“Учимся расслабляться”

Автор: Яшпугалова Елена Анатольевна

педагог-психолог МБОУ “СОШ №1” г. Шумерля

“Учимся расслабляться”

Занятия на снятие психоэмоционального напряжения у младших школьников «Учимся расслабляться»

Цель: познакомить со способами снятия накопленного напряжения и снижением уровня  тревожности у детей младшего школьного возраста.

 Задачи: 

  – Снятие психического и эмоционального напряжения.

  – Развитие лучшего понимания себя

  – Овладение способами релаксации и обретения спокойствия

  – Повышение самооценки 

 

Оборудование: бумага, карандаши, фломастеры.

 

Ход занятия:

Приветствие:

– Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами проведём необычное занятие. Но прежде чем узнать, чем мы с вами будем сегодня заниматься, я хочу познакомиться с вами. И предлагаю вам поиграть. 

Игра «Имя»

Цель: знакомство участников группы, снятие тревожности.

– У каждого из вас сейчас есть возможность сообщить нам свое имя и что-нибудь рассказать о себе, о том, что у вас лучше всего получается, или о том, чем вы любите заниматься в свободное время. Подумайте, что вы хотите рассказать нам о себе …А теперь начнем! И вот такой замечательный котик тоже сегодня будет с нами играть.

Меня зовут … и я очень люблю петь… (Передают сердечко по кругу.)

 

Игра «Комплементы». 

 Все участники игры сидят на стульях в кругу. Слова ведущего: «Ребята, нам всем очень нравится, когда нам говорят комплименты, то есть что-то хорошее о нас. Какие мы добрые, заботливые, умные, красивые. Нам сразу становится радостно и тепло на душе, мы становимся более уверенными. И сейчас я предлагаю вам сказать по кругу своему соседу справа комплемент. Называем имя и говорим что-то хорошее о соседе. Я начну. Маша, ты очень красивая!

Обсуждение упражнения.

 

Психолог: Вот мы с вами и познакомились и расслабились немного и теперь  нам с вами нужно установить в группе свои правила. 

  • соблюдаем правило «поднятой руки»;
  • говорим по одному;
  • слушаем друг друга, не перебиваем;
  • работаем активно;

Психолог – Ребята, сегодня с вами мне бы хотелось поговорить о чувствах. А чтобы вы поняли, о каком чувстве мы будем говорить, я расскажу вам одну историю про девочку Галю.
Галя приехала к бабушке в деревню. Однажды она гуляла недалеко от реки, собирала цветы, пела песенки, и вдруг услышала, что позади нее кто-то зашипел: “Ш-ш-ш!” Галя обернулась и увидела большого гуся. Она испугалась и побежала домой. Прибежала к бабушке и рассказывает: “Я испугалась гуся! Он громко шипел и хотел меня ущипнуть” Бабушка успокоила Галю.

– Какое чувство испытала Галя, ребята? Да, правильно, она испугалась.
Что это за чувство?
– Вы испытывали чувство страха, вам было когда-нибудь страшно? Предлагаю вспомнить ситуации, которые с вами происходили в школе и вы испытывали чувство страха и тревоги

Вывод: Мы с вами выяснили, что есть школьные ситуации, когда мы испытываем волнение и тревогу. Наши страхи, волнение как тучки, нависают над нами, надвигаются на нас. Нам надо научиться разгонять тучки, расслабляться, справляться с волнением и тревогой перед трудной работой. Посмотрите сколько тучек у нас, мы сейчас их попробуем разогнать. А в этом нам помогут простые упражнения, которым я вас научу. Выполнив все упражнения, мы развеем эти тучки волнения и увидим, что же произойдет.

 

Упражнение «Лимон»

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Представим, что держим в руках по лимону. Лимоны забрали ваши волнение, страх, неуверенность пред контрольной работой или любой важной работой. Начинаем сжимать ладошки в кулаки, давим, сжимаем лимоны, давим-давим пока всё волнение и страх вместе с соком не выжмем. Разжали ладошки, встряхнули (повтор 3-4 раза).

 

Упражнение «Кошечка».

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

А теперь давайте сядем. Закройте глаза и вообразите себя ленивой кошкой или котом. Начинаем потягиваться подобно этим грациозным животным. Руки вытягиваем вперед, затем поднимаем вверх над головой, теперь откидываем назад, тянемся-тянемся и окидываем руки вниз к бокам резко и с расслаблением. Затем снова повторяем тоже самое, тянемся к потолку, откидываем руки назад и возвращаемся с упоением и наслаждением в исходную позу.

 

Упражнение «Солдат и тряпичная кукла». 

Итак, предлагаем детям представить, что они солдаты. Вспомните вместе с ними, как нужно стоять на плацу, – вытянувшись в струнку и замерев. Пусть ребята изобразят такого военного, как только вы скажете слово «солдат». После того как дети постоят в такой напряженной позе, произнесите другую команду – «тряпичная кукла». Выполняя ее, дети должны максимально расслабиться, слегка наклониться вперед так, чтобы их руки болтались, будто они сделаны из ткани и ваты. Помогите им представить, что все их тело мягкое, податливое. Затем ребята снова должны стать солдатом и т. д.

Примечание. Заканчивать такие игры следует на стадии расслабления, когда вы почувствуете, что дети достаточно отдохнули.

Молодцы ребята! 

 

Психолог: Представьте, что вы несёте тяжёлый чемодан. Представили? Покажите, что несёте тяжёлый чемодан. Донесли, поставили. Что все дружно сказали? Уф!! И выдохнули. Прислушайтесь к своему дыханию «вдох-выдох». С помощью дыхания можно помочь себе при волнении. Кто-нибудь знает, как?

 

“Мыльные пузыри”

Цель: показать, что дыхание является способом релаксации и обретения спокойствия; научить правильно, дышать, используя жизненный или игровой опыт ребенка.

Все вы не раз надували мыльные пузыри. Сделаем круг из пальчиков. Вдохнем воздух и медленно, в круг из пальцев, выдохнем воздух, имеющийся в легких. Замрем и понаблюдаем за парящими мыльными пузырями. Можно их сосчитать. (Это упражнение можно сделать с настоящим приспособлением для мыльных пузырей).

 

  1. Упражнение «Скажи о себе что-нибудь хорошее»

Психолог: Ребята, мы свами в начале упражнения уже говорили другу комплементы. Мы поняли, что слышать от  друзей хорошие слова очень приятно. А сейчас давайте попробуем сказать сами про себя, что то хорошее. А раздам вам карточки, на них написаны незаконченные предложения. Вам нужно прочитать предложение и закончить его. Работаем по кругу.

Каждый из участников вытаскивает из колоды карточку, на которой написано незаконченное предложение. Его надо закончить вслух. Дети отвечают по кругу. Карточек должно быть не меньше количества детей. Примеры незаконченных предложений:

 

– Мне нравится, что я…(умный, ношу модные джинсы, быстро бегаю и.);

– Вчера я сделал хорошее дело…(убрал в комнате, сделал задание, помыл посуду и др.);

– У меня есть такое хорошее качество, как …(доброжелательность, дружелюбие, умею постоять за себя, доброта и др.);

– Меня можно похвалить, например…(я не плачу, помогаю родным и др.);

– Я люблю заниматься…(вязанием, чтением, гулять, играть в компьютер);

– Я люблю себя за то, что я …(добрый, вежливый, умный и др.);

– Я расскажу вам о своем хорошем поступке. Однажды…(уступила билет подруге, помогла старушке, отдала конфету маме и др.).

 

Молодцы!

После проведения каждый отвечает на вопрос: « Как я чувствовал себя, говоря о своих положительных качествах?». Ребята очень важно уметь рассказывать о себе хорошее, говорить о своих хороших делах и поступках. От этого в становитесь более уверенными в себе.

 

Упражнение  «Солнышко с лучами» 

Педагог-психолог: Ребята для выполнения нашего упражнения нам потребуется альбомный лист, фломастеры или карандаши.

Нарисуйте, пожалуйста, солнышко с лучами. (Никаких требований к рисунку не предъявляется, ребёнок рисует солнышко где угодно в переделах листа и чем ему нравится.)

Педагог-психолог: А теперь расскажите о вашем солнышке.

-Солнышко — какое оно?

-Яркое, жёлтое, красное, доброе, тёплое, радостное…

-А теперь представь, что солнышко — это вы. У солнышка ваше имя.

Подпишете, своё имя на солнышке. У солнышка обязательно должны быть лучи. Если их немного, то подрисуйте до 7-9 лучиков.

Учащиеся: перечисляют достоинства своего солнышка.

Педагог-психолог: – Вы перечислили, какое солнышко замечательное: тёплое, светлое, доброе…Давай подпишем каждый лучик солнышка, называя какое-то ваше замечательное качество. Какие вы?

Можно помочь детям, которые растерялись, сказав, например: «Я считаю, что ты добрый. А ещё какой?»

Каждое названное вами или ребёнком качество подписывается вдоль лучика. Педагог-психолог: Ребята наша задача: постараться, чтобы каждый лучик был назван. И для этого я позволяю вам немного пофантазировать, прихвастнуть.

Не стоит возражать, даже если считаете, что это качество или привычка у них не развито или вообще отсутствует. Так можно услышать, что ребёнок считает своими достижениями

Самое главное работать в позитиве, и можно увидеть, как меняется настроение детей. И результат не заставит себя ждать.

Педагог-психолог: Кто – то хочет поделиться своим солнышком, рассказать о нем?

Учащиеся делятся своими работами.

Психолог: Ребята, когда у вас будет плохое настроения, вы будете сильно огорчены или испытывать чувство тревоги, посмотрите на эти солнышки и вспомните какие вы замечательные, вы все сможете и у вас все получится. Носите солнышко с собой, и вы всегда будете уверены в своих силах.

-Наши солнышки такие теплые, яркие. Посмотрите, они разогнали последнюю тучку посмотрите, что произошло – вышла Радуга. И вот также и у нас свами, когда мы справляемся с волнением, с тревогой и нас появляется чувство душевного спокойствия, радости. Как сейчас мы с вами разогнали все тучки, так и вы можете  преодолеть любое волнение, тревогу перед сложной работой, просто выполняя эти упражнения, с которыми мы сегодня познакомились. У вас все всегда получится!

 

Рефлексия:

Ребята, на этом наше занятие с вами закончилось. Мне очень понравилось наше сегодняшнее занятия. А понравилось ли оно вам, было ли оно для вас полезным, вы мне сейчас это покажите? 

Посмотрите на смайлики. Ребята почувствуйте, какое у вас настроение?. Кому понравилось занятие, у вас отличное настроение, вы выполняли все упражнения с удовольствием, вам было легко – подойдите к улыбающемуся смайлику.

Но может быть, кому то из вас было немного тяжеловато, не все упражнения получились, не все понравилось – подойдите к этому смайлику.

Ну а бывает у нас такое, что кому было тяжело, не все упражнения удалось выполнить, не все понравились – подойдите к этому смайлику.

 

Спасибо вам большое за работу! А в память о нашей встрече я хочу вам подарить кусочек нашей радуги, только он с секретом. Смотря на радугу – у вас будет подниматься настроение, а на обратной стороне радуги упражнения, выполняя которые вы будете сохранять свое хорошее настроение, расслабляться перед трудной работой. Эти упражнения можно выполнять и дома, вместе с родителями. 

 

“Учимся расслабляться”
Пролистать наверх