автор: Гусейнова Альфия Ибрагимовна

учитель изобразительного искусства и черчения МОУ «Средняя общеобразовательная школа №4 г. Надыма»

Рабочая программа внеурочной деятельности по изобразительному искусству.

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №4 г. Надыма»

Программа

внеурочной деятельности

художественной мастерской

«Колорит»

для  школьников  6 класса

Автор программы:

Гусейнова Альфия Ибрагимовна

учитель изобразительного искусства

МОУ  СОШ №4 г. Надыма

2019 г.

Пояснительная записка

      В соответствии с ФГОС основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением через организацию урочной и внеурочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.

   Внеурочная деятельность, как составная часть основной образовательной программы ОУ, является образовательной деятельностью, осуществляемой в формах, отличных от классно-урочной системы обучения.

   Целью внеурочной деятельности является содействие в обеспечении достижения ожидаемых результатов обучающихся школы в соответствии с основными образовательными программами учреждения, создание условий для  проявления и развития детьми своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

    Внеурочная деятельность способствует решению образовательных, воспитательных и развивающих задач:

— создание условий для наиболее полного удовлетворения потребностей и интересов обучающихся;

— расширение и углубление умений и навыков, предусмотренных учебными программами;

— формирование и развитие умений применять знания на практике;

— воспитание потребности в самовоспитании и самообразовании;

— личностно-нравственное развитие и профессиональное самоопределение обучающихся;

— обеспечение социальной защиты, поддержки, реабилитации и адаптации обучающихся к жизни в обществе;

— формирование общей культуры обучающихся и здорового образа жизни;

— воспитание у обучающихся гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, природе, семье.

    Программа  внеурочной деятельности художественная мастерская  «Колорит» для 6 классов является модулем программы внеурочной деятельности для 1-8 классов «Студия изобразительного искусства».

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процессаи одной из форм организации свободного времени учащихся.

Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.

Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.

 

Актуальность, педагогическая целесообразность программы

    Изобразительная деятельность имеет  огромное значение в развитии и воспитании детей. Данная программа педагогично целесообразна т.к.  содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия, она способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребенка, его эмоциональной отзывчивости.    Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами. Занятия детей изобразительным искусством совершенствуют органы чувств,  воспитывают волевые качества, способствуют познанию окружающего мира, становлению гармонично — развитой личности.

 

      Цель программы: формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами.

 

       Задачи:

  • формировать устойчивый интерес к художественной деятельности;
  • знакомить обучающихся с различными видами изобразительной деятельности, многообразием  художественных материалов и приемами работы с ними, закреплять приобретенные умения и навыки, показывать детям широту их возможного применения;
  • развивать художественный вкус, фантазию, пространственное воображение;
  • обогащать визуальный опыт детей через посещение выставок,  выходов на экскурсии;
  • прививать навыки работы в группе, поощрять доброжелательные отношения друг к другу;
  • воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность;

 

                              Отличительные особенности и новизна программы

  Отличительной особенностью данной программы является направленность на новые нетрадиционные, современные виды изобразительного искусства, что дает большое поле для творческого самовыражения ребенка.

 

Место предмета в учебном плане

 

  Данная программа входит в предметную область «Искусство», рассчитана для  учащихся 6 класса, предусматривает 34 часа  в год, из расчета 1 ч. в неделю. Возраст учащихся 12 лет.

Формы и методы обучения

  • презентация;
  • беседа;
  • исследования;
  • практическая работа;
  • выставка;
  • самостоятельная работа;
  • экскурсия;
  • коллективное творческое дело.

Образовательный  процесс включает в себя различные методы обучения:

  • репродуктивный (воспроизводящий);
  • иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
  • проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);
  • эвристический (проблема формулируется детьми, ими же предлагаются пути ее решения)

 

     В данной программе используются формы индивидуальной  работы и коллективного творчества. Некоторые задания требуют объединения детей в подгруппы.

     Теоретическая часть дается  в форме бесед с просмотром иллюстративного материала  и подкрепляется практическим освоением темы.

 

Художественная деятельность находит разные формы выражения:

  • изображение по памяти;
  • изображение по представлению;
  • изображение на плоскости;
  • проектно — конструктивная деятельность;
  • декоративная деятельность;

 

Способы проверки результатов

В процессе обучения детей  по данной программе отслеживаются три вида результатов:

текущие (цель – выявление ошибок и успехов в работах обучающихся);

промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие);

итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за весь учебный год и по окончании всего курса обучения).

Выявление достигнутых результатов осуществляется:

— через отчётные просмотры законченных работ.

 — через результативное участие обучающихся в конкурсах детских рисунков.

Отслеживание личностного развития детей осуществляется методом наблюдения и фиксируется в рабочей тетради педагога.

 

Формы подведения итогов реализации образовательной программы:

  • итоговая выставка лучших творческих работ учащихся;
  • участие в конкурсах различного уровня, по номинациям «живопись», «рисунок», «декоративно — прикладное искусство».

 

Ожидаемые результаты реализации программы.

Личностные универсальные учебные действия

 

У обучающего будут сформированы:

— широкая мотивационная основа художественно-творческой   деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

— устойчивый познавательный интерес к новым видам   прикладного творчества, новым способам исследования технологий и   материалов, новым способам самовыражения;

— адекватное понимание причин успешности и не успешности творческой

 деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

— внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой   деятельности как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

— выраженной познавательной мотивации;

— устойчивого интереса к новым способам познания;

— адекватного понимания причин успешности/не успешности   творческой деятельности.

 

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

— принимать и сохранять учебно-творческую задачу;

— учитывать выделенные в пособиях этапы работы;

— планировать свои действия;

— осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

— адекватно воспринимать оценку учителя;

— различать способ и результат действия;

— вносить коррективы в действия на основе их оценки   и учета сделанных ошибок.

Обучающийся получит возможность научиться:

— проявлять познавательную инициативу;

— учитывать выделенные учителем ориентиры действия   в незнакомом материале;

— преобразовывать практическую задачу в познавательную;

— самостоятельно находить варианты решения творческой задачи

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

— осуществлять поиск нужной информации для выполнения    художественно-

творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в

открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве

Интернета;

-использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и

творческих задач и представления их результатов;

— высказываться в устной и письменной форме;

— анализировать объекты, выделять главное;

— осуществлять синтез (целое из частей);

— проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

— устанавливать причинно-следственные связи;

— строить рассуждения об объекте;

— обобщать (выделять класс объектов по какому-либо   признаку);

— подводить под понятие;

— устанавливать аналогии;

— проводить наблюдения и эксперименты, высказывать   суждения, делать умозаключения и выводы.

Обучающийся получит возможность научиться:

— осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с   исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и   сети Интернет;

— осознанно и произвольно строить сообщения в устной   и письменной форме;

— использовать методы и приемы художественно-творческой   деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

— понимать возможность существования различных точек   зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

— учитывать разные мнения;

— формулировать собственное мнение и позицию;

— договариваться, приходить к общему решению;

— соблюдать корректность в высказываниях;

— задавать вопросы по существу;

— использовать речь для регуляции своего действия;

— стремиться к координации действий при выполнении   коллективных работ;

— контролировать действия партнера;

— владеть монологической и диалогической формами речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

— учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

— с учетом целей коммуникации достаточно полно   и точно передавать партнеру необходимую информацию   как ориентир для построения действия;

— осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

В результате занятий по предложенному курсу учащиесяполучат возможность:

развивать воображение, образное мышление, интеллект,  фантазию, техническое мышление, конструкторские способности,  сформировать познавательные интересы;

расширить знания и представления о традиционных   и современных материалах для прикладного творчества;

познакомиться с историей происхождения материала,  с его современными видами и областями применения;

познакомиться с новыми технологическими приемами обработки   различных материалов;

использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;

познакомиться с новыми инструментами для обработки   материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;

создавать полезные и практичные изделия, осуществляя   помощь своей семье;

совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе:  

 умение общаться со сверстниками и со старшими,  умение оказывать помощь другим, принимать различные роли,   оценивать деятельность окружающих и свою собственную;

оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении   класса, школы, своего жилища;

достичь оптимального для каждого уровня развития;

сформировать систему универсальных учебных действий;

сформировать навыки работы с информацией.

 

Содержание программы

Раздел 1. “Восхитись красотой нарядной осени” (12ч )

1.-2.Творческая работа « Образ Осени»

Беседа на тему «Осень». Палитра Осени. Представление образа осени (девушка, птица ). Выбор композиции рисунка. Гуашь.

3.-4.Творческая работа  «Осенний букет»

Натюрморт, как жанр изобразительного искусства. Виды натюрморта. Палитра осени. Акварель.

5.-6.Творческая работа «Дары осени»

Сочная палитра Осени. Осень — припасиха. Выбор композиции рисунка в любом жанре (натюрморт, пейзаж, анималистический жанр и т.д). Использование художественных материалов по выбору.

7.-8.Творческая работа «В осеннем саду»

Красота осенних красок. Листопад. Выбор композиции рисунка. Использование художественных материалов по выбору.

9.-10.Творческая работа « Эскиз витража. Осенняя тематика»

История витража. Выбор сюжета рисунка. Акварель.

11.-12.Творческая работа « Осень в графике»

Красота осенних листьев. Рисунок осеннего листа, украшенный декоративным орнаментом. Карандаш, черная гелевая ручка.

Раздел 2. “Любуйся узорами красавицы зимы” (13 ч)

  1. -14.Творческая работа «В гостях у Снежной королевы »

Сказочный жанр. Иллюстрация к сказке «Снежная королева». Холодные цвета. Использование художественных материалов по выбору.

15.-16.Творческая работа «Сказки зимнего леса»

Пейзаж, как жанр изобразительного искусства. Палитра зимы. Выбор композиции рисунка. Гуашь.

17.-18.Творческая работа «Образ Зимы »

Беседа на тему «Зима». Палитра Зимы. Представление образа зимы (девушка, птица и т.д). Выбор композиции рисунка. Художественные материалы по выбору.

Творческая работа «Зима в графике »

Граттаж (черно-белый). Выбор композиции рисунка. Использование цветных мелков, черная гуашь.

19.-20.Творческая работа «Эскиз новогодней игрушки»

Компоновка рисунка на листе бумаги. Цветовое решение рисунка. Художественные материалы по выбору.

21.-25.Творческая работа «Зима »

Гравюра (черно-белая). Выбор композиции рисунка. Гуашь.

Раздел 3. “Радуйся многоцветью весны и лета” (10ч)

26.-27.Творческая работа «Красота весенней природы »

Пейзаж. Палитра Весны. Выбор композиции рисунка. Акварель.

28.-29.Творческая работа «Образ весны»

Беседа на тему «Весна». Палитра Весны. Представление образа весны (девушка, птица). Выбор композиции рисунка. Гуашь.

30.-32.Творческая работа «Весна»

Коллаж. Коллективное творческое дело. Использование художественных материалов по выбору.

33.-34.Творческая работа «Какого цвета страна родная?»

Выбор композиции рисунка. Красота родного края. Цветовое решение рисунка. Художественные материалы по выбору.

35.Творческая работа «Образ Лета »

Беседа на тему « Лето». Палитра Лета. Представление образа лета (девушка, птица и т.д). Выбор композиции рисунка. Гуашь.

                                               Тематический план

 

    №

   т/з

Тема  занятия  Количество

       часов

Теория Практ.
Раздел 1. “Восхитись красотой нарядной осени” (12ч ).
1.-2 Творческая работа « Образ Осени» 2 0,5 1,5
3.-4 Творческая работа «Осенний букет» 2 0,5 1,5
5.-6 Творческая работа «Дары осени » 2 0,5 1,5
7.-8 Творческая работа «В осеннем саду » 2 0,5 1,5
9.-10 Творческая работа « Эскиз витража. Осенняя тематика » 2 0,5 1,5
11.-12 Творческая работа « Осень в графике» 2 0,5 1,5
Раздел 2. “Любуйся узорами красавицы зимы»(13ч)
13.-14 Творческая работа «В гостях у Снежной королевы » 2 0,5 1,5
15.-16 Творческая работа«Сказки зимнего леса » 2 0,5 1,5
17-18 Творческая работа«Образ Зимы » 2 0,5 1,5
19.-20 Творческая работа«Зима в графике » 2 0,5 1,5
21-22 Творческая работа«Эскиз новогодней игрушки » 2 0,5 1,5
23.-25 Творческая работа«Зима. Гравюра » 3 0,5 2,5
Раздел 3. “Радуйся многоцветью весны и лета” (10ч )
26-27. Творческая работа«Красота весенней природы » 2 0,5 1,5
28.-29 Творческая работа«Образ весны» 2 0,5 1,5
30.-32 Творческая работа«Весна. Коллаж» 3 0,5 2,5
33. Творческая работа«Какого цвета страна родная? » 1 0,5 0,5
34. Творческая работа«Образ Лета » 1 0,2 0,8
Всего: 34 8,2 25,8

 

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

 

Литература:

Нормативные документы

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании».
  2. Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года.58

3.Методические рекомендации Управления воспитания и дополнительного образования детей и молодёжи Минобразования России по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях. (Приложение к письму Минобразования России от 11.06.2002 г. № 30-15-433/16).

  1. Примерные требования к программам дополнительного образования детей. Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844.
  2. СанПиН 2.4.4. 1251-03 (введённые 20.06.2003 г. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 3.04.2003 г. № 27с).
  3. Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей. (Письмо Министерства образования РФ от 18.06.2003 г. № 28-02-484/16).

Литература для педагога:

1.И.П. Волков «Художественная студия в школе», М.: Просвещение, 2001г.

2.М.В. Михейшина «Уроки рисования» Минск: Литература 2003г.

3.Н.П. Костерин «Учебное рисование» 2005г.

  1. В. Визер «Живописная грамота: система в изобразительном искусстве»

5.Аранова, С. В. Обучение изобразительному искусству. – СПб., 2004.

  1. Алехин, А. Д. Изобразительное искусство. – М.: Просвещение, 2003г.

7.Лахути М. Д. Как научиться рисовать. – М.: РОСМЭН, 2000.

8.Иванов В. И. О тоне и цвете (в 2-х частях). – М.: Юный художник, 2001-2002.

9.Панов В. П. Искусство силуэта. – М.: Юный художник, 2005.

  1. Интернет – ресурсы:

http://1september.ru
http://festival.1september.ru
http://zankov.ru

 

Печатные пособия

— портреты русских и зарубежных художников;

— таблицы по цветоведению , перспективе, построению орнамента;

— таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта;

— схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных,

 птиц, человека;

— таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-

 прикладному искусству;

 

Технические средства обучения (ТСО)

— музыкальный центр;

— компьютер;

-мультимедийный  проектор