автор: Зембаль Любовь Богдановна
воспитатель МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК» Г. НАДЫМА»
Конспект «Страницы книжной истории»
презентация «Страницы книжной истории» — копияТехнологическая карта НОД
Зембаль Любовь Богдановна, воспитатель МДОУ «Детский сад «Аленький цветочек»
Образовательная область | Познавательное развитие | ||||
Возраст детей, группа | 5-6 лет, старшая группа | ||||
Тип НОД | Открытие нового знания | ||||
Тема НОД | «Страницы книжной истории» | ||||
Цель | Создание условий для формирования познавательных компетенций через знакомство детей с историей создания книги. | ||||
Задачи |
|
||||
Материал | Интерактивная доска, ноутбук, камни, уголь, пластилиновая дощечка, палочка, береста, краски, формочки для краски, подставки для кисти, салфетки, буквы для печатания, листы бумаги на каждого ребенка. | ||||
Этапы технологии «Игровая ситуация» | Деятельность воспитателя | Методы, приемы | Деятельность воспитанников | Предпосылки учебной деятельности | Контроль результатов деятельности |
I. Введение в игровую ситуацию и затруднение | Воспитатель: Сегодня к нам в детский сад пришло видеописьмо. Хотите узнать от кого оно?
Дети: Да. Видеообращение: «Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ольга Владиславовна. Я работаю в библиотеке г. Надыма. Дети, я знаю, что вы умные, талантливые и активные! И поэтому, я обращаюсь именно к вам с важным поручением. Пропали ценные листы древних книг, и утеряна информация о их создании. Необходимо помочь вернуть утерянные рукописи. И собранную информацию сохранить на флешку. Я желаю вам удачи в этом нелегком деле. До свидания! До новых встреч! Я верю в Вас!» Воспитатель: Дети, у нас такое важное поручение. Хотите помочь? Сможете? А как? Дети: Да хотим, сможем. Воспитатель: Где сможем найти информацию? Дети: посмотреть в энциклопедии, спросить у взрослых, посмотреть в интернете. |
Беседа
Беседа |
В беседе взаимодействуют с воспитателем, отвечают на вопросы, принимают решение вместе с педагогом | Умение слушать.
Целеполагание |
Ответы детей |
II. Актуализация знаний. | Воспитатель: Посмотрите, у меня в руках флешка. На эту флешку мы с вами будем сохранять информацию. Поэтому не будем терять время, и мы с вами отправимся в увлекательное путешествие в далёкое прошлое. А как же нам попасть в прошлое? На каком транспорте?
Дети: предлагают варианты. Воспитатель: Хорошо, а я предлагаю отправиться в прошлое – на машине времени. Она перед вами. (Дети с воспитателем входят вовнутрь круга, загорается машина – времени, звучит музыка). Воспитатель: Предлагаю нам отправиться в страну под названием – Древняя Греция. (Воспитатель берет детей за руки и говорят волшебные слова). (Дети подходят к экрану. Презентация «Древняя Греция»). Воспитатель: Мы с вами попали в Древнюю Грецию (звучит музыка Древней Греции) – это красивая страна. Кто может рассказать о ней? Дети: Красивые дома с колонами, скульптуры. |
Беседа с опорой на личный опыт детей | Выполнение заданий | Умение слушать и понимать инструкцию,
Выполнение действий по образцу, самоконтроль |
Ответы детей |
III. Затруднение в игровой ситуации | Воспитатель: В древнем мире бумаги ещё не было. А нам надо восстановить ценные листы древних книг. Как вы думаете на чем писали в прошлом?
Дети: предлагают варианты (на земле, на деревьях). Воспитатель: Удобно передавать, носить? Дети: Нет. Воспитатель: И как нам восстановить листы древних книг? Дети: затруднение |
Беседа
Проблемные вопросы Фиксация затруднения |
Выполнение заданий | Умение фиксировать затруднение, выявлять причину затруднения | Ответы детей |
IV. Открытие нового знания | Воспитатель: (рассказ воспитателя) В давние времена земли Древней Греции населяли люди, которых называли пеласгами. Кожа у них была светлой, а волосы тёмными. Был построен храм, посвященный покровительнице Афин богине войны и мудрости. Самобытность природному ландшафту Греции придают местные пещеры, многие из которых располагают внутренними озерами. Этой страной правили Боги. Так как бумаги в те времена ещё не было, то люди изображали все эти события на каменных плитах.
Воспитатель: Хотите попробовать написать на камне греческую букву «А» Вы знаете как она пишется? Дети: нет. Воспитатель: Древней Греции буквы похожи на наши буквы. Присядем за столы (Дети садятся за столы воспитатель напротив детей). Воспитатель: Для вас на столах приготовлены камни и угольки. (Дети рисуют). Воспитатель: Ребята получились у вас написать букву? Дети: Да. Воспитатель: А вот теперь представьте себе, что у вас дома хранятся такие каменные книги. Это удобно? Почему неудобно? Дети: Нет, они тяжёлые, занимают много места, их трудно брать в руки. Воспитатель: Ну что же, вытирайте руки влажной салфеткой. Надо сохранить информацию на флешку. Нам пора отправляться дальше, нас ждет другая страна. (Перемещаются в машине времени под музыку.) Воспитатель берет детей за руки говорят волшебные слова и перемещаются в прошлое). Воспитатель: Посмотрите, мы попали в Древнее государство. Называется Ассирия. (звучит музыка, на экране слайды с изображением природы и зданий Ассирии.) Ассирия – одно из величайших государств древнего мира, вошедшее в историю благодаря своим выдающимся воинским походам и завоеваниям, культурным достижениям, искусству. Перед вами одна из комнат царского дворца. Воспитатель: Посмотрите глиняные дощечки, они покрыты мелкими знаками. Воспитатель: Как вы думаете, что это такое? Дети: (Кирпичики, на которых что-то написано). Воспитатель: Эти глиняные кирпичики служили материалом для письма. Когда глина была сырой и мягкой, на ней писали. В древней Ассирии в школе, школьные тетради были тоже из глины. Давайте представим, что мы на уроке в древней школе. Посмотрим, удобно ли писать на глине. Предлагаю пройти к столу и присесть, выберите себе знаки, возьмите каждый себе по глиняной «тетрадке» и инструмент для написания – острые палочки, которые назывались клинки Воспитатель: Легко ли писать на таких глиняных дощечках? Дети: Да, (Писать на мягкой глине легче, чем на камне). Воспитатель: Удобно носить? Дети: (Удобно тем, что глиняные дощечки можно перенести, передать). Воспитатель: А после эти пластины обжигали в печи, складывали друг на друга и получались такие книжные страницы из глины. Вот такой секрет был в древней Ассирии. Воспитатель: сохраним информацию на флешку. |
Объяснение
Практический Объяснение Практический |
Восприятие полученной информации
Ответы детей. Творческая работа(ИЗО), экспериментирование. Выводы детей. Восприятие полученной информации Ответы детей. Творческая работа(ИЗО), экспериментирование. Выводы детей. |
Умение зафиксировать полученные знания | Ответы детей |
V. Включение нового знания в систему знаний. | Воспитатель: Нам пора отправляться дальше, в другую страну (Дети с воспитателем входят вовнутрь круга, загорается машина – времени, звучит музыка. Воспитатель берет детей за руки, говорят волшебные слова и перемещаются в прошлое).
Воспитатель: Мы с вами перенеслись в древнюю Русь. (Звучит русско- народная мелодия. На экране слайды с изображением древней Руси) Воспитатель: Русь славилась деревянными городами, сильными богатырями, рукодельем и весёлыми праздниками. Воспитатель: сначала на Руси писали на бересте. А вы знаете, что такое береста? Дети: разные ответы. Воспитатель: береста — это кора березы (показывает слайд с изображением бересты). Вот посмотрите, это настоящая кора берёзы. (Дети рассматривают, трогаю руками). А писали на ней с помощью специальной острой палочки, которой выцарапывали буквы, а потом появилась бумага и на ней писали летописцы. Их труд был очень тяжелый, поэтому они очень обрадовались, когда появились печатные книги, а как же это произошло? Посмотрите, оказывается, буквы вырезали из дерева на них наносили краску, а потом прижимали к листам бумаги. Вот такие были первые печатные книги. А вы хотите стать печатниками и тоже изготовить свою печатную книгу, Дети: Да. (Воспитатель предлагает детям подойти к столу, на котором лежит ватман и буквы.) Воспитатель: С помощью чего мы с вами можем создать книгу? Как мы это сделаем? Дети: Возьмем по одной букве и нанесем кисточкой на него краску. И припечатаем к чистому листу. Воспитатель: Красивая страница книги у нас получилась? Вот так создавались книги на Руси. Хорошо! Воспитатель: сохраняем информацию на флешку. Воспитатель: Машина времени нас ждет и нам пора отправляться снова в путешествие, (дети заходят в машину времени, звучит музыка). Дети перемещаются в современный мир. (Звучит песня). Воспитатель: Ребята, а вы узнали, в каком городе мы оказались? (на экране фото города Надыма). Дети: Да! Это наш город Надым. Воспитатель: Верно дети, мы вернулись в наш любимый и родной город из далекого путешествия. |
Объяснение Практический |
Восприятие полученной информации Ответы детей. Творческая работа(ИЗО), экспериментирование. Выводы детей |
||
VI. Итог занятия | (На экране появляется слайд библиотеки), включается видеописьмо
Библиотекарь: Скажите, вам понравилось путешествие в прошлое книги? Что нового и интересного вы узнали? В каких странах вы побывали? Дети: Рассказы детей. Воспитатель: мы всю информацию собирали на флешку. Сейчас при помощи волшебной палочки передадим её Вам. Давайте закроем глаза и скажем волшебные слова. Библиотекарь: (показывает детям флешку) Спасибо вам за предоставленную информацию, мы сохраним ее в нашем архиве и каждый желающий в любое время сможет посмотреть историю создания книги. Дети: Разные ответы. Библиотекарь: Хорошо, молодцы! Дети, вы все очень умные, способные, воспитанные и доброжелательные! Желаю вам, интересных путешествий и новых открытий! Жду вас в нашей библиотеке. До новых встреч! До свидания! Воспитатель: А кому бы вы хотели ещё рассказать о своём путешествии? |
Беседа | Ответы на вопросы
Наводящие вопросы воспитателя. Вопросы |
Умение оценивать свои действия | Ответы детей |