автор: Бондарь Марина Викторовна
Воспитатель МДОУ ДС Водник г. Краснослободска
Открытое занятие “Я и моя семья”
НОД в старшей группе “Я и моя семья”
Воспитатель: Бондарь Марина Викторовна.
Цель: воспитание у детей чувства любви к близким людям; желание заботится друг о друге, быть внимательными.
Задачи:
Образовательные:
– формировать у детей элементарные представления о семье, ее роли в жизни человека.
– закрепить представления о родственных связях и взаимоотношениях.
Развивающие:
– упражнять детей в умении составлять творческие рассказы (о своей семье, называя близких родственников) с помощью мнемотаблицы «Я и моя семья»
– развивать монологическую речь.
Воспитательные:
– воспитание у детей инициативности и самостоятельности в речевом общении со взрослыми и сверстниками.
Предварительная работа:
– отгадывание загадок о семье;
– заучивание стихотворений о семье;
– заучивание пословиц, поговорок о семье, о доме;
– рассматривание семейных фото;
– заучивание физ. минутки: «Семейная зарядка».
Материал: мнемотаблица «Я и моя семья», указка, клубок нитей, по два кружка оранжевого и черного цветов для каждого ребенка.
Ход занятия:
Воспитатель: – Ребята, посмотрите, сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся и улыбнемся им. Давайте и друг другу тоже улыбнемся. Мне кажется, что в нашей группе стало даже светлее. Пусть это светлое и радостное настроение на весь день останется с вами.
Ребята, посмотрите пожалуйста на доску. Попробуйте разгадать ребус и вы узнаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить.
Правильно-Семья.
А теперь Рита нам расскажет стихотворение, что же это такое- Семья…
Воспитатель: – Семья – это люди, которые живут вместе и любят друг друга, ухаживают друг за другом, помогают друг другу. Как должны относится люди друг к другу в семье? (дружить, любить, ухаживать, защищать).
Воспитатель: – У каждого из вас есть семья близких родственников. Как вы думаете: кого мы называем близкими родственниками?
Дети: ( маму, папу, бабушку, дедушку, сестру, брата).
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам составить рассказы о ваших семьях с помощью этой таблицы. Послушайте рассказ о моей семье. (рассказ по мнемотаблице).
Воспитатель: – Ребята, а теперь давайте немного подвигаемся.
Физ. минутка: «Семейная зарядка».
Осенью, весной, летом и зимой
Мы во двор выходим дружною семьей. (шаги на месте).
Встанем в круг и по порядку (встаем в круг)
Дружно делаем зарядку. (руки на пояс)
Мама руки поднимает, (руки вверх)
Папа бодро приседает (приседание).
Повороты вправо, влево (повороты)
Делает мой братик Сева.
Я сама бегу трусцой (бег на месте)
И качаю головой (покачивание головы из стороны в сторону).
Ребята, все мы любим своих мам и пап, бабушек и дедушек, братьев и сестер.
– А что значит «любить»? (ответы детей). Правильно, ребята.
Любить – это значит помогать во всем, беречь и заботится, делать приятное, быть рядом друг с другом, жить в мире и согласии, не ссорится.
Воспитатель: – Ребята, давайте вспомним с вами пословицы и поговорки о семье, о доме. Я начну, а вы закончите:
Игра «Народная мудрость»:
– в гостях хорошо, а дома… (лучше).
– не нужен клад, когда в семье…(лад).
– семья вместе, так и душа на…(месте).
– семья в куче – не страшна…(туча).
– дети не в тягость, а…(в радость).
Воспитатель: – Ребята, я хочу вам открыть один семейный секрет. Посмотрите, у меня есть веник. Давайте попробуем, можно ли его сломать? (дети пробуют: не ломается). А отдельные прутики? (дети ломают). Так и наша семья: когда мы все вместе, то она очень крепкая и ее нельзя «сломать».
Игра «Радость или огорчение».
Воспитатель: – Мы с вами уже говорили о том, что в семье вас любят, заботятся о вас. А ваши поступки могут радовать или огорчать ваших близких.
Сейчас я вам раздам по два кружка оранжевого и черного цветов. Как вы думаете: какой из них обозначает радость? (оранжевый), а какой огорчение? (черный). Я называю поступок, а вы с помощью кружка показываете порадует или огорчит поступок ваших близких.
-Вы съели на завтрак всю кашу;
-Вы подрались с другом;
-Разбросали по комнате все игрушки;
-Помогли маме мыть посуду;
-Нагрубили бабушке;
-Нарисовали и подарили папе красивый рисунок;
-Перед сном пожелали всем «спокойной ночи»;
-Порвали новую книжку;
-Хорошо вели себя в детском саду.
Воспитатель: – Так давайте будем совершать только хорошие поступки, чтобы не разочаровывать своих близких.
Воспитатель: – Ребята, о чем с вами мы сегодня говорили? (ответы детей). Мы говорили о том, что семья – это люди, которые живут вместе и любят друг друга, ухаживают друг за другом, помогают друг другу. Мы все должны относится друг к другу с любовью, ухаживать друг за другом, любить, защищать друг друга.
А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Связующая нить». Для этого нам нужно сесть в круг.
(воспитатель вместе с детьми садятся в круг на ковре и передают клубок друг другу).
Воспитатель: – Я начну передавать клубок ниток и чтобы все, у кого уже был этот клубок держались за нить. Передавая клубок, скажите себе или своим товарищам любые пожелания. А сейчас держите нить крепче и закройте глаза. Представьте себе, что вы одно целое, одна семья. Каждый из вас важен и значим в этом целом. Вас любят, о вас заботятся в детском саду и дома, и вы должны отвечать им тем же.
Послушайте стихотворение:
Волшебный символ жизни – семья,
В нем капелька Отчизны, в нем – я.
В нем мама, папа, братик, сестра,
В нем маленький квадратик двора.
В нем солнце, и березка, и дом,
В нем все согретое теплом.
Желаю, чтобы в ваших семьях всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.
Спасибо вам. Мне было очень приятно с вами общаться. Вот и закончилось наше занятие.