Автор: Неделина Наталья Викторовна

Воспитатель МБДОУ детский сад д. Казинка Елецкого муниципального района Липецкой области

Конспект образовательной деятельности в группе старшего дошкольного возраста «Кукла Дуняша»

Конспект образовательной деятельности в группе старшего дошкольного возраста «Кукла Дуняша» (изготовление узелковой куклы как один из видов игрового тренинга по формированию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста) 

Неделина Н.В.

МБДОУ детский сад д.Казинка

Елецкого муниципального района

Липецкой области

Цель: координировать общую и тонкую моторику; воспитание чувства уверенности в своих силах.

Задачи: 

  1. развивать зрительную память, пространственные представления и ручную умелость; 
  2. развивать свободу и раскованность движений, образное мышление, внимание, координацию речи с движением; 
  3. совершенствовать сенсомоторику – согласованность в работе глаза и руки, координацию движений, их точность; 
  4. учить мастерить куклу и создавать ее образ узелковым способом; 
  5. воспитывать художественный вкус, живой интерес к традициям и ценностям народной культуры.

Материалы и оборудование:  счетные палочки — по 10 штук на ребенка, полиэтиленовые мешочки по количеству детей, квадратный лоскут однотонной хлопчатобумажной ткани (или носовой платок) – по количеству детей, шишка сосновая (для формирования головы куклы) – по количеству детей, ленточки для оберегового пояска. 

Содержание образовательной деятельности.

  • Приветствие.

Дети и воспитатель встают вкруг, держась за руки, и проговаривая по слогам «Здрав-ствуй-те» делают шаги вперед, и встречаются в центре круга.

  • Пальчиковая игра «Как живешь?»

— Как живешь?

— Вот так! (большие пальцы вперед)

—  Как плывешь?

— Вот так! (имитация плавания)

— Как бежишь?

— Вот так! (указательный и средний пальцы бегут)

— Вдаль глядишь?

— Вот так! («бинокль»)

— Ждешь обед?

— Вот так! (подпереть щеку кулачком)

— Машешь вслед?

— Вот так! (помахать кистью руки)

— Утром спишь?

— Вот так! (обе руки под щеку)

— А шалишь?

— Вот так! (хлопнуть по надутым щекам)

  • Игра «Загадочные палочки».

Выполнить упражнение, опираясь на содержание стихотворных строчек.

Звезды нам с небес сияют, 

Ночью путь нам освещают.

(Дети выкладывают из счетных палочек звездочку)

  • Игра «Сова» (расскажи стихи руками)

В лесу темно,

Все спят давно.

(Дети изображают спящих.)

Все птицы спят…

Одна сова не спит,

Летит, кричит.

(Дети делают взмахи руками.)

Совушка-сова,

Большая голова.

(Изобразить большой круг руками.)

На суку сидит,

Головой вертит.

(Присесть, сделать повороты головой вправо, влево.)

Во все стороны глядит,

Да вдруг как полетит.

(Встать, сделать взмахи руками.)

  • Изготовление узелковой куклы.
  • Игровое упражнение с шишкой: прокатывание шишки между ладонями круговыми вращениями.
  • Упражнение «Фокусник»: собрать кусочек полиэтилена пальцами в ладонь, начиная с угла. Кусочки полиэтилена торчать из кулачка не должны.
  • Проблемный вопрос: можно ли из кусочка полиэтилена изготовить тряпичную куклу?
  • Изготовление тряпичной узелковой куколки.

Кукла просто загляденье,

Детям всем на удивленье,

Коль хотите научиться 

Эту куклу мастерить

Вам придется не лениться

И старанье приложить!

  • Проблемный вопрос: как куклу-девочку превратить в куклу-мальчика?

(Дети по желанию мастерят куклу-мальчика.)

  • Игра «Хорошо или плохо».

Воспитатель. Что хорошо в такой куколке?

Дети. Она из ткани, такая мягкая, уютная. Она веселая, добрая, нежная.

Воспитатель. А что плохо в такой куколке?

Дети. Ничего плохого в такой куколке нет.

Воспитатель. Как вы будете играть с новой куколкой? А кто из вас знает стихи про куколку?

Дети рассказывают стихи.

Воспитатель. Ребята, а вы знаете, что означает слово «выставка»? (Ответы детей.) Я вам предлагаю оформить выставку «Узелковая куколка».

Дети вместе с воспитателем оформляют выставку «Узелковая куколка».

  • Хороводная игра «Ручеек». 

Воспитатель. Ребята, а вы знаете, что хороводы водили и наши прабабушки и прадедушки? Водить хороводы начинали с пасхальной недели и до праздника «Осенины» — встреча осени на Руси. Этот праздник отмечали трижды:  14 сентября, 21 сентября и 27 сентября. Третьи Осенины совпадали с православным праздником «Воздвиженье» и днем осеннего равноденствия, когда день равен ночи. Хоровод – это не просто танец, это образ жизни наших предков. Во время хоровода обсуждались насущные проблемы, заводились знакомства, происходили встречи с родными и близкими. Для вождения хоровода выбиралась самая старшая женщина, всеми уважаемая и почитаемая, и называлась она – хороводница. Сегодня, с вашего позволения, хороводницей буду я. Приглашаю вас в хоровод.

(Воспитатель и дети под славянскую мелодию водят хоровод «Ручеек».)

Приложение.

  • Куклу очень я люблю,

Я ей фартучек сошью.

Покормлю обедом с ложки,

«Кушай кашку, моя крошка!»

Уложу ее в кровать,

Будет кукла сладко спать.

  • Родилась сегодня кукла

Очень рада я.

Вот стишок я сочинила

Про нее и про меня.

Я сегодня целый день голову ломаю.

Как назвать такое чудо?

До сих пор не знаю.

  • Свернута из тряпки 

Кукла у Параши.

Не отыщешь краше:

Руки — словно лапки.

Глазки – пара точек,

А лицо – комочек.

Кукла смотрит косо,

Взгляд ее уныл.

Кто-то вместо носа 

Пуговку пришил.

Но Параша любит,

Нежит и голубит,

И целует в щечку

Маленькую дочку.

(М.А.Пожарова – 1915 год)

  • Солнце яркое встает,

Спешите к нам, честной народ!

Здесь обереги симпатичные,

Куколки отличные!

  • Мы – куклы. Берите. И в дом свой несите.

И пусть на столе, на стене, на диване

Мы вам улыбнемся, когда захотите,

И, может, теплее кому-нибудь станет.

  • На ботиночках шнурки

Завязаны на узелки.

Призадумалась я тут:

— Где еще узлы живут?

Узелок за узелком –

Свитер вяжется крючком.

Узелок да завиток – 

Кружевной воротничок.

В буквах я узлы черчу.

И в косе сестры кручу.

Папин галстук, поясок,

Мамин вкусный пирожок.

А на память узелок

Носит бабушкин платок.