вывод можно сделать? 

Ответ учащихся: алгоритмы можно записать по-разному.

Учитель: Верно! Разберем подробнее как же записываются алгоритмы.

(слайд 10) Словесная форма записи алгоритма – запись алгоритма в виде последовательности слов и (или) предложений.
(слайд 11) Графическая форма записи алгоритма – запись алгоритма в виде последовательности специальных графических блоков-обозначений.
(слайд 12) Табличная форма записи алгоритма.
(слайд 13) Программа – запись алгоритма в виде последовательности операторов-команд некоторого языка программирования.

Подумайте и скажите, пожалуйста, а с какой формой записи алгоритмов нам приходится сталкиваться в повседневной жизни? Приведите примеры.

Ответ учащихся: в словесной форме – список покупок, список дел, распорядок дня…

Учитель: Да, все правильно! Запишите это в рабочих листах

А какая форма записи наиболее наглядная?

Какие геометрические фигуры используются для записи алгоритма в блок-схеме ? (с помощью рабочего листа) 

  1. овал – начало и конец алгоритма
  2. параллелограмм  – ввод и вывод данных
  3. ромб – логическое условие
  4. прямоугольник – выполнение действия

Последовательность действий указывается с помощью стрелок, которые соединяют  фигуры, обозначающие шаги алгоритма.

Давайте разберем как записывается алгоритм «Переход улицы» в блок-схеме.  (объяснение учителя).

  1. Первичное закрепление

А теперь я вам предлагаю самостоятельно поработать с алгоритмами. У вас на столе лежит карточка с двумя заданиями: первое задание на выполнение алгоритма, записанного в словесной форме. Второе – составление блок-схемы того же алгоритма. Ответ запишите в правой колонке. (Работа в группах).

После выполнения задания учащимися, проверка осуществляется с помощью документ-камеры. 

  1. Творческое задание 

А теперь вам предстоит написать алгоритм  для исполнителя, оформить его любым способом. Ребята другой группы будут исполнителями вашего алгоритма и проверят его правильность. Не забудьте указать исходные данные и конечный  результат. Помним о правилах работы в группе.(Работа в группах)

1 группа: ЗАДАЧА «ПЕРЕПРАВА 1»

Человеку, находящемуся на берегу реки, нужно переправить на противоположный берег волка, козу и капусту. В лодку человек может взять одновременно только одного «пассажира». Нельзя оставить вместе волка с козой и козу с капустой.

Решение:

  • Переправить козу.
  • Возвратиться самому.
  • Переправить волка.
  • Возвратиться вместе с козой.
  • Переправить капусту.
  • Возвратиться самому.
  • Переправить козу.

  2 группа: ЗАДАЧА «ПЕРЕПРАВА 2»

Два солдата подошли к реке. По реке катались на лодке два мальчика. Лодка выдерживает одного солдата или двух мальчиков. Как солдатам переправиться на другой берег и вернуть лодку мальчикам?

3 группа: ЗАДАЧА «ПЕРЕЛИВАНИЯ»

Имеются два сосуда вместимостью 3л и 5л. Как с помощью этих сосудов налить из водопроводного крана 4 л воды?

Решение:

Наполняем из крана 5-литровый сосуд (1 шаг). 

Из 5-литрового сосуда отливаем 3 л в 3-литровый сосуд (2 шаг). Теперь в 5-литровом сосуде осталось 2 литра. 

Выливаем из 3-литрового сосуда воду в раковину (3 шаг). 

Теперь из 5-литрового сосуда выливаем те 2 литра воды в 3-литровый сосуд (4 шаг). Наполняем из бочки 5-литровый сосуд водой (5 шаг). 

И из 5-литрового сосуда дополняем водой 3-литровый сосуд. Получаем 4 литра воды в 5-литровом сосуде (6 шаг). 

Задача решена.

  1. Домашнее задание

Письменная часть домашнего задания будет 3-х уровневое. 1-й уровень – базовый, 2-й уровень – средний, 3-й уровень – повышенный. Есть затруднения – уровень 1, небольшие затруднения, но я справлюсь – уровень 2, затруднений нет – уровень 3. Каждый из вас должен выбрать уровень с учетом результата освоения материала урока. В помощь вам, я предлагаю воспользоваться следующим алгоритмом.

 

Уровень 1: РТ. №182, 179 (а)

Уровень 2: РТ. №180, 179 (б)

Уровень 3: РТ. №182*

Вспомним слова Алисы: “Прежде чем что-нибудь делать, надо составить план”.

Я желаю, чтобы дома при выполнении дом заданий вы планировали свою деятельность и у вас всё получалось.

  1. Рефлексия.

– Можете ли вы назвать тему урока?

– Какие формы представления алгоритмов теперь вы знаете?

– Какие трудности вы испытывали при выборе формы представления алгоритма и при описании конкретно блок-схемы?

– Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?

– Какое задание было самым интересным и почему?

– Где можно применить новые знания?

– Оцените свою работу на уроке. Работу класса.

 

Интересно? Что? 

Трудно? Что именно? 

Оценка своей деятельности 

Главная мысль после работы

 

Дополнительное задание (резерв): Исполнитель Колобок может выполнять следующие команды:

+n  – переместиться на n делений вправо,

-m  – переместиться на m делений влево,

!     – запомнить букву

Составьте алгоритмы, с помощью которых Колобок запишет героев одноименной сказки. (Начальное положение указано на рисунке.)

Алгоритм 1. Оформите в виде алгоритма рецепт приготовления каши из русской народной сказки «Каша из топора» 

Отрывок из сказки:

Поставил солдат топор вариться, помешивает, пробует. А старуха спрашивает:

-Ну, как? Вкусно?

– Скоро будет готово. – отвечает служивый. – Жаль вот только, посолить нéчем. 

Подумала старуха,  что можно немного соли дать:

– Посоли кашу, солдат,  а то топор невкусный получится.

Служивый посолил, снова попробывал.

– Хорошá будет каша! Ежели бы сюда ещё крупы добавить горсточку…

Старуха засуетилась, принесла солдату мешочек с крупой.

Добавил он крупы в котелок. Варил-варил, снова поробовал:

– Ох и каша хорошá получилась, пальчики оближешь! Не лишне было бы в неё чуток масла добавить, но если нет масла…

Старуха и договорить не дала:

– Как же нет! Немного масла найдётся.

Сдобрил служивый кашу маслицем и говорит:

– Давай старуха хлеба, да будем приниматься за кашу. А топор жестковат, нужно ещё поварить.

 


Алгоритм «Кто съел торт?»

  1. Напиши слово ТОРТ. 
  2. Убери третью букву. 
  3. Замени последнюю букву на К. 
  4. Прочитай слово справа налево. 
Результат выполнения алгоритма:

1. _______________________

2._______________________

3._______________________

4._______________________

Алгоритм «Открывание двери»

Задание:

Расставь действия в нужном порядке и составь блок-схему

Вставить ключ в замочную скважину 

Вынуть ключ 

Достать ключ из кармана

Повернуть два раза против часовой стрелки

Открыть дверь

 


Алгоритм «Что бывает в море?»

  1. Напиши слово МОРЕ. 
  2. Поменяй местами первую и последнюю буквы в слове. 
  3. Убери 2 первых буквы. 
  4. Припиши слева букву О. 
  5. Припиши слева букву Т. 
  6. Припиши слева букву Ш. 
Результат выполнения алгоритма:

1. _______________________

2._______________________

3._______________________

4._______________________

5._______________________

6._______________________

Алгоритм «Стирка белья»

Задание:

Расставь действия в нужном порядке и составь блок-схему

  1. Насыпать порошок
  2. Отжать бельё
  3. Повесить сушиться
  4. Потереть
  5. Налить воду
  6. Прополоскать

 


Алгоритм «Кто сидит в норе?»

  1. Напиши слово КРАСАВИЦА
  2. Убери первый слог
  3. Убери первый слог
  4. Поменяй букву В на букву  С
  5. Подставь первый слог ЛИ
Результат выполнения алгоритма:

1. _______________________

2._______________________

3._______________________

4._______________________

5._______________________

Алгоритм «Посадка дерева»

Задание:

Расставь действия в нужном порядке и составь блок-схему

    посадить саженец в ямку

    выкопать ямку

    полить саженец

    взять лопату  и саженец

поставить лопату и лейку на                        место

    засыпать ямку

3 группа: ЗАДАЧА «ПЕРЕЛИВАНИЯ»

Однажды Винни-Пух захотел полакомиться медом и пошел к пчелам в гости. По дороге нарвал букет цветов, чтобы подарить труженицам пчелкам. Пчелки очень обрадовались, увидев мишку с букетом цветов, и сказали: «У нас есть большая бочка с медом. Мы дадим тебе меда, если ты сможешь с помощью двух сосудов вместимостью 3 л и 5 л налить себе 4 л!» Винни-Пух долго думал, но все-таки смог решить задачку. Как он это сделал?

 

СКИ исполнителя ВОДОЛЕЙ:

Наполни А

Наполни Б

Перелей из А в Б

Перелей из Б в А

Вылей из А

Вылей из Б

Урок 25. Формы записи алгоритмов

Особенности изложения содержания темы урока

Рекомендуется следующая последовательность актуализации и проверки усвоения

изученного материала:

1) ученики отвечают на вопросы 1–5 на стр. 107 учебника;

2) производится визуальная проверка и обсуждение заданий в РТ;

3) совместно разгадывается кроссворд «Алгоритмы и исполнители» – №177 в РТ.

При изложении нового материала следует обратить внимание учащихся на то, что

некоторые формы записи алгоритмов им хорошо известны (например, список или

таблица). Более подробно рассматривается изображение алгоритма с помощью блок-

схемы.

Закрепление материала осуществляется при рассмотрении вопросов и заданий 1, 2, 4

и 5 на стр. 110 учебника. Желательно обсудить задание № 181. Обязательно выполняется

задание №183 в РТ.

При наличии соответствующего программного обеспечения на этом уроке следует

организовать работу учащихся по управлению некоторым исполнителем или в

виртуальной лаборатории.

Домашнее задание

  • 16, РТ: №179, №180, №182. Дополнительное задание: №184.

 

Урок по теме:  «Формы записи алгоритмов. 6 класс»

Тип урока:  комбинированный
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах.

Планируемые образовательные результаты:

предметные – представления о различных формах записи алгоритмов;

метапредметные – умения самостоятельно планировать пути достижения  целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи; умения информационного моделирования;

личностные – способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение развитого алгоритмического мышления для современного человека.

Решаемые учебные задачи:

закрепить представления об алгоритмах и исполнителях;

систематизировать имеющие представления учащихся о формах записи алгоритмов;

ввести понятие блок-схемы как формы записи алгоритма.

образовательная: продолжить формирование терминологического словаря учащихся по предмету, познакомить с  формами записи алгоритмов, изучить способы описания алгоритмов.
воспитательная: развитие познавательного интереса, воспитание информационной культуры;формирование информационной  культуры, чувство товарищества, ответственности за совместно выполняемую работу.
развивающая: развитие коммуникативных компетенций – развитие монологической речи, развитие навыков индивидуальной и групповой практической работы, развитие познавательных умений; развивать логическое мышление, память, внимание; умение наблюдать, сравнивать, анализировать и делать выводы; умение выполнять алгоритм по известным шагам.

 

Основные понятия, рассматриваемые на уроке:

алгоритм;

исполнитель;

блок-схема.

Используемые на уроке средства ИКТ:

персональный компьютер (ПК) учителя, интерактивная доска;

ПК учащихся.

Электронное приложение к учебнику:

1) презентация «Алгоритмы и исполнители»;

2) плакат «Алгоритмы и исполнители»

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов:

1) виртуальная лаборатория «Переливания» (156438);

2) интерактивное задание «Задачи на переливание» (195738);

 

Ход урока:

1.Организационный момент.

 

  1. Вступительное слово учителя: (слайд 1)

Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас и надеюсь, что сегодняшний урок будет интересным и полезным для вас. Мы с вами продолжаем изучение темы «Алгоритмы и исполнители». А девизом сегодняшнего урока я выбрала изречение древнего философа Конфуция «Кто повторяет старое и узнает новое, тот может быть предводителем». Но прежде чем приступить к изучению нового, давайте повторим старое, следуя словам Конфуция.

3.Повторение изученного материала:
Учитель: Напомните мне, пожалуйста, о чём мы говорили на прошлом уроке?

Ответ учащихся: об алгоритмах, об исполнителях алгоритмов, о системе команд исполнителя.

Учитель: Правильно! Давайте вспомним более подробно.

(слайд 2)

Вопрос: Конечная последовательность шагов в решении задачи, приводящая от исходных данных к требуемому результату, называется…

Ответ: алгоритмом.

(слайд 3)

Вопрос:  Кто может разрабатывать алгоритмы?

  1. Человек
  2.   Компьютер
  3.  Человек и компьютер 

Ответ:  человек.

(слайд 4)

Вопрос:  Кто может исполнять алгоритмы?

  1. Технические устройства
  2.  Человек и технические устройства 
  3.  Человек 

Ответ: человек и технические устройства.

(слайд 5)

Вопрос:  Как называется человек, группа людей, животные и технические устройства, способные выполнить заданные команды?
Ответ: исполнитель.
(слайд 6)
Вопрос: Все команды, которые исполнитель может выполнять, образуют…
Ответ: систему команд исполнителя (СКИ).
(слайд 7)
Вопрос:  Кого можно назвать формальным исполнителем?

  1. Человека
  2.  Робота
  3.  Человека и робота 

Ответ:  робота.

(слайд 8)

Вопрос: Для чего нужны алгоритмы?

Ответ:  чтобы выполнять разнообразные задачи.

Учитель: Хорошо! На все вопросы вы ответили правильно. Молодцы!

  1. Изучение нового материала:

Если алгоритмы помогают нам выполнять разнообразные задачи, то можно сделать вывод, что и алгоритмы бывают разными, и записать их можно по-разному.

Тема нашего сегодняшнего урока: «Формы записи алгоритмов» (слайд 9)

Откройте, пожалуйста, ваши тетради и запишите сегодняшнюю дату и тему урока.

 

У вас на столе лежат четыре карточки. На каждой из них разными способами записаны алгоритмы. Посмотрите внимательно и скажите, чем они отличаются друг от друга?  (Приложение 2).

Ответ учащихся: Один записан словами, другой в таблице, третий с помощью геометрических фигур, а четвертый на языке ЛОГО/в виде программы.

Учитель: Правильно! Значит, какой вывод можно сделать? 

Ответ учащихся: алгоритмы можно записать по-разному.

Учитель: Верно! Разберем подробнее как же записываются алгоритмы.

(слайд 10) Словесная форма записи алгоритма – запись алгоритма в виде последовательности слов и (или) предложений.
(слайд 11) Графическая форма записи алгоритма – запись алгоритма в виде последовательности специальных графических блоков-обозначений.
(слайд 12) Табличная форма записи алгоритма.
(слайд 13) Программа – запись алгоритма в виде последовательности операторов-команд некоторого языка программирования.

Скажите пожалуйста, а с какой формой записи алгоритмов нам приходится сталкиваться в повседневной жизни? Приведите примеры.

Ответ учащихся: в словесной форме – список покупок, список дел, распорядок дня…

Учитель: Да, все правильно!

Запишите себе в тетрадь: (слайд 14, первая часть)
Для записи алгоритма в блок-схеме используются следующие геометрические фигуры: (слайд 14, вторая часть)

  1. овал – начало и конец алгоритма
  2. параллелограмм  – ввод и вывод данных
  3. ромб – логическое условие
  4. прямоугольник – выполнение действия

Последовательность действий указывается с помощью стрелок, которые соединяют  фигуры, обозначающие шаги алгоритма.

Давайте разберем как записывается алгоритм «Подготовка к уроку» в блок-схеме. (слайд 15).  (объяснение учителя).

А теперь я вам предлагаю самостоятельно поработать с алгоритмами. У вас на столе лежит карточка с двумя заданиями: первое задание на выполнение алгоритма, записанного в словесной форме. Второе – составление блок-схемы того же алгоритма. Ответ запишите в правой колонке. (Приложение 3).

После выполнения задания учащимися, к доске вызываются два ученика и на доске пишут ответы. Краткое обсуждение правильности выполнения задания.

  1. Практическая работа.

Молодцы! Переходим к практической работе. Вам предстоит написать программу для исполнителя Черепашка по заданному алгоритму. Переходим к компьютерам, открываем «ЛогоМиры» и выполняем алгоритм (карточки с заданиями лежат на рабочем месте). Результат сохранить у себя в папке под именем «Звезда». (слайды 16, 17)

  1. Итог урока.

Визуальная оценка работ за компьютером.

Запись домашнего задания (слайд 18), выставление оценок.

Спасибо за урок! (слайд 19)

Урок “Формы записи алгоритмов”, 6 класс.
Пролистать наверх