ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА ИМЕНИ А.В.КОСАРЕВА»
Принята на заседании педагогического совета ГБОУДО им. А.В.Косарева
от «___»________________20___г. Протокол № __________________ |
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУДО им. А.В.Косарева __________________(Е.В.Краюшкина) Приказ № __________от «___»_____________________20__ г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
РИТМОПЛАСТИКА, БАЛАГАНЧИК
Направленность программы: художественная
Уровень программы: базовый
Возраст обучающихся: от 8 до 17 лет
Срок реализации программы: 3 года
Автор-составитель программы:
Флёрина Юлия Васильевна,
Педагог дополнительного образования
Москва – 2017
Раздел 1. Пояснительная записка (характеристика программы)
-
- Направленность дополнительной общеразвивающей программы: художественная
-
- Уровень освоения программы: базовый
-
- Актуальность и педагогическая целесообразность программы:
Музыкально-ритмические упражнения помогают ребенку научиться владеть своим телом не только в повседневной жизни, но согласовывать свои движения с движениями других детей, учат пространственной ориентировке на сцене. В процессе музыкально-ритмической деятельности дети приобщаются к музыке, учатся воспринимать на слух, различать и понимать такие специфические средства музыкального «языка» как звуковысотность, ладовая окрашенность, метроритм, динамика, темп. У них развиваются чувство ритма, музыкальный слух и память, совершенствуются музыкально-эстетические чувства.
Данная программа направлена на развитие у детей музыкальных, вокальных, танцевальных и сценических навыков, а также предполагает обучения детей полному циклу работы над концертными и конкурсными номерами от исходного материала (песни, танцы, ритмопластика) до конечного результата – выступлении на различных площадках. Дети приобретают опыт исполнительской практики, самостоятельной работы по изучению и постижению сценического мастерства.
Таким образом, педагогическая целесообразность программы обусловлена возможностью приобщения школьников к вокально-танцевальной и сценической культуре через увлекательные формы учебной и творческой деятельности.
-
- Отличительные особенности программы:
Данная программа является авторской и разработана в соавторстве с педагогом дополнительного образования ГБОУ ДО «ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА ИМЕНИ А.В.КОСАРЕВА» К.А. Милль. Необходимость разработки настоящей программы продиктована концептуальными положениями Программы деятельности ГБОУ ДО «ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА ИМЕНИ А.В.КОСАРЕВА», связанными с задачами совершенствования творческого потенциала детей.
Отличительными особенностями программы является гибкость и универсальность самой системы работы: совместная работа двух педагогов в коллективе по трем направлениям: «Ритмопластика», «Эстрадный вокал» и «Сольфеджио», что обуславливает полный комплекс освоения детьми танцевально-вокальной деятельности.
-
- Цель программы:
Развитие музыкально-ритмических способностей учащихся в процессе эстетического воспитания и совершенствования комплекса и умений в области ритмопластики и хореографии.
-
- Задачи программы:
Учебные:
– Основные правила поведения на сцене во время репетиции и постановки номеров.
– Основные правила работы с партнером, реквизитом, сценической установкой.
– Сформировать умения по комплексному использованию знаний по разным предметам (пластика, вокал, хореография, пантомима, актерское мастерство).
– Совершенствование техники исполнения в современных танцах разных стилей.
– Совершенствование техники исполнения элементов пантомимы и пластики.
Развивающие:
– Развитие чувства ритма.
– Развитие образного мышления.
– Развитие двигательной системы детей (моторика, координация движений, ощущения пространства).
– Развитие и реализация творческих способностей детей.
– Развитие навыка запоминания поставленных номеров.
– Формирование комплекса знаний в области актерского мастерства.
– Усвоение специальных терминов и понятий в области пластики, пантомимы и хореографии.
Воспитательные:
– Формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми, на основе взаимопомощи и сотрудничества;
– Воспитание требовательности к себе и ответственности перед коллективом;
– Развитие анализаторских и сравнительных качеств детей;
– Формирование терпимости и уважительного отношения к другим детям;
– Воспитание у детей внимания, дисциплины, ответственности.
-
- Категория обучающихся:
Программа разработана для учащихся 8-17 лет. Зачисление осуществляется при желании ребенка по заявлению его родителей (законных представителей). Данная программа рассчитана на детей любой музыкальной и физической подготовки.
-
- Срок реализации программы:
- 3 учебных года:
- 1 учебный год – 108 часов;
- 2 учебный гол – 108 часов;
- 3 учебный год – 108 часов;
- Всего: 324 часа.
-
- Формы организации образовательной деятельности и режим занятий:
Форма занятий – групповые.
Численный состав группы составляет от 12 до 15 человек.
Режим занятий. Продолжительность и регулярность занятий:
– группы первого года обучения 2 раза в неделю (1 час и 2 часа). Всего 3 часа в неделю;
– группы второго года обучения 2 раза в неделю (1 час и 2 часа). Всего 3 часа в неделю;
– группы третьего года обучения 2 раза в неделю (1 час и 2 часа). Всего 3 часа в неделю;
-
- Планируемые результаты освоения программы:
После первого года обучения дети будут:
– знать: основные позиции ног и рук; чем отличаются народная, современная и эстрадная хореография; основы ритмопластики и отличия её от хореографии;
– уметь: точно и правильно исполнять движения в вокално-танцевальных композициях; импровизировать с использованием оригинальных и разнообразных движений;
– иметь навык: выразительного исполнения движений; концентрирования внимания на выполнении заданий педагога во время занятий.
После второго года обучения дети будут:
– знать: все позиции ног и рук; основные элементы исполнения в различных стилях танцев в сравнении;
– уметь: точно и правильно исполнять основные элементы различных стилей танцев и соединять их в отдельные танцевальные композиции в импровизации; самостоятельно грамотно исполнять движения партерного экзерсиса;
– иметь навык: выразительного и ритмичного движения в соответствии с образом танца; самостоятельной импровизации в движениях и фигурах во время танца; взаимодействия в коллективе.
После третьего года обучения дети будут:
– знать: основы поведения на сцене различных площадок; чем отличаются выступления на концертах, конкурсах и других отчетных мероприятиях;
– уметь: контролировать и координировать своё тело; самостоятельно грамотно исполнять движения классического экзерсиса;
– иметь навык: самостоятельной импровизации в танцевальных движениях и пластических композициях; самостоятельного построения танцевальной композиции на заданную тему в сочетании с вокалом; взаимодействия в коллективе.
Результатом обучения является освоение программы и переход обучающихся на углубленный уровень (не менее 25%).
Раздел 2. Содержание программы.
2.1. Учебный (тематический) план 1го года обучения:
№ п/п | Названия раздела (модуля), темы | Количество часов | Формы аттестации
(контроля) |
||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Введение | 2 | 1 | 1 | Собеседование |
2. | Подготовка к ритмопластике: | Педагогическое
наблюдение |
|||
2.1 | – ритмика | 12 | 2 | 10 | |
2.2 | – пластика | 8 | 2 | 6 | |
3. | Основы хореографии; | Педагогическое
наблюдение |
|||
3.1 | – позиции ног | 8 | 2 | 6 | |
3.2 | – позиции рук | 8 | 2 | 6 | |
3.3 | – танцевальные движения | 10 | 1 | 9 | |
4. | Партерная гимнастика | 5 | 1 | 4 | Педагогическое
наблюдение, собеседование |
5. | Музыкальная импровизация | 5 | 1 | 4 | Собеседование,
педагогическое наблюдение |
6. | Пластические этюды | 5 | 0 | 5 | Педагогическое
наблюдение |
7. | Работа над репертуаром | 20 | 6 | 14 | Прослушивание,
педагогическое наблюдение |
8. | Сценическая постановка номеров (сводные репетиции) | 12 | 3 | 9 | Прослушивание,
педагогическое наблюдение |
9. | Открытые занятия для родителей, праздники, концерты, конкурсы. | 13 | 3 | 10 | Педагогическое
наблюдение |
Итого: | 108 | 24 | 84 |
Примечание. Расчёт часов учебно-тематического плана представлен на:
– 36 недель;
– одну учебную группу
2.2. Содержание учебного (тематического) плана 1го года обучения:
Название темы | Вид занятия,
количество часов |
Содержание | Планируемые результаты
(знания/умения/освоенные компетенции) |
1. Введение | |||
Введение | Теоретическое занятие (1 час). | Введение в общеобразовательную программу. Инструктаж по технике безопасности. | |
Введение | Практическое занятие (1 час). | Прослушивание детей, определение уровня их музыкально-ритмического развития. Знакомство с участниками коллектива. | |
2. Подготовка к ритмопластике | |||
2.1. Ритмика | Теоретическое занятие (2 часа). | Основные сведения о ритмике, простейших музыкальных понятиях, ритмического рисунка в музыке. | Дети должны иметь представление о том, что такое ритмика, ритмический рисунок, темп и характер музыки. |
2.1. Ритмика | Практическое занятие (10 часов). | Ритмические упражнения для координации рук и ног (хлопки и удары ногами под заданный ритм, счет, ритмический узор). | Дети должны иметь навыки повторения ритмических узоров (от простых к сложным). |
2.2. Пластика | Теоретическое занятие (2 часа). | Основные сведения о пластике, характерах музыкальных произведений и способах передачи образов в движении. | Дети должны иметь представление о том, что такое пластика, отличие ее от других видов танцевальных движений. |
2.2. Пластика | Практическое занятие (6 часов). | Упражнения на ориентирование в пространстве, развитие гибкости и пластичности тела. | Дети должны иметь навыки ощущения своего тела в пространстве. |
3. Основы хореографии | |||
3.1. Позиции ног | Теоретическое занятие (2 часа). | Основные сведения о позициях ног и их использовании в различных танцевальных стилях. | Дети должны знать, чем отличаются одноименные позиции ног в разных танцевальных стилях, знать их положение. |
3.1. Позиции ног | Практическое занятие (6 часов). | Изучение основных хореографических позиций ног (первая, вторая, третья, шестая) и упражнения по этим позициям. | Дети должны знать постановку ног по изученным позициям и уметь пользоваться ими в хореографических связках. |
3.2.
Позиции рук |
Теоретическое занятие (2 часа). | Основные сведения о позициях рук и их использовании в различных танцевальных стилях. | Дети должны знать положение рук по всем позициям. |
3.2.
Позиции рук |
Практическое занятие (6 часов). | Изучение основных хореографических позиций рук (подготовительная, первая, третья) и упражнения по этим позициям. | Дети должны знать постановку рук по изученным позициям и уметь пользоваться ими в хореографических связках. |
3.3. Танцевальные движения | Теоретическое занятие (1 час). | Основные сведения о разнообразии и повторении танцевальных комбинаций. | Дети должны иметь представление о использовании танцевальных комбинаций в различных хореографических стилях. |
3.3. Танцевальные движения | Практическое занятие (9 часа). | Упражнения на координацию движений рук и ног; согласование движений с музыкой; танцевальные шаги, танцевальные связки. | Дети должны самостоятельно уметь выполнять простые танцевальные связки. |
4. Партерная гимнастика | |||
Партерная гимнастика | Теоретическое занятие (1 час). | Основные сведения о партерной гимнастике, особенностях развития определенных групп мышц при выполнении упражнений. | Дети должны иметь представление о правилах выполнения комплекса упражнений в партере. |
Партерная гимнастика | Практическое занятие (4 часа). | Упражнения на растяжку, повторение позиций рук и ног в партере (для привития правильной осанки и положения корпуса). | Дети должны иметь навыки по выполнению упражнений в партере, понимать их значимость для развития правильной осанки и постановки корпуса. |
5. Музыкальная импровизация | |||
Музыкальная импровизация | Теоретическое занятие (1 час). | Основы музыкальной импровизации, развития фантазии и образного мышления. | Дети должны иметь начальные представления о том, что такое импровизация, как развивать собственную фантазию и воображение. |
Музыкальная импровизация | Практическое занятие (4 часа). | Упражнения на самовыражение в движениях под музыку, наработка объема разнообразных композиций и отдельных видов движений разных по стилю и характеру. | Дети должны иметь начальные навыки в свободном импровизационном движении под заданную музыкальную тему. |
6. Пластические этюды | |||
Пластические этюды | Практическое занятие (5 часов). | Изучение простых пластических этюдов. | Дети должны уметь показать 1-2 простых выученных пластических этюда. |
7. Работа над репертуаром | |||
Работа над репертуаром | Теоретическое занятие (6 часов). | Прослушивание и выбор репертуара. Особенности репертуара (жанр, эмоциональная окраска, смысловые особенности). Определение соответствия репертуара хореографическим способностям детей. | Дети должны иметь представление о процессе подбора репертуара и продумывании концепции номера на выбранное произведение. |
Работа над репертуаром | Практическое занятие (14 часов). | – разбор произведения (движение мелодии, темп, ритмический рисунок, динамика и акценты);
– разбор сюжетной линии произведения (эмоциональная составляющая, паузы); – отработка четких вступлений на начало музыкальных фраз; – отработка синхронизации движений; – анализ фонограммы («минусовки») – для уменя ориентироваться в произведении без вокала; – исполнение произведения в конечном варианте: под оригинал, под «минус». |
Дети должны иметь навыки: разбора произведения, работы над постановкой танца (подтанцовки) под выбранное произведение, уметь самостоятельно выполнять выученную танцевальную композицию. |
8. Сценическая постановка номеров (сводные репетиции) | |||
Сценическая постановка номеров | Теоретическое занятие (3 часа). | Основные сведения об устройстве сценического пространства, названия и расположения основных объектов на сцене и за сценой. Основы поведения за кулисами. | Дети должны знать сценическое пространство и правила поведения на сцене и за сценой (во время репетиций и во время выступлений). |
Сценическая постановка номеров | Практическое занятие (9 часов). | – соединение танцевальной части номеров с вокальными навыками исполнения произведения;
– отработка выхода на номер и ухода после исполнения номера; – обучение чувству пространства сцены, света, середины; |
Дети должны иметь навыки выхода на сцену и ухода со сцены, уметь исполнять на сцене несколько произведений, переодеваться за сценой к следующим номерам (при помощи родителей). |
9. Открытые занятия для родителей, праздники, концерты, конкурсы. | |||
Открытые занятия для родителей, праздники, концерты, конкурсы. | Теоретическое занятие (3 часа). | Основы поведения на открытых уроках, праздниках, концертах и конкурсах. Техника безопасности при поездках. | Дети должны знать правила поведения при участии в мероприятиях и поездках на концертные (конкурсные) площадки. |
Открытые занятия для родителей, праздники, концерты, конкурсы. | Практическое занятие (10 часов). | – открытые уроки для родителей (2 часа);
– участие в праздниках, ёлках (1-2 часа); – участие в концертах, отчетный концерт коллектива (2-4 часа); – участие в конкурсах (3-5 часа). |
Демонстрация достигнутых результатов группы перед зрителями и конкурсными жюри. |
2.3. Учебный (тематический) план 2го года обучения:
№ п/п | Названия раздела (модуля), темы | Количество часов | Формы аттестации
(контроля) |
||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Введение | 2 | 2 | 0 | Собеседование |
2. | Подготовка к ритмопластике: | Педагогическое
наблюдение |
|||
2.1 | – ритмика | 8 | 2 | 6 | |
2.2 | – пластика | 12 | 2 | 10 | |
3. | Основы хореографии; | Педагогическое
наблюдение |
|||
3.1 | – партерный экзерсис по позициям ног | 7 | 1 | 6 | |
3.2 | – партерный экзерсис по позициям рук | 7 | 1 | 6 | |
3.3 | – танцевальные движения | 10 | 1 | 9 | |
4. | Партерная гимнастика и растяжка | 5 | 1 | 4 | Педагогическое
наблюдение, собеседование |
5. | Музыкальная импровизация | 6 | 1 | 5 | Собеседование,
педагогическое наблюдение |
6. | Пластические этюды | 6 | 0 | 6 | Педагогическое
наблюдение |
7. | Работа над репертуаром | 20 | 3 | 17 | Прослушивание,
педагогическое наблюдение |
8. | Сценическая постановка номеров (сводные репетиции) | 12 | 3 | 9 | Прослушивание,
педагогическое наблюдение |
9. | Открытые занятия для родителей, праздники, концерты, конкурсы. | 13 | 3 | 10 | Педагогическое
наблюдение |
Итого: | 108 | 19 | 89 |
Примечание. Расчёт часов учебно-тематического плана представлен на:
– 36 недель;
– одну учебную группу
2.4. Содержание учебного (тематического) плана 2го года обучения:
Название темы | Вид занятия,
количество часов |
Содержание | Планируемые результаты
(знания/умения/освоенные компетенции) |
1. Введение | |||
Введение | Теоретическое занятие (2 часа). | Планы и содержание работы на новый учебный год. Инструктаж по технике безопасности. | |
2. Подготовка к ритмопластике | |||
2.1. Ритмика | Теоретическое занятие (2 часа). | Основные сведения о ритмических рисунках музыкальных фраз сильных и слабых долей. | Дети должны иметь представление о том, что такое сильные и слабые доли, особенности начала движения на сильную долю и на слабую доли и их различия. |
2.1. Ритмика | Практическое занятие (6 часов). | Ритмические упражнения на слабые и сильные доли, на сложные музыкальные фразы (отдельно на руки, на ноги, совместная координация рук и ног – соединение ритмических узоров в простые целостные ритмические постановки). | Дети должны уметь вступать на сильные и слабые доли музыкальных фраз, четко выполнять музыкальную фразу целиком на заданный ритмический узор, самостоятельно придумывать простые ритмические постановки на заданную музыку. |
2.2. Пластика | Теоретическое занятие (2 часа). | Основные сведения о пластике и пантомиме, как способах бессловесного выражения сюжетных композиций. | Дети должны иметь представление о том, что такое пантомима, отличие ее от других видов танцевальных движений. |
2.2. Пластика | Практическое занятие (10 часов). | Упражнения на передачу характерных образов с помощью пластики тела, элементы пантомимы. | Дети должны иметь навыки ощущения своего тела в пространстве, уметь создавать небольшие композиции на заданную тему. |
3. Основы хореографии | |||
3.1. Партерный экзерсис. Позиции ног | Теоретическое занятие (1 час). | Основные сведения о партерном экзерсисе для отработки позиций ног. | Дети должны знать, для чего используется партерный экзерсис по позициям ног, как предварительная ступень перед классическим экзерсисом у станка. |
3.1. Партерный экзерсис. Позиции ног | Практическое занятие (6 часов). | Изучение дополнительных хореографических позиций ног (четвертая, пятая) и отработка этих позиций в партере. | Дети должны знать постановку ног по изученным позициям и уметь пользоваться ими в партерных композициях. |
3.2.
Партерный экзерсис. Позиции рук |
Теоретическое занятие (1 час). | Основные сведения о партерном экзерсисе для отработки позиций рук. | Дети должны знать, для чего используется партерный экзерсис по позициям рук, как предварительная ступень перед классическим экзерсисом у станка. |
3.2.
Партерный экзерсис. Позиции рук |
Практическое занятие (6 часов). | Изучение дополнительных хореографических позиций ног (вторая, четвертая) и отработка этих позиций в партере. | Дети должны знать постановку рук по изученным позициям и уметь пользоваться ими в партерных композициях. |
3.3. Танцевальные движения | Теоретическое занятие (1 час). | Основные сведения о разнообразии и повторении более сложных танцевальных комбинаций. | Дети должны иметь представление о использовании танцевальных комбинаций в различных хореографических стилях. |
3.3. Танцевальные движения | Практическое занятие (9 часа). | Упражнения на координацию движений рук и ног; согласование движений с музыкой; танцевальные шаги, танцевальные связки. | Дети должны самостоятельно уметь выполнять более сложные танцевальные связки. |
4. Партерная гимнастика и растяжка | |||
Партерная гимнастика | Теоретическое занятие (1 час). | Основные сведения об укреплении, растяжении и сжатии отдельных групп мышц и упражнения для них. | Дети должны иметь представление о правилах и мерах предосторожности при выполнении упражнений на растяжку и укрепления отдельных групп мышц туловища. |
Партерная гимнастика | Практическое занятие (4 часа). | Упражнения на растяжку и укрепление отдельных групп мышц туловища (грудной отдел, пресс). | Дети должны иметь навыки по выполнению упражнений на растяжку и укрепление отдельных групп мышц туловища (грудной отдел, пресс). |
5. Музыкальная импровизация | |||
Музыкальная импровизация | Теоретическое занятие (1 час). | Основы музыкальной импровизации, развития фантазии и образного мышления. | Дети должны иметь представления о том, что такое импровизация, как развивать собственную фантазию и воображение. |
Музыкальная импровизация | Практическое занятие (5 часов). | Упражнения на самовыражение в движениях под музыку, наработка объема разнообразных композиций и отдельных видов движений разных по стилю и характеру. | Дети должны иметь навыки в свободном импровизационном движении под заданную музыкальную тему. |
6. Пластические этюды | |||
Пластические этюды | Практическое занятие (6 часов). | Изучение пластических этюдов (от простых к сложным). | Дети должны уметь показать выученные пластические этюды. |
7. Работа над репертуаром | |||
Работа над репертуаром | Теоретическое занятие (3 часа). | Прослушивание и выбор репертуара. Особенности репертуара (жанр, эмоциональная окраска, смысловые особенности). Определение соответствия репертуара хореографическим способностям детей. | Дети должны иметь представление о процессе подбора репертуара и продумывании концепции номера на выбранное произведение. |
Работа над репертуаром | Практическое занятие (17 часов). | – разбор произведения (движение мелодии, темп, ритмический рисунок, динамика и акценты);
– разбор сюжетной линии произведения (эмоциональная составляющая, паузы); – отработка четких вступлений на начало музыкальных фраз; – отработка синхронизации движений; – анализ фонограммы («минусовки») – для уменя ориентироваться в произведении без вокала; – исполнение произведения в конечном варианте: под оригинал, под «минус». |
Дети должны иметь навыки: разбора произведения, работы над постановкой танца (подтанцовки) под выбранное произведение, уметь самостоятельно выполнять выученную танцевальную композицию. |
8. Сценическая постановка номеров (сводные репетиции) | |||
Сценическая постановка номеров | Теоретическое занятие (3 часа). | Основные сведения об устройстве сценического пространства, названия и расположения основных объектов на сцене и за сценой. Основы поведения за кулисами. | Дети должны знать сценическое пространство и правила поведения на сцене и за сценой (во время репетиций и во время выступлений). |
Сценическая постановка номеров | Практическое занятие (9 часов). | – соединение танцевальной части номеров с вокальными навыками исполнения произведения;
– отработка выхода на номер и ухода после исполнения номера; – обучение чувству пространства сцены, света, середины; |
Дети должны иметь навыки выхода на сцену и ухода со сцены, уметь исполнять на сцене несколько произведений, переодеваться за сценой к следующим номерам (при помощи родителей и самостоятельно). |
9. Открытые занятия для родителей, праздники, концерты, конкурсы. | |||
Открытые занятия для родителей, праздники, концерты, конкурсы. | Теоретическое занятие (3 часа). | Основы поведения на открытых уроках, праздниках, концертах и конкурсах. Техника безопасности при поездках. | Дети должны знать правила поведения при участии в мероприятиях и поездках на концертные (конкурсные) площадки. |
Открытые занятия для родителей, праздники, концерты, конкурсы. | Практическое занятие (10 часов). | – открытые уроки для родителей (2 часа);
– участие в праздниках, ёлках (1-2 часа); – участие в концертах, отчетный концерт коллектива (2-4 часа); – участие в конкурсах (3-5 часа). |
Демонстрация достигнутых результатов группы перед зрителями и конкурсными жюри. |
2.4. Учебный (тематический) план 3го года обучения:
№ п/п | Названия раздела (модуля), темы | Количество часов | Формы аттестации
(контроля) |
||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Введение | 2 | 2 | 0 | Собеседование |
2. | Подготовка к ритмопластике: | Педагогическое
наблюдение |
|||
2.1 | – ритмика | 6 | 1 | 5 | |
2.2 | – пластика | 8 | 1 | 7 | |
3. | Основы хореографии; | Педагогическое
наблюдение |
|||
3.1 | – классический экзерсис по позициям ног | 7 | 1 | 6 | |
3.2 | – классически экзерсис по позициям рук | 7 | 1 | 6 | |
3.3 | – танцевальные движения | 12 | 1 | 11 | |
4. | Партерная гимнастика и растяжка | 5 | 1 | 4 | Педагогическое
наблюдение, собеседование |
5. | Музыкальная импровизация и пластические этюды | 12 | 2 | 10 | Собеседование,
педагогическое наблюдение |
6. | Работа над репертуаром | 24 | 1 | 23 | Прослушивание,
педагогическое наблюдение |
7. | Сценическая постановка номеров (сводные репетиции) | 12 | 1 | 11 | Прослушивание,
педагогическое наблюдение |
8. | Открытые занятия для родителей, праздники, концерты, конкурсы. | 13 | 1 | 12 | Педагогическое
наблюдение |
Итого: | 108 | 13 | 95 |
Примечание. Расчёт часов учебно-тематического плана представлен на:
– 36 недель;
– одну учебную группу
2.5. Содержание учебного (тематического) плана 3го года обучения:
Название темы | Вид занятия,
количество часов |
Содержание | Планируемые результаты
(знания/умения/освоенные компетенции) |
1. Введение | |||
Введение | Теоретическое занятие (2 часа). | Планы и содержание работы на новый учебный год. Инструктаж по технике безопасности. | |
2. Подготовка к ритмопластике | |||
2.1. Ритмика | Теоретическое занятие (1 час). | Основные сведения о ритмико-гимнастических упражнениях, применение предметов в ритмических композициях. | Дети должны иметь представление о том, что такое ритмико-гимнастические упражнения и использовании в них предметов. |
2.1. Ритмика | Практическое занятие (5 часов). | Ритмико-гимнастические упражнения с предметами, постановка ритмических танцев. | Дети должны уметь пользоваться различными предметами в ритмических композициях, уметь показать выученный ритмический танец. |
2.2. Пластика | Теоретическое занятие (1 час). | Основные сведения о пластике и пантомиме, как способах бессловесного выражения сюжетных композиций. | Дети должны иметь представление о том, что такое пантомима, отличие ее от других видов танцевальных движений. |
2.2. Пластика | Практическое занятие (7 часов). | Упражнения на передачу характерных образов с помощью пластики тела, элементы пантомимы, стилевые упражнения пантомимы и пластики, упражнения на жесткие, мягкие и «живые» предметы. | Дети должны иметь навыки ощущения своего тела в пространстве, уметь создавать композиции на заданную тему, уметь работать с различными воображаемыми предметами и объектами. |
3. Основы хореографии | |||
3.1. Классический экзерсис. Позиции ног | Теоретическое занятие (1 час). | Основные сведения о классическом экзерсисе для отработки позиций ног (у станка, на середине зала, в диагонали). | Дети должны знать основные упражнения по классическому экзерсису и основную терминологию. |
3.1. Классический экзерсис. Позиции ног | Практическое занятие (6 часов). | Отработка всех позиций ног у станка, на середине зала, упражнения в диагонали. | Дети должны знать постановку ног по изученным позициям и уметь выполнять все упражнения экзерсиса. |
3.2.
Классический экзерсис. Позиции рук |
Теоретическое занятие (1 час). | Основные сведения о классическом экзерсисе для отработки позиций рук (у станка, на середине зала, в диагонали). | Дети должны знать основные упражнения по классическому экзерсису и основную терминологию. |
3.2.
Классический экзерсис. Позиции рук |
Практическое занятие (6 часов). | Отработка всех позиций рук у станка, на середине зала, упражнения в диагонали. | Дети должны знать постановку рук по изученным позициям и уметь выполнять все упражнения экзерсиса. |
3.3. Танцевальные движения | Теоретическое занятие (1 час). | Основные сведения о разнообразии и повторении сложных танцевальных комбинаций. | Дети должны иметь представление о использовании танцевальных комбинаций в различных хореографических стилях. |
3.3. Танцевальные движения | Практическое занятие (11 часа). | Упражнения на координацию движений рук и ног; согласование движений с музыкой; танцевальные шаги, танцевальные связки. | Дети должны самостоятельно уметь выполнять сложные танцевальные связки. |
4. Партерная гимнастика и растяжка | |||
Партерная гимнастика | Теоретическое занятие (1 час). | Основные сведения об укреплении, растяжении и сжатии отдельных групп мышц и упражнения для них. | Дети должны иметь представление о правилах и мерах предосторожности при выполнении упражнений на растяжку и укрепления отдельных групп мышц туловища, рук и ног. |
Партерная гимнастика | Практическое занятие (4 часа). | Упражнения на растяжку и укрепление отдельных групп мышц туловища, рук и ног. | Дети должны иметь навыки по выполнению упражнений на растяжку и укрепление отдельных групп мышц туловища, рук и ног. |
5. Импровизация и пластические этюды | |||
Импровизация и пластические этюды | Теоретическое занятие (2 час). | Основные сведения по объединению музыкальной импровизации, пластических этюдов и пантомимы, применение их в передаче заданного образа в концертных номерах. | Дети должны иметь представления об объединении различных видов изученных дисциплин в единую композицию. |
Импровизация и пластические этюды | Практическое занятие (10 часов). | Соединение музыкальной импровизации с пластическими этюдами и пластикой в единую самостоятельную композицию. | Дети должны уметь самостоятельно ставить импровизационно-пластические композиции. |
6. Работа над репертуаром | |||
Работа над репертуаром | Теоретическое занятие (1 час). | Прослушивание и выбор репертуара. Особенности репертуара (жанр, эмоциональная окраска, смысловые особенности). Определение соответствия репертуара хореографическим способностям детей. | Дети должны иметь представление о процессе подбора репертуара и продумывании концепции номера на выбранное произведение. |
Работа над репертуаром | Практическое занятие (23 часа). | – разбор произведения (движение мелодии, темп, ритмический рисунок, динамика и акценты);
– разбор сюжетной линии произведения (эмоциональная составляющая, паузы); – отработка четких вступлений на начало музыкальных фраз; – отработка синхронизации движений; – анализ фонограммы («минусовки») – для уменя ориентироваться в произведении без вокала; – исполнение произведения в конечном варианте: под оригинал, под «минус». |
Дети должны иметь навыки: разбора произведения, работы над постановкой танца (подтанцовки) под выбранное произведение, уметь самостоятельно выполнять выученную танцевальную композицию. |
7. Сценическая постановка номеров (сводные репетиции) | |||
Сценическая постановка номеров | Теоретическое занятие (1 час). | Основные сведения об устройстве сценического пространства, названия и расположения основных объектов на сцене и за сценой. Основы поведения за кулисами. | Дети должны знать сценическое пространство и правила поведения на сцене и за сценой (во время репетиций и во время выступлений). |
Сценическая постановка номеров | Практическое занятие (11 часов). | – соединение танцевальной части номеров с вокальными навыками исполнения произведения;
– отработка выхода на номер и ухода после исполнения номера; – обучение чувству пространства сцены, света, середины; |
Дети должны иметь навыки выхода на сцену и ухода со сцены, уметь исполнять на сцене несколько произведений, переодеваться за сценой к следующим номерам (самостоятельно). |
8. Открытые занятия для родителей, праздники, концерты, конкурсы. | |||
Открытые занятия для родителей, праздники, концерты, конкурсы. | Теоретическое занятие (1 час). | Основы поведения на открытых уроках, праздниках, концертах и конкурсах. Техника безопасности при поездках. | Дети должны знать правила поведения при участии в мероприятиях и поездках на концертные (конкурсные) площадки. |
Открытые занятия для родителей, праздники, концерты, конкурсы. | Практическое занятие (12 часов). | – открытые уроки для родителей (2 часа);
– участие в праздниках, ёлках (1-2 часа); – участие в концертах, отчетный концерт коллектива (2-4 часа); – участие в конкурсах (3-5 часа). |
Демонстрация достигнутых результатов группы перед зрителями и конкурсными жюри. |
Раздел 3. Формы контроля и оценочные материалы
Эффективность занятий оценивается педагогом в соответствии с данной программой, исходя из того, освоил ли воспитанник за учебный год все то, что должен быть освоить.
Раз в месяц педагог прослушивает каждого воспитанника отдельно от коллектива в рамках выученного репертуара и оценивает, насколько точно ребенок применяет все полученные за пройденный период техники и знания. На данном этапе в обучение педагог вносит коррективы в зависимости от общего прогресса группы. В конечном итоге, успех обучения характеризуется участием детей в концертах и конкурсах, где они могут показать свой профессиональный уровень.
Виды контроля:
- Предварительный контроль (проверка знаний учащихся на начальном этапе освоения программы). Проводится в начале обучения в виде прослушивания и опроса.
- Текущий контроль (отслеживание активности обучающихся в выполнении ими заданий).
- Итоговый контроль (заключительная проверка знаний, умений, навыков на последнем занятии) – презентация подготовленных учащимися в ходе реализации программы номеров.
Формы и содержание итоговой аттестации:
– выступление для родителей с подготовленным концертным творческим номером (в формате открытого урока).
Критерии оценки планируемых результатов освоения программы.
Высокий уровень
освоения программы |
Учащийся демонстрирует высокую заинтересованность в учебной и творческой деятельности, составляющей содержание программы; на итоговом выступлении показывает отличный результат (полностью выполненный без ошибок творческий номер). |
Средний уровень
освоения программы |
Учащийся демонстрирует достаточную заинтересованность в учебной и творческой деятельности, составляющей содержание программы; на итоговом выступлении показывает хороший результат (полностью выполненный творческий номер с незначительными ошибками). |
Низкий уровень
освоения программы |
Учащийся демонстрирует слабую заинтересованность в учебной и творческой деятельности, составляющей содержание программы; на итоговом выступлении показывает слабый результат (частично или полностью невыполненный творческий номер с большим количеством ошибок). |
Раздел 4. Организационно-педагогические условия реализации программы
4.1. Учебно-методическое обеспечение и информационное обеспечение программы:
Список использованной литературы:
4.1.1. Белова В.В. Дополнительное образование: некоторые вопросы программирования. МЛ 997 г.
4.1.2. Мухина B.C. Детская психология. М.Просвещение. 1985г.
4.1.3. Популярная психология для родителей. Санкт-Петербург. Союз. 1998г.
4.1.4. «Театр, где играют дети». Учебно-методическое пособие для руководителей детских театральных коллективов. Под ред. А.Б.Никитиной. М.Гуманитарное издательство центр «Вла-дос». 2007г.
4.1.5. Е.Б. Евладова, Л.Г.Логинова, Н.Н.Михайлова «Дополнительное образование детей»
Москва 2002 г
4.1.6. В.П. Озеров «Психоторные способности человека» Дубна, «Феникс» 2002г
4.1.7. Н.Ф. Спинжар «Самовоспитание как условие педагогической коррекции» Москва,
МГКИ 1999г
4.1.8. В.Н. Никитин «Психология телесного сознания»
4.1.9. Ротерс «Ритмическая гимнастика»
4.1.10. И.А. Михайлова «Развитие музыкальных способностей детей»
4.1.11. Чибрикова, Н.Е.Луговская «Ритмика»
4.1.12. Н.В.Лифиц «Ритмика»
4.1.13. В.Пасютинская «Волшебный мир танца»
4.1.14. И.Рутберг «Пантомима, движение и образ» Москва 1963 г
4.1.15. С.Н.Головкина «Уроки танца в младших классах» Москва 1992г
4.1.16. А.И. Буренина «Ритмическая Мозаика»
4.1.17. Т.И. Бакланова, Г.П. Новикова «Музыкальный мир»
4.1.18. М.Б. Пустовойтова «Ритмика для детей»
4.1.19. Т.А. Замятина, Л.В. Стрепетова «Музыкальная ритмика»
4.1.20. П.Брук «Пустое пространство» Москва 1996 г
4.1.21. С. Гиппиус «Гимнастика чувств» Москва 1986г
Раздел 5. Материально-технические условия реализации программы:
5.1. Материально-техническое обеспечение программы
5.1.1. Помещение: специализированный зал (танцевальный класс), оснащенный зеркалами, тренировочными станками, банкетами.
5.1.2. Тренировочное оборудование: обручи, гимнастические коврики.
5.1.3. Стол и стул для педагога, шкаф для инвентаря.
5.1.4. Музыкальное оборудование – фортепиано, музыкальный центр.
5.1.5. Раздевалка для педагога и обучающихся.
5.2. Кадровое обеспечение программы
Программа может быть реализована одним педагогом дополнительного образования, имеющим музыкальное образование и своевременно проходящим курсы повышения квалификации.