автор: Гафиятова Язиля Рашидовна

Музыкальный руководитель МБДОУ «Детского сада №12» г.Воркуты

тема: Игра на музыкальных инструментах как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Опыт работы музыкального руководителя

Гафиятовой Язили Рашидовны

по теме: «Игра на музыкальных инструментах как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста»

 

      Музыкальные способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Они способствуют развитию личности ребенка в целом. Как утверждают выдающиеся психологи Лев Семенович Выготский, Леонид Абрамович  Венгер, и др. «Основой музыкальных способностей являются: чувство лада, чувство ритма и музыкально — слуховые представления». Музыка познается ребенком как источник положительных эмоций, который расширяет его жизненный опыт, стимулирует к активной деятельности.

   В последнее время сложилась такая ситуация, что ребенок начинает принимать за музыку произведения новомодных, но не долговечных на сцене исполнителей, чье «искусство» ограничивается незамысловатыми банальными ритмами и сюжетными штампами. Между тем доступность музыки не гарантирует ее высокую художественную ценность и может тормозить развитие музыкальных способностей у детей.

    Эти ситуации можно избежать, если первоначальное музыкальное воспитание детей будет осуществляться с опорой на традиции народной музыки и исполнительства на детских музыкальных инструментах.Исходя из актуальности данного направления в работе с детьми, была определена тема настоящей работы: Игра на детских музыкальных инструментах как средство развития музыкальных способностей дошкольного возраста.

За короткое время работы в детском саду  ,я обратила внимание на то ,что игра на детских музыкальных инструментах не требует от детей особых музыкальных способностей, этот вид деятельности дает положительные результаты для всех детей без исключения. Детей привлекают не только звучание и вид инструментов, но и то, что они могут сами извлекать из них звуки.     

   

Музицирование на детских инструментах способствует развитию музыкальной памяти,мышления, внимания, фантазии, творческие и аналитические  способности. Дети начинают чище и выразительнее петь, улучшается качество музыкально-ритмических движений. Далеко не все дети правильно и хорошо двигаются под музыку, поют , объясняют свои впечатления о прослушанных произведениях, поэтому игра на музыкальных инструментах в некоторой степени компенсирует их вынужденную бездеятельность.В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности.

 

   

     Работу по обучению детей игре на ДМИ я провожу организованно и последовательно. Знакомство с инструментами осуществляется как на музыкальных занятиях по 5-7 минут, так и во время индивидуальной работы с детьми. Мы вместе с воспитателями стараемся применять различные методические приёмы: показ иллюстраций, игрушек,использование музыкально-дидактических игр, музыкальных лесенок.

Как мы используем игру на ДМИ на праздниках и развлечениях?

В программу утренников входят различные виды музыкальной деятельности: дети поют, танцуют, играют в музыкальные игры, водят хороводы. Использование на праздниках и в развлечениях музыкальных игрушек и инструментов даёт возможность сделать их более интересными, привлекательными, развивается самостоятельная музыкальная деятельность детей, желание выполнять хорошо знакомые движения с игрушками, играть на различных инструментах в группе и дома.

Немаловажную роль на праздниках мы отводим детскому исполнению на инструментах – дети играют в оркестре, играют небольшими ансамблями  и индивидуально. После таких праздников ребята долго живут впечатлениями от него, вспоминают и повторяют понравившиеся им выступления самостоятельно в группе, организуют концерты.

   При обучении детей я  создаю положительный эмоциональный климат на занятиях, что в свою очередь, позволяет успешно освоить практический материал. Опираясь на программные задачи и требования, а также изучив опыт работы других коллег-музыкальных руководителей, я систематизировала материал по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах, подобрала музыкально-дидактические игры,которые помогают поближе познакомиться с инструментами, ритмом .

 

      Начав работу по этой теме , мы с воспитателями подготовительных групп  поставили цель сделать уголок с самодельными шумовыми инструментами. А реализовать идею помогли родители воспитанников данных групп. Ведь  инструменты сделаны из знакомых им материалов и выглядят совсем по- другому,намного интереснее. Они заставляют ребенка по-новому услышать мир звуков. Звуков вокруг нас много, и они такие разные! Там жалобно мяукает котенок, здесь празднично позванивает хрусталь, таинственно шуршат под ногами листья, визжит тормозами машина, воет ветер. Играя на самодельных музыкальных инструментах, дети понимают: все, что окружает нас, звучит, и каждый звук может стать музыкой. Надо только постараться услышать эту музыку. Таков первый шаг к элементарному музицированию. В результате работы, мы разнообразили предметно-развивающую среду в ДОУ, творческий подход и заинтересованность педагогов, родителей помогли нашим детям окунуться в мир музыки и расширить представление о ней, развить воображение, активизировать эмоциональную сферу, мышление, речь. Познание музыки и ее красоты происходит не только на музыкальных занятиях, праздниках, развлечениях, но и в музыкальных уголках каждой группы.Все это привело к сплаченности детей , педагогов и родителей,объединенных одной целью и общим делом.

 

          В своей работе я опираюсь на принцип – «от простого к сложному»

Чем младше ребёнок, тем проще ему нужен музыкальный инструмент. Одновременно существует и другая связь: чем беднее музыкальный опыт ребёнка, чем ниже уровень его музыкальности, тем с более простых инструментов следует начать обучение.

    На начальном этапе первыми инструментами детей становятся ударные шумовые во всём их богатстве и разнообразии. Дети учатся узнавать и различать звуки бубна, погремушки, барабана, деревянных ложек, маракаса и др.Каждый инструмент  нужно вносить, создавая игровую ситуацию. Постепенно у детей воспитывается эмоциональная отзывчивость на знакомые детские музыкальные инструменты, появляется желание самостоятельно играть на них.

      Следующий этап – обучение детей игре на музыкальных инструментах, имеющих звукоряд. Наиболее удобны для этого металлофон и ксилофон. Сначала ребята учатся правильно держать молоточек, с помощью которого извлекаются звуки.После того, как дети почувствовали, что звуки могут быть низкими и высокими, громкими и тихими, долгими и короткими, мы начинаем игру несложных песенок на одном звуке. С самого начала мы учим детей точно воспроизводить ритм. Для этого предлагаю прохлопать ритм, проиграть с помощью различных ударных инструментов (бубнов, ложек, музыкальных молоточков).После того, как дети научились передавать ритмический рисунок разных мелодий, построенных на одном звуке, мы переходим к разучиванию попевок, построенных на двух, а затем трёх и более звуках, с более усложнённым ритмическим рисунком.

      На третьем этапе мы выбираем произведение для оркестровки. Ребята слушают музыкальное произведение в моём исполнении или аудиозаписи. Они выбирают понравившееся им произведение. Затем я предлагаю детям  инструменты, на которых можно оркестровать данное произведение. Все партии разучиваются индивидуально и только потом объединяются в единое целое.

     

       Итог наших занятий — выступления оркестра на детских праздниках и развлечениях. Именно здесь дети учатся быть ответственными, внимательными, дисциплинированными. А если зрители – не только ребята, но ещё и любимые родители, то и радость от успеха чувствуется вдвойне.

Анализируя проведенную работу по данному направлению можно сказать, что игра на детских музыкальных инструментах помогает развивать музыкальные способности детей: тембровый, динамический, звуковысотный слух, чувство ритма, музыкальную память.

Дети сами ориентируются в разнообразных приёмах игры, у них развивается слуховой контроль и умение исправлять неточности в своём исполнении. Ребенок начинает чувствовать  ответственность за правильность исполнения своей партии, медленно,но верно учится преодолевать в себе неуверенность, робость, вливается в коллектив. Игра на инструментах приносит  детям удовлетворение в эмоциональном плане. На занятиях царит атмосфера увлечённости и вдохновения. Некоторые ,ранее не увлеченные музыкой дети, начали проявлять эмоции и любовь к музыке .А ребята старшего дошкольного возраста изъявили желание посещать музыкальную школу.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *