автор: Гусейнова Альфия Ибрагимовна
учитель изобразительного искусства и черчения МОУ “Средняя общеобразовательная школа №4 г. Надыма”
Рабочая программа внеурочной деятельности по изобразительному искусству.
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №4 г. Надыма»
Программа
внеурочной деятельности
художественной мастерской
«Колорит»
для школьников 6 класса
Автор программы:
Гусейнова Альфия Ибрагимовна
учитель изобразительного искусства
МОУ СОШ №4 г. Надыма
2019 г.
Пояснительная записка
В соответствии с ФГОС основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением через организацию урочной и внеурочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.
Внеурочная деятельность, как составная часть основной образовательной программы ОУ, является образовательной деятельностью, осуществляемой в формах, отличных от классно-урочной системы обучения.
Целью внеурочной деятельности является содействие в обеспечении достижения ожидаемых результатов обучающихся школы в соответствии с основными образовательными программами учреждения, создание условий для проявления и развития детьми своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Внеурочная деятельность способствует решению образовательных, воспитательных и развивающих задач:
– создание условий для наиболее полного удовлетворения потребностей и интересов обучающихся;
– расширение и углубление умений и навыков, предусмотренных учебными программами;
– формирование и развитие умений применять знания на практике;
– воспитание потребности в самовоспитании и самообразовании;
– личностно-нравственное развитие и профессиональное самоопределение обучающихся;
– обеспечение социальной защиты, поддержки, реабилитации и адаптации обучающихся к жизни в обществе;
– формирование общей культуры обучающихся и здорового образа жизни;
– воспитание у обучающихся гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, природе, семье.
Программа внеурочной деятельности художественная мастерская «Колорит» для 6 классов является модулем программы внеурочной деятельности для 1-8 классов «Студия изобразительного искусства».
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процессаи одной из форм организации свободного времени учащихся.
Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.
Актуальность, педагогическая целесообразность программы
Изобразительная деятельность имеет огромное значение в развитии и воспитании детей. Данная программа педагогично целесообразна т.к. содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия, она способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребенка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами. Занятия детей изобразительным искусством совершенствуют органы чувств, воспитывают волевые качества, способствуют познанию окружающего мира, становлению гармонично – развитой личности.
Цель программы: формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами.
Задачи:
- формировать устойчивый интерес к художественной деятельности;
- знакомить обучающихся с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними, закреплять приобретенные умения и навыки, показывать детям широту их возможного применения;
- развивать художественный вкус, фантазию, пространственное воображение;
- обогащать визуальный опыт детей через посещение выставок, выходов на экскурсии;
- прививать навыки работы в группе, поощрять доброжелательные отношения друг к другу;
- воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность;
Отличительные особенности и новизна программы
Отличительной особенностью данной программы является направленность на новые нетрадиционные, современные виды изобразительного искусства, что дает большое поле для творческого самовыражения ребенка.
Место предмета в учебном плане
Данная программа входит в предметную область «Искусство», рассчитана для учащихся 6 класса, предусматривает 34 часа в год, из расчета 1 ч. в неделю. Возраст учащихся 12 лет.
Формы и методы обучения
- презентация;
- беседа;
- исследования;
- практическая работа;
- выставка;
- самостоятельная работа;
- экскурсия;
- коллективное творческое дело.
Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:
- репродуктивный (воспроизводящий);
- иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
- проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);
- эвристический (проблема формулируется детьми, ими же предлагаются пути ее решения)
В данной программе используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Некоторые задания требуют объединения детей в подгруппы.
Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы.
Художественная деятельность находит разные формы выражения:
- изображение по памяти;
- изображение по представлению;
- изображение на плоскости;
- проектно – конструктивная деятельность;
- декоративная деятельность;
Способы проверки результатов
В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются три вида результатов:
– текущие (цель – выявление ошибок и успехов в работах обучающихся);
– промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие);
– итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за весь учебный год и по окончании всего курса обучения).
Выявление достигнутых результатов осуществляется:
– через отчётные просмотры законченных работ.
– через результативное участие обучающихся в конкурсах детских рисунков.
Отслеживание личностного развития детей осуществляется методом наблюдения и фиксируется в рабочей тетради педагога.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы:
- итоговая выставка лучших творческих работ учащихся;
- участие в конкурсах различного уровня, по номинациям «живопись», «рисунок», «декоративно – прикладное искусство».
Ожидаемые результаты реализации программы.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающего будут сформированы:
– широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
– устойчивый познавательный интерес к новым видам прикладного творчества, новым способам исследования технологий и материалов, новым способам самовыражения;
– адекватное понимание причин успешности и не успешности творческой
деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
– внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
– выраженной познавательной мотивации;
– устойчивого интереса к новым способам познания;
– адекватного понимания причин успешности/не успешности творческой деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
– учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
– планировать свои действия;
– осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
– адекватно воспринимать оценку учителя;
– различать способ и результат действия;
– вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.
Обучающийся получит возможность научиться:
– проявлять познавательную инициативу;
– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
– преобразовывать практическую задачу в познавательную;
– самостоятельно находить варианты решения творческой задачи
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-
творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в
открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве
Интернета;
-использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и
творческих задач и представления их результатов;
– высказываться в устной и письменной форме;
– анализировать объекты, выделять главное;
– осуществлять синтез (целое из частей);
– проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения об объекте;
– обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
– подводить под понятие;
– устанавливать аналогии;
– проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
– осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
– использовать методы и приемы художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– понимать возможность существования различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
– учитывать разные мнения;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– договариваться, приходить к общему решению;
– соблюдать корректность в высказываниях;
– задавать вопросы по существу;
– использовать речь для регуляции своего действия;
– стремиться к координации действий при выполнении коллективных работ;
– контролировать действия партнера;
– владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
– учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
– с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
– осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
В результате занятий по предложенному курсу учащиесяполучат возможность:
– развивать воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
– расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
– познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
– познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
– использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
– познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
–создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
–совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе:
умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
– оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
– достичь оптимального для каждого уровня развития;
– сформировать систему универсальных учебных действий;
– сформировать навыки работы с информацией.
Содержание программы
Раздел 1. “Восхитись красотой нарядной осени” (12ч )
1.-2.Творческая работа « Образ Осени»
Беседа на тему «Осень». Палитра Осени. Представление образа осени (девушка, птица ). Выбор композиции рисунка. Гуашь.
3.-4.Творческая работа «Осенний букет»
Натюрморт, как жанр изобразительного искусства. Виды натюрморта. Палитра осени. Акварель.
5.-6.Творческая работа «Дары осени»
Сочная палитра Осени. Осень – припасиха. Выбор композиции рисунка в любом жанре (натюрморт, пейзаж, анималистический жанр и т.д). Использование художественных материалов по выбору.
7.-8.Творческая работа «В осеннем саду»
Красота осенних красок. Листопад. Выбор композиции рисунка. Использование художественных материалов по выбору.
9.-10.Творческая работа « Эскиз витража. Осенняя тематика»
История витража. Выбор сюжета рисунка. Акварель.
11.-12.Творческая работа « Осень в графике»
Красота осенних листьев. Рисунок осеннего листа, украшенный декоративным орнаментом. Карандаш, черная гелевая ручка.
Раздел 2. “Любуйся узорами красавицы зимы” (13 ч)
- -14.Творческая работа «В гостях у Снежной королевы »
Сказочный жанр. Иллюстрация к сказке «Снежная королева». Холодные цвета. Использование художественных материалов по выбору.
15.-16.Творческая работа «Сказки зимнего леса»
Пейзаж, как жанр изобразительного искусства. Палитра зимы. Выбор композиции рисунка. Гуашь.
17.-18.Творческая работа «Образ Зимы »
Беседа на тему «Зима». Палитра Зимы. Представление образа зимы (девушка, птица и т.д). Выбор композиции рисунка. Художественные материалы по выбору.
Творческая работа «Зима в графике »
Граттаж (черно-белый). Выбор композиции рисунка. Использование цветных мелков, черная гуашь.
19.-20.Творческая работа «Эскиз новогодней игрушки»
Компоновка рисунка на листе бумаги. Цветовое решение рисунка. Художественные материалы по выбору.
21.-25.Творческая работа «Зима »
Гравюра (черно-белая). Выбор композиции рисунка. Гуашь.
Раздел 3. “Радуйся многоцветью весны и лета” (10ч)
26.-27.Творческая работа «Красота весенней природы »
Пейзаж. Палитра Весны. Выбор композиции рисунка. Акварель.
28.-29.Творческая работа «Образ весны»
Беседа на тему «Весна». Палитра Весны. Представление образа весны (девушка, птица). Выбор композиции рисунка. Гуашь.
30.-32.Творческая работа «Весна»
Коллаж. Коллективное творческое дело. Использование художественных материалов по выбору.
33.-34.Творческая работа «Какого цвета страна родная?»
Выбор композиции рисунка. Красота родного края. Цветовое решение рисунка. Художественные материалы по выбору.
35.Творческая работа «Образ Лета »
Беседа на тему « Лето». Палитра Лета. Представление образа лета (девушка, птица и т.д). Выбор композиции рисунка. Гуашь.
Тематический план
№
т/з |
Тема занятия | Количество
часов |
Теория | Практ. |
Раздел 1. “Восхитись красотой нарядной осени” (12ч ). | ||||
1.-2 | Творческая работа « Образ Осени» | 2 | 0,5 | 1,5 |
3.-4 | Творческая работа «Осенний букет» | 2 | 0,5 | 1,5 |
5.-6 | Творческая работа «Дары осени » | 2 | 0,5 | 1,5 |
7.-8 | Творческая работа «В осеннем саду » | 2 | 0,5 | 1,5 |
9.-10 | Творческая работа « Эскиз витража. Осенняя тематика » | 2 | 0,5 | 1,5 |
11.-12 | Творческая работа « Осень в графике» | 2 | 0,5 | 1,5 |
Раздел 2. “Любуйся узорами красавицы зимы»(13ч) | ||||
13.-14 | Творческая работа «В гостях у Снежной королевы » | 2 | 0,5 | 1,5 |
15.-16 | Творческая работа«Сказки зимнего леса » | 2 | 0,5 | 1,5 |
17-18 | Творческая работа«Образ Зимы » | 2 | 0,5 | 1,5 |
19.-20 | Творческая работа«Зима в графике » | 2 | 0,5 | 1,5 |
21-22 | Творческая работа«Эскиз новогодней игрушки » | 2 | 0,5 | 1,5 |
23.-25 | Творческая работа«Зима. Гравюра » | 3 | 0,5 | 2,5 |
Раздел 3. “Радуйся многоцветью весны и лета” (10ч ) | ||||
26-27. | Творческая работа«Красота весенней природы » | 2 | 0,5 | 1,5 |
28.-29 | Творческая работа«Образ весны» | 2 | 0,5 | 1,5 |
30.-32 | Творческая работа«Весна. Коллаж» | 3 | 0,5 | 2,5 |
33. | Творческая работа«Какого цвета страна родная? » | 1 | 0,5 | 0,5 |
34. | Творческая работа«Образ Лета » | 1 | 0,2 | 0,8 |
Всего: | 34 | 8,2 | 25,8 |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Литература:
Нормативные документы
- Закон Российской Федерации «Об образовании».
- Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года.58
3.Методические рекомендации Управления воспитания и дополнительного образования детей и молодёжи Минобразования России по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях. (Приложение к письму Минобразования России от 11.06.2002 г. № 30-15-433/16).
- Примерные требования к программам дополнительного образования детей. Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844.
- СанПиН 2.4.4. 1251-03 (введённые 20.06.2003 г. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 3.04.2003 г. № 27с).
- Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей. (Письмо Министерства образования РФ от 18.06.2003 г. № 28-02-484/16).
Литература для педагога:
1.И.П. Волков «Художественная студия в школе», М.: Просвещение, 2001г.
2.М.В. Михейшина «Уроки рисования» Минск: Литература 2003г.
3.Н.П. Костерин «Учебное рисование» 2005г.
- В. Визер «Живописная грамота: система в изобразительном искусстве»
5.Аранова, С. В. Обучение изобразительному искусству. – СПб., 2004.
- Алехин, А. Д. Изобразительное искусство. – М.: Просвещение, 2003г.
7.Лахути М. Д. Как научиться рисовать. – М.: РОСМЭН, 2000.
8.Иванов В. И. О тоне и цвете (в 2-х частях). – М.: Юный художник, 2001-2002.
9.Панов В. П. Искусство силуэта. – М.: Юный художник, 2005.
- Интернет – ресурсы:
http://1september.ru
http://festival.1september.ru
http://zankov.ru
Печатные пособия
– портреты русских и зарубежных художников;
– таблицы по цветоведению , перспективе, построению орнамента;
– таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта;
– схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных,
птиц, человека;
– таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-
прикладному искусству;
Технические средства обучения (ТСО)
– музыкальный центр;
– компьютер;
-мультимедийный проектор