Портфолио учителя-дефектолога
Моё педагогическое кредо
Мир детства сладостен и тонок,
Как флейты плавающей звук.
Пока смеется мне ребенок,
Я знаю, что не зря живу
Твердят друзья:
“Есть нивы тише”,
Но ни за что не отступлю.
Я этих милых ребятишек,
Как собственных детей люблю…
И каждый день,
Как на премьеру.
Вхожу в притихший детский сад:
Иду сюда не для карьеры –
Здесь каждый мне ребенок рад.
Быть в гуще детских восприятий
И так на протяженье лет –
Судьба моя – учитель-дефектолог!
И нет лучшей доли на земле.
От толерантности к эмпатии, от милосердия к педагогике, от коррекции к коммуникации, от традиции к инновации – таким стало моё педагогическое кредо сегодня. А вечный гимн моей профессии и всем людям, которые помогли мне состояться в ней, будет звучать в душе до тех пор, пока бьётся сердце.
Найти актуальное и значимое, здесь и сейчас, для каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья – вот главная, коммуникативная, задача современного учителя-дефектолога. Если бы была преподавателем, начинала бы введение в профессию следующими словами: «Врач работает с болезнью, священник – с грехами, педагог – с идеалами, психолог – с иллюзиями… Знаете ли вы профессию, в которой сочетались бы милосердие медицины, мудрость педагогики и прозорливость психологии?» Вот такие качества вывела я для себя, со временем, в неотъемлемые составляющие педагогического кредо настоящего дефектолога.
Не представляю себя сейчас вне своего дела, не перестаю радоваться и удивляться тому, что в своё время выбрала себе такую гуманную всегда и особо актуальную ныне профессию.
Выбирала ли по наитию, сердцем, или просто вслепую – не знаю. Уже позже меня учили пониманию того, кем я становлюсь. Жизнь удивительна и исполнена знаковых совпадений. Я всё больше убеждаюсь, что выбрала правильный профессиональный путь.
Можно утверждать, что в настоящее время учитель-дефектолог не может быть просто источником знаний, т.к. запросы современного общества идут в разрез с тем академическим образованием, которое даёт школа. Поскольку в нашей стране необходимы люди нового качества, способные действовать самостоятельно, обеспечивать себя и других, быть ответственными за своё дело, и, учитель – дефектолог, прежде всего, должен выступать как организатор и координатор
воспитательного процесса и научить детей добывать знания, объективно оценивать себя и свои возможности, работать самостоятельно и отвечать за результаты своего
труда. А чтобы добиться уважения и любви со стороны детей, надо доказать, что ты стоишь этого. Как это сделать? Для каждого педагога очень важны эмоционально-ценностная и творческая сфера деятельности, а также, знаниевая компетентность. Я считаю, что у профессионального педагога должна быть внутренняя мотивация к качественному осуществлению своей деятельности. На мой взгляд, одним из главных качеств учителя – дефектолога является готовность помочь. Одним из неотъемлемых качеств является и его профессионализм. В настоящее время дети могут получить практически любую информацию самостоятельно, поэтому нам просто необходимо обновлять и расширять свои знания. Образовательная деятельность становится ярче, живее и интереснее, если мимика и пантомимика педагога показывают, что он сам заинтересован в образовательном процессе. Дети чувствуют, что в них заинтересованы. Сейчас я уже научилась абстрагироваться от собственных проблем и начинать образовательную деятельность с улыбкой. Одним из важнейших факторов, влияющих на профессионализм, является, на мой взгляд, самообразование. Поиск новых приёмов, методов и технологий актуален особенно в наше время. Ребёнка – представителя нового поколения практически невозможно заставить что-то сделать, если с ним не договоришься или не заинтересуешь. Следовательно, необходимо выбирать такие технологии, которые давали бы возможность это осуществить. Данные технологии способствуют развитию ключевых компетенций детей: исследовательских, социально–личностных, коммуникативных, организаторских, личностно–адаптивных, информационных и ключевых компетентностей: способность работать без постоянного руководства, способность брать на себя ответственность по собственной инициативе, способность осваивать какие – либо знания по собственной инициативе, умение анализировать новые ситуации и применять уже имеющиеся знания для анализа и обобщения.
Конечно, нельзя сказать, что моя педагогическая деятельность протекает гладко, как и, наверняка, у любого педагога. Возникают различные проблемы и вопросы, на которые не всегда можно получить чёткий ответ. Я думаю, что слова Станиславского Константина Сергеевича: «Трудное сделайте привычным, привычное – лёгким, лёгкое – приятным» наиболее точно отражают мой взгляд на профессию «учитель – дефектолог».
Основной целью своей педагогической деятельности я считаю создание единого пространства «семья – детский сад», в котором всем участникам педагогического процесса будет уютно, интересно, безопасно, полезно, благополучною.
Приоритетом педагогической деятельности на данном этапе является создание условий для благоприятного взаимодействия с родителями, установления с ними доверительных и партнерских отношений, вовлечение семьи в единое образовательное пространство. Учитель – дефектолог должен активно искать новые формы и методы в работе с родителями, так как невозможно выбрать какую-то систему раз и навсегда, ведь особенность педагогики в постоянном движении, развитии и изменении. Заканчивая это размышление, я хочу напомнить слова Л. Толстого: «Не тот педагог, кто получает воспитание и образование педагога, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию».
Обо мне
Родилась 31октября 1984г.
2000г.- закончила гимназию №30 г. Ставрополя;
2000-2007г – обучение в Ставропольском государственном педагогическом институте, факультет коррекционной педагогики, кафедра «Логопедия», очное отделение (квалификация: педагог дефектолог для работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии и учитель-логопед по специальности «Специальная дошкольная педагогика и психология » с дополнительной специальностью «Логопедия»)
2007г.- принята в Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №29 города Ставрополя, в качестве учителя-дефектолога, где и работаю в настоящее время.
2008г – вторая квалификационная категория
2010г – первая квалификационная категория
Общий стаж -5,5 лет, в том числе педагогический- 5,5лет
Повышение квалификации за последние пять лет: 346 ч.
Награждена: Грамота МДОУ д/с №29 г. Ставрополя – 2009г; Грамота Ставропольской городской организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ – 2011г.; Грамота образования администрации города Ставрополя – 2012г.
Мои профессиональные логопедические
и дефектологические навыки и умения.
Умею и могу:
– установить контакт, организовать общение и другие формы взаимодействия с детьми любого возраста (в т.ч. имею опыт работы с ЗПР, F-70);
– обследовать состояние психических функции (восприятие, речь, память, мышление, эмоционально-волевую сферу) ребенка, определить структуру и степень выраженности имеющегося у ребенка дефекта;
– обследовать уровень интеллектуального развития дошкольника;
– работать в рамках мониторинга образовательного процесса;
– комплектовать, с учетом имеющегося дефекта, подгруппы детей, организовывать индивидуальные и групповые занятия по исправлению отклонений в развитии, восстановлению нарушенных функций;
– организовать педагогическое взаимодействие с воспитателями и специалистами в плане коррекции имеющихся у детей дефектов (консультативная помощь, взаимообучение);
– оказать консультативную помощь родителям детей, имеющих проблемы в развитии;
– выполнить инструментальный и ручной логопедический массаж;
– установить операционную систему на компьютер, устанавливать и работать в различных компьютерных программах; создать и строить сайт согласно своим запросам.
А еще я учусь:
– работать с детьми с ранним детским аутизмом и синдромом Дауна, разрабатывать индивидуальные программы для дошкольников с данными видами отклонения в развитии.
Принципы работы:
1) Использование комплексного подхода к мониторингу, коррекции и реабилитации, основанного на соблюдении принципа единства диагностики и коррекции. Мониторинг является составной частью комплексного изучения ребенка специалистами психолого-медико-педагогического консилиума ДОУ. Результаты дефектологического обследования обязательно сопоставляются с психологическими, логопедическими, медицинскими, педагогическими данными и обсуждаются на заседаниях консилиума.
2) Осуществление этиопатогенетического подхода к анализу нарушений. Мозаичность поражения центральной нервной системы при задержке психического развития церебрально-органического генеза приводит к значительной неоднородности нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности ребенка, к выраженной неравномерности формирования разных ее сторон и определяет необходимость дифференцированного подхода в работе учителя-дефектолога по преодолению трудностей воспитанников. В коррекционной работе выделяю приоритетные направления (одно или несколько), которые в первую очередь необходимы для компенсации состояния. По этому основанию происходит комплектование групп дошкольников для проведения образовательной деятельности.
3) Учет возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, на основе максимальной активизации «зоны ближайшего развития». Содержание образовательной деятельности строится в рамках ведущей деятельности дошкольного возраста, на материале, соответствующем требованиям дошкольной программы. Коррекционно-развивающие упражнения подбираются таким образом, чтобы, с одной стороны, они были бы доступны для выполнения воспитанниками, а с другой – уровень их сложности позволял бы активизировать потенциальные возможности ребенка. На занятиях широко используются различные виды помощи – от минимальной до максимальной.
4) Осуществление междисциплинарного взаимодействия специалистов, характер которого определяется структурой нарушения и первоочередными задачами коррекционного воздействия. В процессе комплексного мониторинга выявляются стороны ребенка, нуждающиеся в коррекции, составляются комплексные программы его развития, которые должны предусматривать приоритетные направления коррекционной работы каждого специалиста, суммарную нагрузку на воспитанника, рекомендации педагогу и родителям.
5) Организация динамического наблюдения за развитием детей, которое проводится с целью отслеживания динамики развития ребенка, определения соответствия выбранных форм, приемов, методов обучения уровню развития учащегося. В процессе динамического изучения также решаются задачи дифференциации сходных состояний нарушений развития.
6) Систематическое проведение соотносительного анализа состояния сформированности знаний, умений, навыков и психофизического развития ребенка. Сопоставление реальных достижений ребенка с развитием познавательной сферы позволяет корригировать коррекционные программы, намечать «обходные пути» в обучении, варьировать приемы работы педагога, выбирать адекватные формы обучения в каждом отдельном случае.
Направления работы:
Диагностическое направление | Диагностическая работа учителя-дефектолога является составной частью комплексного изучения ребенка специалистами ДОУ.
Основная задача этого направления — прогноз возможных трудностей обучения и воспитания дошкольника, определение оптимального пути развития. Мониторинг педагога может решать разные задачи. В связи с этим выделяются: Первичная диагностика вновь поступивших дошкольников. По его результатам происходит: распределение детей на группы по ведущему нарушению, определение оптимальных условий индивидуального развития, определение для них особенностей индивидуальные или групповые занятия. Динамическое изучение дошкольников. Проводится с целью отслеживания динамики развития ребенка, определения соответствия выбранных форм, приемов, методов обучения уровню развития учащегося. Этапная диагностика. Данная диагностика необходима для констатации результативности и определения эффективности коррекционного воздействия на развитие познавательной деятельности детей, посещающих ДОУ |
Коррекционное направление | Коррекционное направление работы учителя-дефектолога представляет собой систему коррекционного воздействия на познавательную, психологическую деятельность ребенка с ограниченными возможностями здоровья в динамике образовательного процесса. В зависимости от структуры дефекта и степени его выраженности строится содержательная направленность коррекционной работы. |
Аналитическое направление | Аналитическое направление включает анализ процесса коррекционного воздействия на развитие ребенка и оценку его эффективности, обеспечение взаимодействия специалистов. |
Консультативно-просветительское и профилактическое направление | Консультативно-просветительское и профилактическое направления работы учителя-дефектолога проводятся для оказания помощи родителям, педагогам ДОУ в вопросах обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями. |
Организационно-методическое направление | Это направление деятельности учителя-дефектолога включает подготовку и его участие в консилиумах, методических объединениях, педагогических советах, оформление документации, при необходимости организацию обследования дошкольников на ПМПК города. |
Информационно-компьютерные технологии
в моей работе
«Презентация» – переводится с английского как “представление”. Мультимедийные презентации – это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. В своей работе мультимедийные презентации применяю на непосредственно образовательной деятельности. Однако, они доступны и для других специалистов ДОУ (воспитатели, логопед). Прежде всего, речь идет об использовании медиазанятий с использованием мультимедийных презентаций, которые дают возможность оптимизировать психолого-педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного развития, и значительно повысить эффективность психолого-педагогической деятельности.
Мультимедийные презентации, применяемые мною, создаются в программе для создания презентаций POWER POINT. Медиазанятия проводятся с соблюдением санитарно-гигиенических норм при работе с компьютером.
Мною создана и собранна копилка мультимедийных презентаций для работы с детьми для диагностики и коррекции познавательной сферы детей дошкольного возраста, она позволяет в привлекательной для детей игровой форме строить коррекционно-развивающую работу.
Целью данной копилки является развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста с использованием современных информационных технологий – мультимедийных презентаций.
(копилка)
окружающая действительность:
времена года
природные явления
домашние животные
дикие животные
растения (деревья, овощи, фрукты, ягоды)
предметный мир:
транспорт
явления общественной жизни
улица
Россия – наща Родина
профессии
формирование элементарных математических представлений:
количество и счет
величина
форма
ориентировка в пространстве
ориентировка во времени
развитие познавательных психических процессов:
внимание
память
мышление
восприятие
развитие речи:
артикуляционная гимнастика
звуковая культура речи
грамматический строй речи
развитие словаря
Мои друзья – помощники
Сайт президента РФ
http://news.kremlin.ru/
Сайт Министерство образования и науки РФ
http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/
Федеральный портал “Российское образование”
http://www.edu.ru/
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР)
Российский общеобразовательный портал
Социальная сеть работников образования «Наша сеть»
ЛОГОПЕД.РУ (Электронный портал логопедов и дефектологов)
Портал “Логопеды.ru”
Логопедический сайт «Болтунишка»
http://www.boltun-spb.ru/index.html
Логопедический портал
http://logoportal.ru/
Логопедический портал
http://logoportal.ru/
Cайт Logopedia.by
http://logopedia.by/
Нормативно – правовая база
(примерный перечень документов)
- Конституция РФ;
2.Закон РФ «Об образовании»(10.07.1992 №3266-1);
3.ФЗ РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»( 21.ХII.04 № 170 -ФЗ);
4.ФЗ РФ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании) (2.VI.99 г.);
5.Конвенция о правах ребенка.(20.ХI.89);
6.Типовое положение о специальном(коррекционном)образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии.(10.III.00 № 212);
7.Приказ Миобрнауки России от 20.07.2011 №2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
8.Приказ Минобрнауки России от 23.11.2009 г. N 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;
9.Должностная инструкция учителя-дефектолога.
- Устав дошкольного учреждения
- Письмо МО РФ от 14 марта 2000г. № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке детей дошкольного возраста в организованных формах обучения».
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МОЕЙ РАБОТЕ
В коррекционно-развивающем процессе использую современные технологии и методики. Я работаю с детьми с различной патологией – нарушением социального общения, задержкой психо-речевого развития, умственной отсталостью, РДА, синдром Дауна и т. д. Поэтому в работе использую многие программы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями:
- Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. – М.: Просвещение, 2005
- Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1,2 / Под общей ред. С.Г. Шевченко. . —— М.: Школьная Пресса, 2003,
- Программа воспитания и обучение в детском саду/ под редакцией Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С., М. – 2005.
- Методика Марии Монтессори.
- Питерси М., Трилор Р. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Пер. с английского. М.: Ассоциация Даун Синдром, 2001
- Л. Г. Нуриева Развитие речи у аутичных детей. – М., 2003
- Шоплер Э., Ланзинд М., Ватерc Л. “Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей (0-6 лет). Сборник упражнений для специалистов и родителей по программе TEACH”
- Юлия Эрц “Методы обучения и коррекции поведения в АВА программе для детей с аутизмом”
- Бондарь Т.А., Захарова И.Ю., и др. Подготовка к школе детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы: от индивидуальных занятий к обучению в классе. – М. 2012
Сохраняя опыт педагогов новаторов, применяю в работе современные технологии. Для этого были освоены компьютерные программы по созданию презентаций. Изучила и применяю на практике метод мнемотехники; здоровьесберегающие технологии. Метод мнемотехники – совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей). Метод мнемотехники позволяет улучшить: память, воображение, мышление, речь, мелкую моторику детей, формировать навык общения у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Одним из наиболее эффективных средств, применяемых в процессе педагогической работы, является применение информационно-коммуникативных технологий:
- обрабатывание данных полученные в процессе работы в программах -Microsoft Office Word 2007,-Microsoft Office Power Point 2007 и т.д.
2.мультимедийные презентации для диагностики познавательной деятельности детей;
- Презентация для стимуляции речевой активности неговорящих детей, например, «Голоса животных»
- Презентации для развития грамматического строя речи.
- Презентации для развития речи детей
- Презентации по ФЭМП
Я размещаю методические рекомендации, статьи, делюсь накопленным опытом на сайтах в интернет – ресурсах (например, http://nsportal.ru). Данная информация может быть полезна для педагогов, родственников детей с ограниченными возможностями.
Работа с учителя-дефектолога с родителями
Как показывает практика тесное взаимодействие специалиста и семьи необходимое условие для полноценного развития дошкольников.
Поиски эффективных путей коррекции отклонений в развитии подвели к необходимости создания системы взаимоотношений педагога и родителей, которая включает в себя:
- индивидуальное консультирование родителей коррекционно – развивающего обучения (на протяжении учебного года систематически проводится индивидуальное консультирование родителей по вопросам развития психических процессов ребёнка, познавательной деятельности, эмоционально- волевой сферы);
- групповые формы работы с родителями
- дни открытых дверей (это просмотр открытых занятий с последующим обсуждением. Если вначале года занятия проводятся с целью показать приёмы работы по развитию речи, ФЭМП, обучению грамоте, то в конце года родители видят, чему научились дети в коррекционной группе. Просмотр открытых занятий с детьми способствуют формированию у родителей адекватной оценки развития их детей)
- анкетирование («Социально-психологический паспорт семьи», «Ваше мнение о работе группы» и др.)
- тематические консультации («Наши правила», «Тренируем язычок», «Тренируем пальчики – развиваем речь», «Друзья из книжки», « Как учить стихи играючи», «Мы учимся наблюдать и запоминать», «Что необходимо знать и уметь ребёнку, поступающему в школу», «Мы учимся рассказывать, пересказывать», «Игры для обучения грамоте» и др.)
- групповые родительские собрания («Основные направления воспитательно-образовательной и оздоровительной работы с детьми на новый учебный год», «Наши дети на свет родились, чтобы радостно жить!», «Как повзрослели и чему научились наши дети»)
- оформление родительских уголков (ежемесячно в родительский уголок выставляется консультация, посвященная одной из проблем интеллектуального развития ребёнка: артикуляции звуков, развитию мелкой моторики, связной речи, обучению грамоте, математических представлений и пр.)
Работа со специалистами
В коррекционных образовательных учреждениях особое значение придается организации взаимодействия в работе специалистов и воспитателей. Содержание коррекционно-развивающей деятельности строится с учетом ведущих линий развития ребенка и обеспечивает интеграцию речевого, познавательного, экологического, художественно-эстетического развития ребенка.
Цель такой работы в создании модели взаимодействия педагогов, родителей и медицинского персонала в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, в снятии противоречий, изменении родительских установок, повышении профессиональной компетентности педагогов и обучении родителей новым формам общения и поддержки ребенка, организации предметной коррекционно-развивающей среды, стимулирующей развитие ребенка.
Содержание и структура педагогической поддержки во многом зависит от диагноза, структуры дефекта, компенсаторных возможностей ребенка, «зоны его актуального и ближайшего развития», личностно-ориентированного подхода.
Поэтому модель коррекционно-развивающей деятельности представляет собой целостную систему. Ее цель состоит в организации воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения как системы, включающей диагностический, коррекционно-развивающий и профилактический аспекты, обеспечивающие нормальный уровень интеллектуального и психического развития ребенка.
Система коррекционно-развивающей деятельности предусматривает индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия, а также самостоятельную деятельность ребенка в специально организованной пространственной среде.
Учитель – логопед |
Воспитатель по ИЗО |
Организация работы специалистов в группе для детей с ограниченными возможностями здоровья
В нашем дошкольном учреждении мы разработали свою систему коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
Воспитатели, учитель-дефектолог, педагог-психолог и другие специалисты, имеющиеся в ДОУ, работают в тесном контакте друг с другом. Они стремятся к тому, чтобы иметь единый подход к воспитанию каждого ребенка и единый стиль работы в целом.
Поскольку с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, эффективность проведения фронтальных занятий очень низкая, вся работа проводится в индивидуальной и подгрупповой форме.
Сетка занятий составлена так, чтобы каждый ребенок ежедневно был охвачен коррекционно-развивающей помощью. Количество занятий в неделю не превышает установленных норм.
В первую половину дня проводятся занятия как с воспитателями, так и с учителем-дефектологом. Во вторую половину дня проводятся занятия педагогом-психологом, индивидуальная работа по заданию учителя-дефектолога. Учитель-дефектолог является организатором и координатором всей коррекционно-развивающей работы на данной группе.
Учитель-дефектолог проводит занятия по развитию речи, формированию элементарных количественных представлений и также занятия по ознакомлению с окружающим.
Воспитатели проводят занятия по изодеятельности, лепке, аппликации, конструирование и ручной труд. Они закрепляют приобретенные детьми знания, отрабатывают умения до автоматизации навыков, интегрируя коррекционные цели и содержание в повседневную жизнь детей (в игровую и трудовую деятельность), в содержание других занятий (изобразительная деятельность, наблюдения за окружающим), а также в режимные моменты.
Чтобы обеспечить такое единство в работе всех педагогов и специалистов на данной группе (для детей с ограниченными возможностями здоровья), у нас в детском саду была выработана следующая система деятельности:
- Воспитатели совместно с учителем-дефектологом и педагогом-психологом изучают детей.
Специалисты индивидуально обследуют детей, наблюдают за ними в процессе занятий. Воспитатели изучают детей на занятиях и в повседневной жизни – в процессе проведения режимных моментов, на прогулке, во время свободной деятельности.
Результаты обсуждаются и анализируются всем педагогическим коллективом группы, во главе с методистом дошкольного учреждения. Обсуждаются достижения и недостатки в обучении детей, намечаются пути коррекции.
- Совместно изучается содержание программы и составляется перспективный план работы по всем видам деятельности детей и по всем разделам программы (ознакомление с окружающим, продуктивная деятельность, игровая деятельность и т.д.).
Здесь нужно учитывать, что учитель-дефектолог должен знать содержание не только тех разделов программы, по которым он непосредственно проводит занятия, но и тех, которые проводит воспитатель. В свою очередь воспитатели должны знать содержание тех видов работы, которые проводит учитель-дефектолог. При этом надо помнить, что воспитатель проводя свои виды занятий, ни в коем случае не является «репетитором», не изучает с детьми материал занятий учителя-дефектолога.
Правильное планирование обеспечивает необходимую повторяемость и закрепление материала в разных видах деятельности детей и в различных ситуациях.
- Совместно готовятся и проводятся праздники, развлечения, тематические и интегрированные занятия.
Данные занятия являются итогом всей коррекционно-педагогической деятельности с детьми за определенный период. Чтобы все возможности детей были раскрыты, реализованы, над их подготовкой должен работать весь педагогический коллектив группы совместно с музыкальным руководителем.
- Тесно взаимодействуем с родителями.
Основная задача педагогов при организации работы с родителями – помочь им стать заинтересованными, активными и действенными участниками образовательного процесса. Педагоги разъясняют родителям о необходимости ежедневной работы со своим ребенком по заданиям, которые дает учитель-дефектолог и воспитатели, единстве требований педагогов и родителей. Только в таком случае возможны наилучшие результаты.
Достижение эффективности в коррекционно-развивающей работе возможно за счет взаимодействия всех участников педагогического процесса и в совместном решении образовательных, воспитательных и коррекционных задач.
Единообразие подходов к работе с детьми, преемственность в требованиях, а также в содержании и методах коррекционной, учебной и воспитательной работы, комплексность и многообразие средств развития детей и устранения имеющихся у них недостатков, использование ведущего вида деятельности – залог успеха в работе.
Основными идеями, определяющими содержание взаимодействия педагогов, комплексность коррекционно-развивающей работы с детьми, работы по преодолению или предупреждению у дошкольников с отклонениями в развитии школьной дезадаптации, являются следующие:
- Единство коррекционных, образовательных и воспитательных задач. Принцип коррекционной направленности занятий и свободной деятельности детей.
- Развивающий характер работы и формирование качеств личности ребенка. Принцип максимального выявления и использования резервов психического развития дошкольников.
- Воспитание у детей интереса к занятиям, познавательной активности и самостоятельности. Опора на личный опыт детей.
- Достижение успеха на каждом занятии как важнейшее средство стимуляции познавательной деятельности детей. Принцип индивидуализации и дифференциации обучения на основе комплексной диагностики развития. Дифференцированный характер учебной деятельности детей на занятии с учетом их индивидуальной психологической готовности к нему. Индивидуализация темпов освоения детьми знаний и умений.
- Строгая последовательность в работе. Систематичность в закреплении сформированных умений и знаний. Доведение умений до автоматизированных навыков на каждой ступени обучения.
- Разнообразие и вариативность дидактического материала и приемов коррекционной работы всех специалистов.
- Применение принципа деятельностного подхода, активное использование различных видов, особенно ведущего вида деятельности в общеразвивающих и коррекционных целях.
- В коррекционной работе все чаще использовать различные виды продуктивной и игровой деятельности, что позволяет ненавязчиво, опосредованно осуществлять коррекционное воздействие в интересной и увлекательной форме.
Таким образом, коррекционно-развивающая работа с детьми в специализированной группе многоаспектна, предполагает взаимодействие специалистов и носит комплексный характер.
Только в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса возможно успешное формирование личностной готовности детей с нарушениями развития к школьному обучению, социализации и адаптации их в обществе.
Копилка дидактических игр
(где можно посмотреть и скачать)
Игры для развития речи:
- http://doshvozrast.ru/igra/igra.htm
- http://doshvozrast.ru/igra/igradidakt04.htm
- http://www.iulyaplatonowa.narod.ru/kartoteka_igr/didakticheskie_igri_po_razvitiyu_rechi/
- http://detskieradosti.ru/load/107-1-0-9278
- http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/3c0a65625b2bc78b4d53b88521316c27_0.html
- http://www.r-rech.ru/
- http://maminsite.ru/early.files/early19.html
Игры для формирования элементарных математических представлений:
- http://skyclipart.ru/detsad/papki_pererdv/90631-didakticheskie-igry-po-matematike-v-detskom-sadu.html
- http://kursovikna5.ru/2270_igry_po_matematike_v_detskom_sadu/index.html
- http://nsportal.ru/detskii-sad/matematika/didakticheskie-igry-po-matematike-1
- http://www.grigoryandreev.com/ru/kartinki-skachat-matematika-detski-sad
- ru/shop/vse_tovary/knigi/knigi_dlya_detskih_sadov/avtorskie_programmy/matematika_v_detskom_sadu__novikova_vp
- http://detsadik.my1.ru/load/razvivajushhie_zanjatija_v_detskom_sadu/matematika/7
- http://mapakids.net/book/obuch-razvit/1554-matematika-v-detskom-sadu-5-6-let.html
Игры для развития фонематического слуха и обучения детей грамоте:
- http://detsad-kitty.ru/metod/6479-igry-dlya-razvitiya-fonematicheskogo-sluxa.html
- http://bebi.ucoz.ru/publ/32-1-0-162
- http://www.maaam.ru/detskijsad/igry-razvivayuschie-fonematicheskii-sluh.html
- http://www.maaam.ru/obrazovanie/logopedicheskie-igry/page3.html
- http://dohcolonoc.ru/2011-03-22-09-30-55/1319-konsultatsiya-dlya-roditelej-igry-i-uprazhneniya-na-razvitie-fonematicheskogo-slukha-u-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html
- http://www.ds2422.ru/publ/zadanija_logopeda_8_gruppy/igry_dlja_razvitija_fonematicheskogo_slukha/21-1-0-115
- http://logoped.dou905.edusite.ru/p10aa1.html
Пальчиковые игры:
- http://maminsite.ru/early.files/early8.html
- http://www.chudesnayastrana.ru/palchikovie-igri.htm
- http://www.solnet.ee/parents/p13_00.html
- http://www.razumniki.ru/palgames.html
- http://www.solnushki.ru/fingerplay
- http://www.zhirafik.ru/palchikovye-igry
- http://vscolu.ru/articles/palchikovye-igry-dlya-detej.html
ПРОГРАММЫ
(помогающие в работе с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья, адреса для скачивания):
- Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. – М.: Просвещение, 2005 – http://www.twirpx.com/file/94404/
- Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1,2 / Под общей ред. С.Г. Шевченко. – М.: Школьная Пресса, 2003 – http://www.twirpx.com/file/265013/
- Программа воспитания и обучение в детском саду/ под редакцией Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С., М. – 2005. – http://www.twirpx.com/file/258624/
- Методика Марии Монтессори. – http://www.razumniki.ru/montessori.html
- Питерси М., Трилор Р. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Пер. с английского. М.: Ассоциация Даун Синдром, 2001 – http://www.twirpx.com/file/423133/
- Л. Г. Нуриева Развитие речи у аутичных детей. – М., 2003 – http://www.twirpx.com/file/128859/
- Шоплер Э., Ланзинд М., Ватерc Л. “Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей (0-6 лет). Сборник упражнений для специалистов и родителей по программе TEACH” – http://www.twirpx.com/about/search
- Стребелева Е.А. Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы – М., 2004. – http://www.twirpx.com/about/search
- Мною были разработаны «Рабочая программа для дошкольников с ЗПР 5-6лет», программа кружка «Научите меня говорить правильно!», в данный момент занимаюсь разработкой индивидуальной программы для дошкольников с РДА и синдромом Дауна
Участие в конкурсах:
- Городской конкурс на лучшую методическую разработку занятия по интеллектуальному развитию дошкольников в номинации «Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста » (совместно с Куколовой Л.В., диплом II степени);
- Городской конкурс по написанию конспекта занятия на тему «Мы – россияне» (участник);
- Постоянное принимание участия в конкурсах учреждения: «Лучший психологический уголок в группе», «Оценка состояния готовности группы к новому учебному году», «Организация краеведческого образования дошкольников», «Конкурс по созданию условий для сюжетно-ролевых игр» и другие.
- Оказание помощи в конкурсах «Воспитатель года – 2012», «Здоровый педагогический коллектив», проведении методобъединения для логопедов и др.
Конференции и семинары
Периодически посещаю различные конференции и семинары по логопедии и дефектологии, как очное посещение, так и онлайн – мероприятия, например, «Нарушение звукопроизношения у детей», «Заикание у дошкольников и ладших школьников», «Логопедический и зондовый массаж», «Психопедагогика и аутизм», «Модель организации комплексной помощи детям с аутистическими и другими нарушениями развития и их семьям» и др., так же организовывала курсы повышения квалификации для логопедов, дефектологов и специалистов, работающими с детьми с нарушением речи, по вопросам «Актуальные проблемы логопедии».
Публикации и выступления
Периодически выступаю на педчасе, педсовете, методических неделях, печатаю материал на педагогическом портале http://nsportal.ru/, где имею свою страничку.
СОДЕРЖАНИЕ
- Общие сведения:
- обо мне
- профессиональное кредо
- мои профессиональные умения и навыки
- Повышение уровня квалификации
- Нормативно-правовая база
- Научно-методическая деятельность:
- конкурсы
- конференции
- публикации, выступления
- Учебно-методическое обеспечение:
- программы
- конспекты
- дидактические игры
- Организационно-методическая деятельность:
- принципы и направления работы
- работа с детьми
- работа со специалистами
- работа с родителями
- Современные технологии в моей работе
- Мои достижения
- Полезная страничка
- Фотогалерея