автор: Крупкина Ольга Алексеевна

учитель кубановедения МАОУ СОШ №12 ст-цы Михайловской Курганинского района Краснодарского края

Наш край на карте России. Итоговое проектирование и проектная деятельность Природно-ресурсный потенциал Курганинского района. 9 класс

Открытый всероссийский конкурс

«Мой лучший урок»

Урок кубановедения

Тема урока: Наш край на карте России. Итоговое проектирование и проектная деятельность Природно-ресурсный потенциал Курганинского района. 9 класс

                                                                               Выполнила

                                                                               Крупкина Ольга Алексеевна,

                                                                               учитель кубановедения

                                                                               МАОУ СОШ №12

                                                                               ст-цы Михайловской

                                                                               Курганинского района

                                                                               Краснодарского края

 

2019 год

Тема урока: Наш край на карте России. Итоговое проектирование и проектная деятельность Природно-ресурсный потенциал Курганинского района.

Цель урока: обобщить полученные знания при изучении темы «Наш край на карте России. Природно-ресурсный потенциал региона» и суметь применить знания на практике.

Оборудование: интерактивная доска, атлас Краснодарского края и республики Адыгея, фотографии (приложение), учебник по кубановедению 9 класс, статистический материал, Экономический  каталог муниципального образования Курганинский район.

Ход урока:

1.Огранизационный момент  (Класс делится на  3 группы. Проверяется наличие оборудования к уроку.)

  1. Приветствие учителя: Сегодняшний урок мне хочется начать со стихотворения Светланы  Донченко (Читает учитель)

«Как не любить мне эту землю?

Здесь дети родились мои.

Здесь звуку каждому я внемлю

Кубанской, ласковой земли…»

  1. Актуализация знаний

Ребята, начинаем наш урок кубановедения . Какой раздел мы с вами закончили изучать?  (Ответы учащихся «Наш край на карте России. Природно-ресурсный потенциал региона.) Сегодня у нас будет необычный урок. В этом году вам предстоит сделать выбор – поступить в колледж, техникум, училище или продолжить обучение в  10 классе, а потом продолжить обучение в ВУЗах и других учреждениях. Почему я вам об этом напомнила , вы поймете чуть-чуть позже. А пока давайте вспомним некоторые термины.

Природные ресурсы –Это… (ответы учащихся) совокупность объектов и систем живой и неживой природы, компоненты природной среды, окружающие человека и используемые им в процессе общественного производства для удовлетворения материальных и культурных потребностей человека и общества.

Рекреационные ресурсы – это… (ответы учащихся) ресурсы всех видов, которые могут использоваться для удовлетворения потребностей населения в отдыхе и туризме

4.Проектная деятельность

Ну а теперь давайте определимся с географическим объектом , который станет для нас предметом изучения. Скажите, о каком районе идет речь?

1.На западе граничит с Кошехабльским и Шовгеновским районами Адыгеи, на северо-западе с Усть-Лабинским районом, на севере с Тбилисским и Гулькевичским районами, на востоке с Новокубанским районом, на юге с Лабинским районом Краснодарского края.

2.Территория  района включает в себя  1 городское поселение и 9 сельских поселений

3.На территории района расположено село Урмия — единственное в России компактное поселение ассирийцев. (Ответы учащихся –Курганинский район).

Молодцы, ребята, сегодня на уроке объектом нашей проектной  деятельности будет Курганинский район- наш родной район. А как вы думаете, почему я говорила о вашем будущем, о предстоящем  вашем решении, где учиться дальше? (Ответы учащихся)

Да, ребята сейчас очень многие наши выпускники уезжают учиться и работать в города. Неужели так плохо у нас на Кубани, в нашем Курганинском районе, в нашей станице Михайловской? И вот мы с вами попытаемся сегодня исследовать наш район. Вы должны будете убедить меня: стоит ли оставаться жить в нашей станице, уехать ли в город, могут ли инвесторы вкладывать свой капитал в наш регион. Кстати, кто такой инвестор?  ( ответы учащихся. Инвестор — лицо или организация (в том числе компания, государство и т. д.), совершающее связанные с риском вложения капитала, направленные на последующее получение прибыли (инвестиции). Если тот или иной проект будет убыточным, то капитал будет утрачен полностью или частично).

Итак,  ваша задача  раскрыть мне природно-ресурсный потенциал Курганинского района.

Каждая группа учащихся – исследователи в своей определенной области. Для удачной работы у вас на столах  находятся атласы, статистические данные, фотографии, рисунки, экономический каталог муниципального образования Курганинский район, сайт Курганинского района.

Итак, за работу!!!

1 группа исследователей

  1. Исследование особенностей географического расположения Курганинского района Краснодарского края. Обзор структуры территории.
№ п/п Исследования Используемый материал Возможные ответы учащихся (записывают)
1. В какой части Краснодарского края находится Курганинский район? Административная карта Краснодарского края. Курганинский район раскинулся в юго-восточной части Краснодарского края
2. Кто является соседями нашего района? Административная карта Краснодарского края. На Западе район граничит с землями муниципальных образований Кошехабльский район и Шовгеновский район Республики Адыгея, на Северо-Западе — с землями муниципального образования Усть-Лабинский район, на Севере — с землями муниципальных образований Тбилисский район и Гулькевичский район, на Востоке — с землями муниципального образования Новокубанский район, на Юге — с землями муниципального образования Лабинский район Краснодарского края.
3. Имеется ли автомагистраль, железнодорожная магистраль? Административная карта Краснодарского края. С востока на запад территорию района пересекает железнодорожная магистраль Армавир — Туапсе, с севера на юг — автомагистраль краевого значения Усть-Лабинск — Лабинск — Упорная и целый ряд дорог местного значения.
4. Вывод. Высказывания учащихся В городе Курганинске размещён распределительный узел российской железной дороги. Автомобильный транспорт Курганинского района представляет собой сеть

автомобильных дорог федерального, регионального и муниципального значения. По

территории района проходит участок автомобильной дороги федерального значения

Подъезд к городу Майкоп от федеральной дороги М-29 «Кавказ». Основу транспортных

связей в районе составляют автомобильные дороги регионального значения Усть-Лабинск

– Лабинск –Упорная, протяженностью 224,42 км.

 

2 группа исследователей

2.Природно-климатическая характеристика Курганинского района

№ п/п Исследования Используемый материал Возможные ответы учащихся (записывают)
1. Определить характеристику рельефа  Курганинского района. Карта  атласа Территория района представляет собой степную равнину.
2. Определить  характеристику почв Курганинского района.  Карта  атласа Основную часть почвенного покрова Курганинского района составляют предкавказские карбонатные и выщелоченные чернозёмы. Черноземы наиболее плодородны и составляют основное наше богатство
3. Определить какие полезные ископаемые распространены в  Курганинском районе? Используя фотографии назвать полезные ископаемые района. Курганинский район богат нерудными полезными ископаемыми. В районе значительные запасы гравия, песка, глины.

Наиболее крупные месторождения гравия: Курганинское, Кошехабльское и Андреедмитриевское, глины: Темиргоевское

II и Михайловское. По территории Новоалексеевского сельского поселения проходит нефтяное месторождение.

4. Дать характеристику климату  Курганинского района.   Карта  атласа Климат: в Курганинском районе климат умеренный.

Температура: среднегодовая температура в Курганинском районе 10°С, самого холодного месяца января

составляет -3,5°С, а самого теплого июля 30-35°С. Наиболее низкая температура в отдельные годы

составляет -25…-30°С (январь-февраль), наиболее высокая поднимается до 38-41°С (июль-август). Курганинский район характеризуется достаточным количеством осадков.

5. Дать характеристику растительного и

Курганинского района.

Карта  атласа Растительность Курганинского района очень разнообразна. Для степей характерно господство травянистого типа растительности. Справедливости ради следует заметить, что настоящих степей в крае почти не сохранилось. На их месте— пахотные земли, на которых выращиваются культурные растения. Наибольшие площади занимают пшеница, кукуруза, подсолнечник, сахарная свекла, люцерна
6. Вывод Высказывания учащихся Степная равнина, чернозем, умеренный климат, богатая растительность. Большая возможность для высоких урожаев сельскохозяйственных  продуктов

 

3 группа исследователей

  1. «Население, хозяйство Курганинского района»
№ п/п Исследования Используемый материал Возможные ответы учащихся (записывают)
1. Уточнить численность населения в  Курганинском районе. Экономический  каталог муниципального образования Курганинский район. Общая численность постоянного населения муниципального образования Курганинский район на 1 января 2010 г.

составляет — 105 234 человек, из них мужчин — 48 233 человека (46,5%), женщин – 56 301 человек (53,5%). Сельское

население составляет – 57 920 человек (55,0%), городское – 47 944 (45,0%).

2. Узнать естественный прирост населения в  Курганинском районе. Экономический  каталог муниципального образования Курганинский район. Прирост

населения составил 11 067 человек или на 11,9% (приблизительно на 851 чел. в год или 0,9%).

3. Определить плотность населения в  Курганинском районе. Официальный сайт муниципального образования Курганинский район Средняя плотность населения 67,6

человек на один квадратный километр.

4. Определить  ведущие отрасли промышленности в  Курганинском районе. Информационнный сайт Курганинского района Пищевая промышленность обеспечивает 60,5 % всей промышленной продукции района.

В районе представлены следующие виды отраслей: предприятия

мясоперерабатывающей, мукомольно-крупяной, кондитерской промышленностей, завод

по производству сахара,

хлебозавод.

5. Определить  ведущие отрасли сельского хозяйства в   Курганинском районе. Информационнный сайт Курганинского района Сельскохозяйственный сектор формирует 36,5 % базовых отраслей района. Площадь пашни в районе около 107 тыс.га. Сельскохозяйственные организации

возделывают 63 % всех посевных площадей (68 тыс. га), и 37% – крестьянские

(фермерские) хозяйства (39 тыс.га). в районе ведётся работа и по

развитию личных подсобных хозяйств, Индивидуальные предприниматели и крестьянско-

фермерские хозяйства будут более интенсивно развивать животноводство и выращивание овощей

закрытого грунта.

6. Вывод Высказывания учащихся В Курганинском районе созданы все условия для того, чтобы

вкладывать деньги в развитие района было выгодно. Выгодное

местоположение района, хорошие природно-климатические условия

благоприятные развитию сельского хозяйства и развитая транспортная

инфраструктура.

Интерес инвесторов к Курганинскому району растет стремительно.

 

5.Работа в группах

Учащиеся работаю в группах 5-7 минут.

5.Ответы учащихся.

Далее представитель каждой группы характеризует свою область исследования. И обязательно  делает вывод. Учащиеся добавляют, приводят свои примеры.

7.Итог урока: учащиеся делают общий вывод для себя – смогут ли они  сами реализоваться в своем районе, для возможных инвесторов, объясняя  в развитие какой сферы деятельности и в какую отрасль они могут вложить свои деньги.

8.Домашнее задание— проект «Моя станица Михайловская в будущем».  

 

 

Список используемых источников:

1.Кубановедение. 9 класс. Трехбратов Б.А., Краснодар, Перспективы образования, 2015 год

2.Официальный сайт муниципального образования Курганинский район

3.Информационнный сайт Курганинского района

4.https://admkurganinsk.ru/region/economica/katalogue.pdf

5.https://revolution.allbest.ru/geography/00522836.html

6.https://poemata.ru/poets/donchenko-svetlana/kuban-moya/