автор: Крупкина Ольга Алексеевна
учитель кубановедения МАОУ СОШ №12 ст-цы Михайловской Курганинского района Краснодарского края
Наш край на карте России. Итоговое проектирование и проектная деятельность Природно-ресурсный потенциал Курганинского района. 9 класс
Открытый всероссийский конкурс
«Мой лучший урок»
Урок кубановедения
Тема урока: Наш край на карте России. Итоговое проектирование и проектная деятельность Природно-ресурсный потенциал Курганинского района. 9 класс
Выполнила
Крупкина Ольга Алексеевна,
учитель кубановедения
МАОУ СОШ №12
ст-цы Михайловской
Курганинского района
Краснодарского края
2019 год
Тема урока: Наш край на карте России. Итоговое проектирование и проектная деятельность Природно-ресурсный потенциал Курганинского района.
Цель урока: обобщить полученные знания при изучении темы «Наш край на карте России. Природно-ресурсный потенциал региона» и суметь применить знания на практике.
Оборудование: интерактивная доска, атлас Краснодарского края и республики Адыгея, фотографии (приложение), учебник по кубановедению 9 класс, статистический материал, Экономический каталог муниципального образования Курганинский район.
Ход урока:
1.Огранизационный момент (Класс делится на 3 группы. Проверяется наличие оборудования к уроку.)
- Приветствие учителя: Сегодняшний урок мне хочется начать со стихотворения Светланы Донченко (Читает учитель)
«Как не любить мне эту землю?
Здесь дети родились мои.
Здесь звуку каждому я внемлю
Кубанской, ласковой земли…»
- Актуализация знаний
Ребята, начинаем наш урок кубановедения . Какой раздел мы с вами закончили изучать? (Ответы учащихся «Наш край на карте России. Природно-ресурсный потенциал региона.) Сегодня у нас будет необычный урок. В этом году вам предстоит сделать выбор – поступить в колледж, техникум, училище или продолжить обучение в 10 классе, а потом продолжить обучение в ВУЗах и других учреждениях. Почему я вам об этом напомнила , вы поймете чуть-чуть позже. А пока давайте вспомним некоторые термины.
Природные ресурсы –Это… (ответы учащихся) совокупность объектов и систем живой и неживой природы, компоненты природной среды, окружающие человека и используемые им в процессе общественного производства для удовлетворения материальных и культурных потребностей человека и общества.
Рекреационные ресурсы – это… (ответы учащихся) ресурсы всех видов, которые могут использоваться для удовлетворения потребностей населения в отдыхе и туризме
4.Проектная деятельность
Ну а теперь давайте определимся с географическим объектом , который станет для нас предметом изучения. Скажите, о каком районе идет речь?
1.На западе граничит с Кошехабльским и Шовгеновским районами Адыгеи, на северо-западе с Усть-Лабинским районом, на севере с Тбилисским и Гулькевичским районами, на востоке с Новокубанским районом, на юге с Лабинским районом Краснодарского края.
2.Территория района включает в себя 1 городское поселение и 9 сельских поселений
3.На территории района расположено село Урмия — единственное в России компактное поселение ассирийцев. (Ответы учащихся –Курганинский район).
Молодцы, ребята, сегодня на уроке объектом нашей проектной деятельности будет Курганинский район- наш родной район. А как вы думаете, почему я говорила о вашем будущем, о предстоящем вашем решении, где учиться дальше? (Ответы учащихся)
Да, ребята сейчас очень многие наши выпускники уезжают учиться и работать в города. Неужели так плохо у нас на Кубани, в нашем Курганинском районе, в нашей станице Михайловской? И вот мы с вами попытаемся сегодня исследовать наш район. Вы должны будете убедить меня: стоит ли оставаться жить в нашей станице, уехать ли в город, могут ли инвесторы вкладывать свой капитал в наш регион. Кстати, кто такой инвестор? ( ответы учащихся. Инвестор — лицо или организация (в том числе компания, государство и т. д.), совершающее связанные с риском вложения капитала, направленные на последующее получение прибыли (инвестиции). Если тот или иной проект будет убыточным, то капитал будет утрачен полностью или частично).
Итак, ваша задача раскрыть мне природно-ресурсный потенциал Курганинского района.
Каждая группа учащихся – исследователи в своей определенной области. Для удачной работы у вас на столах находятся атласы, статистические данные, фотографии, рисунки, экономический каталог муниципального образования Курганинский район, сайт Курганинского района.
Итак, за работу!!!
1 группа исследователей
- Исследование особенностей географического расположения Курганинского района Краснодарского края. Обзор структуры территории.
№ п/п | Исследования | Используемый материал | Возможные ответы учащихся (записывают) |
1. | В какой части Краснодарского края находится Курганинский район? | Административная карта Краснодарского края. | Курганинский район раскинулся в юго-восточной части Краснодарского края |
2. | Кто является соседями нашего района? | Административная карта Краснодарского края. | На Западе район граничит с землями муниципальных образований Кошехабльский район и Шовгеновский район Республики Адыгея, на Северо-Западе – с землями муниципального образования Усть-Лабинский район, на Севере – с землями муниципальных образований Тбилисский район и Гулькевичский район, на Востоке – с землями муниципального образования Новокубанский район, на Юге – с землями муниципального образования Лабинский район Краснодарского края. |
3. | Имеется ли автомагистраль, железнодорожная магистраль? | Административная карта Краснодарского края. | С востока на запад территорию района пересекает железнодорожная магистраль Армавир — Туапсе, с севера на юг — автомагистраль краевого значения Усть-Лабинск — Лабинск — Упорная и целый ряд дорог местного значения. |
4. | Вывод. | Высказывания учащихся | В городе Курганинске размещён распределительный узел российской железной дороги. Автомобильный транспорт Курганинского района представляет собой сеть
автомобильных дорог федерального, регионального и муниципального значения. По территории района проходит участок автомобильной дороги федерального значения Подъезд к городу Майкоп от федеральной дороги М-29 «Кавказ». Основу транспортных связей в районе составляют автомобильные дороги регионального значения Усть-Лабинск – Лабинск –Упорная, протяженностью 224,42 км. |
2 группа исследователей
2.Природно-климатическая характеристика Курганинского района
№ п/п | Исследования | Используемый материал | Возможные ответы учащихся (записывают) |
1. | Определить характеристику рельефа Курганинского района. | Карта атласа | Территория района представляет собой степную равнину. |
2. | Определить характеристику почв Курганинского района. | Карта атласа | Основную часть почвенного покрова Курганинского района составляют предкавказские карбонатные и выщелоченные чернозёмы. Черноземы наиболее плодородны и составляют основное наше богатство |
3. | Определить какие полезные ископаемые распространены в Курганинском районе? | Используя фотографии назвать полезные ископаемые района. | Курганинский район богат нерудными полезными ископаемыми. В районе значительные запасы гравия, песка, глины.
Наиболее крупные месторождения гравия: Курганинское, Кошехабльское и Андреедмитриевское, глины: Темиргоевское II и Михайловское. По территории Новоалексеевского сельского поселения проходит нефтяное месторождение. |
4. | Дать характеристику климату Курганинского района. | Карта атласа | Климат: в Курганинском районе климат умеренный.
Температура: среднегодовая температура в Курганинском районе 10°С, самого холодного месяца января составляет -3,5°С, а самого теплого июля 30-35°С. Наиболее низкая температура в отдельные годы составляет -25…-30°С (январь-февраль), наиболее высокая поднимается до 38-41°С (июль-август). Курганинский район характеризуется достаточным количеством осадков. |
5. | Дать характеристику растительного и
Курганинского района. |
Карта атласа | Растительность Курганинского района очень разнообразна. Для степей характерно господство травянистого типа растительности. Справедливости ради следует заметить, что настоящих степей в крае почти не сохранилось. На их месте– пахотные земли, на которых выращиваются культурные растения. Наибольшие площади занимают пшеница, кукуруза, подсолнечник, сахарная свекла, люцерна |
6. | Вывод | Высказывания учащихся | Степная равнина, чернозем, умеренный климат, богатая растительность. Большая возможность для высоких урожаев сельскохозяйственных продуктов |
3 группа исследователей
- «Население, хозяйство Курганинского района»
№ п/п | Исследования | Используемый материал | Возможные ответы учащихся (записывают) |
1. | Уточнить численность населения в Курганинском районе. | Экономический каталог муниципального образования Курганинский район. | Общая численность постоянного населения муниципального образования Курганинский район на 1 января 2010 г.
составляет – 105 234 человек, из них мужчин – 48 233 человека (46,5%), женщин – 56 301 человек (53,5%). Сельское население составляет – 57 920 человек (55,0%), городское – 47 944 (45,0%). |
2. | Узнать естественный прирост населения в Курганинском районе. | Экономический каталог муниципального образования Курганинский район. | Прирост
населения составил 11 067 человек или на 11,9% (приблизительно на 851 чел. в год или 0,9%). |
3. | Определить плотность населения в Курганинском районе. | Официальный сайт муниципального образования Курганинский район | Средняя плотность населения 67,6
человек на один квадратный километр. |
4. | Определить ведущие отрасли промышленности в Курганинском районе. | Информационнный сайт Курганинского района | Пищевая промышленность обеспечивает 60,5 % всей промышленной продукции района.
В районе представлены следующие виды отраслей: предприятия мясоперерабатывающей, мукомольно-крупяной, кондитерской промышленностей, завод по производству сахара, хлебозавод. |
5. | Определить ведущие отрасли сельского хозяйства в Курганинском районе. | Информационнный сайт Курганинского района | Сельскохозяйственный сектор формирует 36,5 % базовых отраслей района. Площадь пашни в районе около 107 тыс.га. Сельскохозяйственные организации
возделывают 63 % всех посевных площадей (68 тыс. га), и 37% – крестьянские (фермерские) хозяйства (39 тыс.га). в районе ведётся работа и по развитию личных подсобных хозяйств, Индивидуальные предприниматели и крестьянско- фермерские хозяйства будут более интенсивно развивать животноводство и выращивание овощей закрытого грунта. |
6. | Вывод | Высказывания учащихся | В Курганинском районе созданы все условия для того, чтобы
вкладывать деньги в развитие района было выгодно. Выгодное местоположение района, хорошие природно-климатические условия благоприятные развитию сельского хозяйства и развитая транспортная инфраструктура. Интерес инвесторов к Курганинскому району растет стремительно. |
5.Работа в группах
Учащиеся работаю в группах 5-7 минут.
5.Ответы учащихся.
Далее представитель каждой группы характеризует свою область исследования. И обязательно делает вывод. Учащиеся добавляют, приводят свои примеры.
7.Итог урока: учащиеся делают общий вывод для себя – смогут ли они сами реализоваться в своем районе, для возможных инвесторов, объясняя в развитие какой сферы деятельности и в какую отрасль они могут вложить свои деньги.
8.Домашнее задание– проект «Моя станица Михайловская в будущем».
Список используемых источников:
1.Кубановедение. 9 класс. Трехбратов Б.А., Краснодар, Перспективы образования, 2015 год
2.Официальный сайт муниципального образования Курганинский район
3.Информационнный сайт Курганинского района
4.https://admkurganinsk.ru/region/economica/katalogue.pdf
5.https://revolution.allbest.ru/geography/00522836.html
6.https://poemata.ru/poets/donchenko-svetlana/kuban-moya/