Родительское собрание в нетрадиционной форме в детском саду

Данная публикация практически значима для педагогов ДОУ. Я представляю не только конспект родительского собрания в нетрадиционной форме, но и все выступления-консультации педагогов.

Формы работы с родителями постоянно меняются. Традиционные формы работы, в которых главное место отводилось сообщениям, докладам, утратили свое значение из-за малой эффективности, недостаточной обратной связи. Все шире используются новые, активные формы, позволяющие вовлечь родителей в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка. Этим и интересны родительские собрания в нетрадиционной форме.

Форма проведения: путешествие

Цель: педагогическое просвещение родителей в вопросах воспитания детей.

Подготовительный этап собрания.
1. Оформление плакатов для украшения зала.
2. Изготовление приглашений каждой семье и общее объявление в каждой группе.
3. Анкетирование родителей.
4. Запись ответов детей.
5. Подготовка вопросов «Острого блюда».
6. Оформление выставки совместных рисунков «папа – ребёнок» «Моя мамочка».
7. Акция «родительская почта» (вопросы психологу через почтовые ящики);
8. Изготовление буклетов.
9. Покупка бейджиков, шариков.
10. Фонограммы музыкальных записей.

План проведения:
1. Вступление.
2. Упражнение «Визитки».
3. Введение в проблему (раскрытие темы).
4. «Принципы построения общения с ребёнком»
5. Упражнение “Семейные заповеди”.
6. «Кафе-пауза»: музыкальная игра «Весёлый хоровод»
7. «Шпаргалка для родителей» с одноимённой презентацией.
8. Упражнение “Закончи предложение” (или «Острое блюдо»).
9. Презентация «Послание родителям от ребёнка».
10. Видеоролик «Устами ребёнка».
11. «Кафе-пауза» с инструктором по физической культуре.
12. «О наказании и поощрении» – беседует педагог-психолог.
13. Презентация «Несколько советов избежать конфликта».
14. Психологическая игра-рекомендация «Рассерженные шарики».
15. Упражнение «Как мы наказываем?».
16. Презентация «Мамам и папам посвящается»
17. «Домашняя игротека для детей и их родителей». Практические советы от учителя-логопеда. Буклеты.
18. Итоги конкурса рисунков «Моя мамочка».
19. Рефлексия «Ёлочка пожеланий».
20. Буклеты на память.

Ход мероприятия:

В музыкальном зале играет музыка. Зал украшен по теме прошедшего праздника «Дня матери». Постепенно собираются родители… По двум сторонам зала расставлены столы: с одной стороны для родителей, с другой – для педагогов. На проекторе слайд – поезд.

Ведущий (старший воспитатель):
Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады Вас приветствовать у себя в гостях. Прошу родителей, желающих непосредственно участвовать в практических заданиях, занять свои места за столами, предназначенные для Вас, педагогов прошу пройти за столы – напротив…
Вступление:
Воспитание – очень сложное и ответственное дело. Для получения хороших результатов недостаточно одной любви к детям. Ребенка надо уметь воспитывать, а для этого нужны специальные знания. Начало правильного воспитания нельзя откладывать на более поздний срок, оно должно начинаться с первых дней рождения ребёнка. Думаю, что большинство родителей испытывают серьезные затруднения в процессе воспитания.
Именно для этого мы сегодня отправимся с вами в путешествие по «Стране Воспитания». И на каждой станции нас будут ждать наши воспитатели и специалисты

Теперь, прежде чем начать обсуждение нашей темы, традиционное упражнение «Визитки».

Мы с вами изготовим визитки для того, чтобы нам было проще общаться. Пусть каждый из вас напишет на визитке свое «имя», или – «имя, отчество».
(На столе лежат маркеры, бумага (4х8), бейджики).

Введение в проблему: 
“Три несчастья есть у человека: смерть, старость и плохие дети, – говорит украинская народная мудрость. Старость неотвратима, смерть неумолима. Перед этими несчастьями никто не может закрыть двери своего дома. А от плохих детей дом можно уберечь, как и от беды”.
Вы, конечно, хотите иметь хороших детей: умных, добрых, вежливых, отзывчивых, трудолюбивых, т.е. высоконравственных. Давайте объединим наши усилия в воспитании подрастающего поколения. И отправимся на поезде в «Страну Воспитания» где узнаем, как правильно общаться с детьми в семье, чему их нужно научить в первую очередь, узнаем, умеете ли вы использовать правильно методы поощрения и наказания.

На проекторе – поезд даёт гудок, шум отправляющегося поезда…

Ведущий (старший воспитатель):
Общение играет огромную роль в жизни любого человека и тем более ребёнка. От самого процесса общения и его результатов между родителями и детьми во многом зависит психическое здоровье ребёнка – его настроение, его чувства и эмоции, а, следовательно, развитие.
Дети требуют не столько внимания-опеки, сколько внимания-интереса, который им можете дать только вы – их родители. Общение по его интересам приносит ребенку массу положительных радостных переживаний. Лишенный общения малыш впадает в тоску, личность его травмируется, и не только личность. Такие виды общения, как улыбка и взгляд, увеличивают силу взаимного притяжения малыша и его родителей. При дефиците внимания, любви, ласки, при жестком обращении у детей складывается недоверие, боязнь окружающих, формируется чувство отчужденности.

Поскольку форма нашей встречи носит информационно-просветительский характер, мы, учитывая сложность восприятия педагогической информации, приготовили несколько презентаций.
А также, чтобы наша встреча не переросла в монотонную лекцию, у нас сегодня будет на станциях несколько «кафе-пауз».
Итак, первая станция – станция «Принципов общения». 

Вас встречает воспитатель 1 квалификационной категории Е.Н. Балтаева:
Уважаемые родители, чтобы вам научиться правильно общаться со своим ребёнком, вы должны запомнить несколько принципов построения общения.
(на фоне музыки)
• Уметь выслушать своих детей – основной и наиболее важный принцип общения, но большинство родителей никогда не делают этого. Они заняты “чтением морали” своим детям и рассказами, как следует поступать в том или ином случае. Это приводит к пропасти в общении между родителями и детьми.
• Принять ребенка таким, какой он есть, без всяких условий, со всеми его индивидуальными особенностями, плюсами и минусами. В семье этому способствует безусловная любовь, которую малыш должен чувствовать всегда.
• Не переходить с оценки конкретных действий на оценку его личности. Говоря о внешнем виде ребенка, его рисунках, поделках, особенно в случае неудач, нельзя делать выводы о его низких умственных способностях или предсказывать ему в будущем плохую жизнь.
• Общение должно иметь положительный эмоциональный фон. Нужно замечать успехи ребенка, радоваться им. А также ребёнок должен чувствовать, что вы его любите. Почаще смотрите на него восхищёнными глазами и говорите ему, какой он «хороший». Но не «сюсюкайте» с ребёнком: «сюсюканье» делает ребёнка капризным нытиком.
• Ребенок не должен чувствовать отчуждения: дети, лишенные веры в любовь родителей, становятся неуверенными в себе, приобретая ряд отклонений, что и сказывается на его развитии.
• Разговаривать в семье взрослые между собой должны культурно, спокойно. Для ребенка вы являетесь образом речи, поскольку дети, как правило, всегда говорят и выражаются так, как их родители.
• Не забываете, что ключ к сердцу ребенка лежит через игру. Именно в игре можете передать те навыки и знания, понятия о жизненных ценностях и просто лучше понять друг друга, сблизится.
• В завершении хотелось бы сказать и о принципах единства требований в семье: это единство не следует понимать упрощенно – все требуют одно и то же. Нет! Каждый в семье ведет свою партию, важен принцип совместимости и дополнения.

Ведущий: Мы с Вами выслушали педагога, ознакомились с принципами, помня которые, вы научитесь правильно общаться со своим ребёнком. А теперь давайте предоставим слово родителям.

***Упражнение “Семейные заповеди”

Родители составляют небольшой список семейных заповедей, обычаев, правил, запретов, привычек, установок, взглядов, которых придерживаются все члены семьи. Каждый зачитывает этот список. Данное упражнение позволяет сравнить свои представления о семейной жизни, воспитании с представлениями других.
Вопрос для анализа: “Какие заповеди вас удовлетворяют, а какие нет?”

Ведущий: А теперь у нас «кафе-пауза». Музыкальные руководители поиграют с вами. Музыкальная игра «Весёлый хоровод».

Мы прибыли на станцию «Шпаргалка для родителей» (сопутствует презентация).

Вас встречает воспитатель 1 квалификационной категории О.А. Цулина:
Скажите, уважаемые родители: есть ли среди Вас такие, кому не нравятся черты характера вашего ребенка? Поднимите руки, только честно… (Комментирует).
Для начала вспомните свое детство. Вашим родителям все нравилось в вас? Что они делали? Что вы чувствовали? Как вы к этому относились? Подумайте, не повторяете ли вы ошибок ваших родителей? (Высказывания родителей).

Как решить проблему:
• Пожалуйста, действуйте осторожно, не тревожа ребенка, пока сами не разберетесь в причинах своего неудовольствия или тревоги.
• Обдумайте, какие именно черты вам не нравятся, понаблюдайте за ребенком – как, в каких ситуациях они проявляются, быть может, вы какими-¬то своими действиями провоцируете его на эти негативные проявления.
• Попробуйте взглянуть на эти не устраивающие вас черты иначе. Например, ребенок “упрямый, настырный”. Если причина упрямства – не вы, то посмотрите, как эти качества проявляются в самостоятельной деятельности малыша: возможно, приняв решение, он обязательно выполняет его; начав дело, доводит его до конца, несмотря на внешние помехи (вы требуете, чтобы он немедленно шел обедать). Нет ли здесь положительных черт?
• “Обратной стороной медали” могут оказаться такие черты, которые желательны или компенсируются другими особенностями ребенка. Например, дошкольник, на взгляд родителей, очень несобран, неаккуратен с вещами. Более внимательный взгляд на поведение малыша может открыть возможную причину этих явлений – у него буйная фантазия, он все время что-¬то придумывает, а беспорядок – следствие развитого воображения в большей степени, чем прямая неаккуратность.
• Самое главное: постарайтесь увидеть лучшие черты личности своего ребенка, осознайте их значимость и ценность.
Если вы не уверены в возможностях ребенка:
• Иногда родителям кажется, что дети друзей и соседей более развиты, более самостоятельны. Иногда вызывает сомнение успешность ребенка в занятиях математикой или рисованием, в играх со сверстниками. Родителей пугает перспектива обучения в школе и возможного визита к специалистам.
Как предотвратить проблему:
• Постарайтесь точно определить, чем вызваны ваши сомнения: не полагайтесь только на свое субъективное мнение, спросите об этом других членов семьи, воспитателей.
• По возможности понаблюдайте несколько раз за действиями ребенка в той сфере, которая вызывает ваше сомнение, и обязательно за его деятельностью в целом, постарайтесь записать то, что видите.
• Вернитесь к вашим первоначальным определениям и дайте себе искренний ответ: это настоящая проблема ребенка или результат вашей гипертревожности.
• Чаще инициируйте разговоры с воспитателями о текущей ситуации в развитии, перспективах, особенностях, потребностях ребенка: это позволит раньше выявить проблему, если она действительно есть.
Как справиться с проблемой, если она уже есть:
• Помните, что ваше эмоциональное состояние передается ребенку быстрее, чем прозвучит слово, и ваша неуверенность может стать причиной его неуспеха.
• Постарайтесь избавиться от высказываний типа: “У тебя не получится”, “Ты не сумеешь”.
• Замените их конструктивными фразами: “Ты решил помыть посуду? Прекрасно. С чего ты начнешь?”; “Ты пробовал построить башню из книг, и она рассыпалась? Давай попробуем теперь из кубиков. Какой ты положишь первым?”
• Никогда не позволяйте себе и другим упражняться в диагнозах вашему ребенку. Все дети развиваются в своем темпе, по своей траектории.
• Если вы видите, что чем-то ребенок отличается от других, найдите его сильные стороны, посмотрите, что можно исправить, подчеркивая положительные черты его характера.
Не пугайтесь визита к специалисту, если это действительно необходимо.

Ведущий: Вы послушали специалиста, а теперь, уважаемые родители, слово Вам.

***Упражнение “Закончи предложение” (или «Острое блюдо»).

Воспитатель начинает предложение и передаёт эстафету любому родителю, который его продолжает. Упражнение дает возможность поделиться друг с другом опытом воспитания ребенка.

«Общение с ребенком – это…»
«Родители через диалог с ребенком дают ему почувствовать…»
«Моя любовь к ребёнку заключается…»
«Когда моему ребёнку посторонние люди делают замечания…
«Если я вижу, что моего 4-х летнего сына «лупит» сверстник…
«Когда ребёнок выводит меня из себя, я -…»
«Когда мой ребёнок плохо ведёт себя за столом…»
«Разговор с ребенком о его плохом поступке я начинаю…»
«Я очень быстро прощаю своего ребёнка, потому что…»
«Если ребенок провинился…»
«Муж несправедливо наказал ребёнка, я -…»
«У нас в семье «наказание-поощрение» -…»
 (если затрудняетесь продолжить – разбейте высказывание на части).

Ведущий: Станция «Наши дети». Мы посмотрим видео с записью ваших детей и узнаем, что они думают о вопросах воспитания.
1. Видеоролик «Устами ребёнка» (вашим детям задавали один и тот же каверзный вопрос «Тебя дома воспитывают? Как?». Ответы детей, конечно же, Вас рассмешат…
2. Презентация «Послание родителям от ребёнка».

Ведущий: «Кафе-пауза» с инструктором по физической культуре М.В. Курбатовой. Физминутка «Путешествие в лес». 
Поезд отправляется

Ведущий: Как мы видим из видеоролика, слово «воспитание» у некоторых детей ассоциируется со словом «наказание». Поразмышляйте над этим, уважаемые родители…

А мы подъезжаем к станции «Наказание и поощрение»где нас встречает педагог-психолог Е.Е. Плынина.

Уважаемые родители! Начну с анкет (анализирует).

Воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс и он не возможен без наказаний и поощрений.
Каким же образом родители наказывают своих детей? Ваши ответы:
– ставят в угол;
– лишают удовольствий, таких, как поход в магазин за покупками, в гости;
– ограничивают просмотр мультипликационных фильмов и игры на компьютере;
– изменяют интонацию голоса, выражение лица;
– обсуждают проступок, беседуют «по душам».
Действительно, это приемлемые способы наказания. Следует помнить, что не допускаются телесные наказания, игнорирование ребёнка на долгий срок, лишение любви и ласки. Осуждается и наказывается действие, нежелательный поступок, а не личность ребёнка.
Что такое наказание? Наказание – это вовсе не действие наказующего, а то, что происходит в душе наказываемого ребёнка, то, что он испытывает при этом.
С точки зрения психологии, это всем известное неприятное, давящее чувство стыда и унижения, от которого хочется как можно быстрее избавиться и никогда более не переживать. Без этого чувства наказание всего лишь открытый акт насилия. Оно не является воспитывающим.
Наказание имеет тройное значение: ребёнок должен понять, осознать свой поступок, исправиться и больше так не поступать.
А как дела обстоят с поощрениями? Они, как воспитательное средство, более действенны. Если наказание лишь останавливает дурные действия, то поощрение ориентирует на – хорошие и закрепляет их. Лучшая награда для ребёнка – сознание того, что он принёс радость любимым людям, а подарок в придачу лишь символизирует это.
Из ответов родителей следует, что в воспитании своего ребёнка они, в основном, не испытывают особых затруднений. Некоторые родители отмечают, что их дети иногда бывают непослушны, упрямы, неусидчивы.
В дошкольном возрасте у детей ещё недостаточно развита произвольность поведения. Они отличаются импульсивностью, неусидчивостью. При правильном воспитательном воздействии с возрастом эти недостатки корректируются. Главное, как уже сегодня говорилось, – принимать своего ребёнка таким, какой он есть, понимать и любить его.

Презентация «Несколько советов избежать конфликта».

Завершить свою беседу хочется словами С. Соловейчика – писателя, большого знатока детских душ, который утверждал: «Любить – значит принимать человека таким, какой он есть», и далее на вопрос «Как бороться с недостатками детей?» отвечал: «Бороться-то, конечно, можно, но победить их можно лишь любовью. Ведь перед нами не враг, а собственный ребенок.
А теперь давайте отдохнём и поиграем.

***Психологическая игра-рекомендация «Рассерженные шарики».

Я вас научу посредством этой игры формировать способы отреагирования гнева, обучу приёмам саморегуляции эмоциональных состояний, а вы обучите этому своих детей.
Родители встают в круг (они дети). Психолог – это мама – предлагает детям – родителям – научиться злиться, никого при этом не обижая. Для этого каждому ребёнку предлагает надуть воздушный шарик и удерживать его в руках, чтобы он не сдувался.

«Представьте себе, что шарик – это ваше тело, а воздух внутри шарика – это ваша злость. Как вы думаете, что случится с шариком, если его сейчас выпустить из рук? (Он улетит). Попробуйте отпустить его и проследить за ним.
Вы видите, что шарики мечутся по комнате, они стали совершенно неуправляемыми. Так бывает и человеком – когда он злится, может совершать поступки, не контролируя себя.
Надуйте теперь другой шарик и попробуйте выпускать из него воздух маленькими порциями».
*Что теперь происходит с шариком? (Он понемногу сдувается).
*А что происходит с гневом внутри шарика? (Он потихоньку выходит из него).
Сравните, опять же – шарик, с нашим телом: «Правильно, этим гневом можно управлять».
На память о нашей встрече хочу предложить Вам – «Буклеты».

Ведущий: Станция «Педагогические ситуации».

Чтобы вам было интересно, наши педагоги в ролях будут обыгрывать различные ситуации, вы, по желанию, сможете проанализировать ситуацию, сказать, как бы вы поступили на месте родителей.
Но пока наши «артисты» переодеваются, мы посмотрим презентацию «Мамам и папам посвящается», где познакомим с некоторыми правилами воспитания, правила были приняты в международный год ребенка.

Ситуация 1.
Гена очень не хочет ложиться спать раньше всех. С мамой говорить бесполезно: она на страже режима. Папа тоже за порядок, но в отдельных случаях он допускает отклонения: особенно в те дни, когда по телевизору показывают футбол. Папа – страстный болельщик, и сын знает, что он посочувствует тому, кто хочет разделить с ним компанию. И сын-хитрец пользуется этим.
Сын смотрим отцу в глаза и вкрадчиво говорит:
– Пап, разрешишь вместе с тобой посмотреть? (Пауза)
– Ну, папулечка –а-а, – тянет сын, – можно? 

Мальчик знает, что папа ещё помолчит немного, а потом скажет снисходительным тоном:
– Так и быть, разрешаю в виде исключения!
Гена знает, что такие исключения вполне узаконены. Вот и сегодня всё повторяется в точности, как было до сих пор: папа молчит, затем говорит:
– Так и быть, разрешаю в виде исключения!
Сын остаётся смотреть телевизор. Он знает, что на следующей недели, когда будут передавать футбол, всё будет как сегодня. Зато во всём другом папа строг, и если он сказал «нет», то просить бесполезно.

??? Вопросы для родителей: Чем можно объяснить, что некоторые дети ведут себя по-разному с каждым из членов семьи? От кого это зависит – от ребёнка или от взрослых? (Родители комментируют).
Вывод: Одним из важных условий воспитания является согласованность требований взрослых членов семьи. Недопустимо, чтобы один из взрослых в глазах ребёнка выглядел, как строгий воспитатель, а другой – как добрый заступник. Дети тонко улавливают, как вести себя с каждым из них. С трудом добивается послушания тот, кто больше уступает ребёнку.

Ситуация 2.
Вероника (6 лет) с интересом лепит, занимается даже тогда, когда мама требует оставить работу и «немедленно собираться гулять». Но девочка просит подождать ещё чуть-чуть, а потом «ещё минуточку»… Ей непременно хочется закончить начатое дело.
Возмущённая неповиновением, мать отбирает пластилин, «шлёпает» дочь и заставляет её одеваться.
– До чего же упряма! – сердится мама, насильно надевая на девочку пальто и шапку.

??? Вопросы для родителей: Упрямство ли это? Правильно ли поступила мама Вероники? Как маме следовало реагировать на поведение девочки? (Родители комментируют).
Вывод: Настойчивость нередко принимают за упрямство. И то и другое сходно по своему выражению в поведении ребёнка. Но их путать нельзя, ибо упрямство – отрицательное проявление поведения ребёнка. Стремление достичь задуманной цели – хорошая черта, и родители должны стараться укреплять её, а не разрушать. Лучше поступиться минутой времени и дать возможность ребёнку завершить начатое, чтобы не гасить в нём целеустремлённые действия.

Ситуация 3.
Галя нехотя ест апельсин. Когда остаётся две дольки, мать предлагает:
– Не ешь, если не хочешь. Лучше отдай бабушке, пусть она доест.
– А-а-а, ишь ты какая… Я лучше сама съем!
И девочка ест. Давится, морщится, но ест, лишь бы не дать другому.
– Ну вот и хорошо, что сама съела. Умница! – хвалит мама дочь.

??? Вопросы для родителей: Правильно ли поступила мать, называя дочь умницей? Что этим самым она закрепляет у ребёнка? О каких сформированных качествах свидетельствует поступок ребёнка.
Вывод: В данном случае мать невольно культивирует у дочери жадность: хвалит её за то, что она ест через силу, лишь бы не поделиться с другими. От жадности берут начало многие человеческие пороки: эгоизм, равнодушие, стяжательство. Надо учить малыша делиться всем, что у него есть, делить всё поровну между всеми членами семьи…

Ведущий: А мы снова с вами в пути…

Станция «Игровая». Нас встречает учитель-логопед Т.В. Колесова: 

Сегодня уже говорили о том, что ключ к сердцу ребенка лежит через игру. Именно в игре вы можете передать детям те навыки и знания, понятия о жизненных ценностях и просто лучше понять друг друга, сблизится. Правильного воспитания и общения не может быть без игры! Но родители зачастую говорят: да когда нам играть с детьми! Я хочу Вам доказать, что для игры не нужно специально отведённое время, играть можно с детьми между делом, по дороге в детский сад, в ванной, на кухне, когда вы готовите ужин.
Игры по дороге в детский сад.
Не выспавшиеся малыши утром обычно капризничают, мамы и папы начинают нервничать, покрикивать на них, а те в ответ еще больше хнычут… Утро испорчено, причем и для родителей, и для детей. Что же делать? Отвлечь любимое чадо играми.
*Ребенок недавно познакомился с некоторыми геометрическими фигурами? Можно по очереди с ним называть все круглые предметы, которые встретятся вам по дороге.
*Накануне вы объяснили малышу какие бывают цвета? Предложите среди окружающих предметов найти только красные. Не надо называть несколько цветов, лучше показать только один, например, красный, и несколько дней подряд искать красные предметы. Когда ребенок будут безошибочно называть и показывать их, можно перейти к другому цвету. Подобным образом можно отрабатывать у ребенка восприятие размера.
*Желательно также отмечать изменения в природе и в окружающей обстановке.
Игры в ванной комнате.
*В пластмассовое ведерко налейте воду и вместе с ребенком определите сколько стаканов воды содержится в нем, переливая воду в другое ведерко, а потом ковшиком перелить воду из полного ведра в пустое. В этой игре можно знакомит малыша с понятием «много – мало», «полное – пустое», «половина», «на донышке», «через край».
*В тазик с водой опустите несколько легких шариков, такое же количество шариков у ребенка в руках. Отойдя на расстояние 0,5-1 м, ребенок кидает свои шарики, пытаясь попасть в шарики, находящиеся в воде. Если это получается, шарики вынимают из воды, если нет, то и шарики малыша остаются в воде. Игра заканчивается, когда в тазу не останется ни одного шарика. Попутно в этой игре закрепляется форма и цвет шариков.
Игры между делом.
*Занимаясь домашними делами, взрослые могут привлечь внимание ребенка к интересным событиям и явлениям: «Сейчас мы с тобой будем шуршать. Вот так…». С этими словами взрослый встряхивает газету, мнет фантики от конфет, привязывает спичечный коробок за веревочку и тянет его за собой, проводит ладонью по любой поверхности («Шуршалки»), а еще можно играть в «Звенелки», «Стучалки», «Скрипелки». Пожертвуйте старой подушкой и наволочкой, чтобы ребенок смог смастерить из них игрушку. Перевяжите подушку посередине, сверху приклейте или пришейте ленты (волосы). Нарисуйте фломастером лицо и оденьте куклу в любую одежду, чтобы она обрела как можно более романтический вид.
Самый простой способ смастерить куклу – это набить газетой бумажный пакет, перекурить его посередине и стянуть резинкой.
Игры на кухне.
Не секрет, что значительную часть времени мамы проводят на кухне. Кухня может стать местом для задушевных, доверительных разговоров, для шуток и веселья. Кроме того, кухня – отличная школа, где малыш приобретает полезные навыки, знания.

!!!

Разумеется, требуются особые меры предосторожности, чтобы защитить ребенка от ожогов, ударов током, отравлений и острых предметов, но если вы позаботитесь о безопасности, то получите еще один шанс приятно и с пользой провести время.
*Скорлупа от вареных яиц послужит отличным материалом для детских аппликаций. Раскрошите ее на кусочки, которые ребенок может легко брать пальцами, нанесите на картон тонкий слой пластилина – это фон, а затем предложите ребенок выложить рисунок или узор из скорлупы.
*Увлекательными могут быть игры с тестом. Тесто для этого нужно не обычное, а соленое (после высыхания оно твердеет). Поделки из него хранятся очень долго, ими можно играть. Рецепт приготовления теста прост: 2 стакана муки, 1 стакан соли, 1 стакан воды ( ее можно подкрасить), 2 столовые ложки растительного масла – все смешать, чуть подогреть и получится мягкий комок. Лепите все, что захочется!
*Пусть малыш отвернется, а вы помешайте ложкой в стакане, закройте крышкой кастрюлю и т.д. Предложите ребенку отгадать, какие предметы могут издавать такие звуки.
*А еще предложите искать слова на кухне. Найдите корзину (коробочку, мешочек), в которую вы их будете складывать.
*Какие слова можно вынуть из борща, винегрета, кухонного шкафа, плиты. Можно предложить ребенку угостить друг друга «вкусными» словами. Ребенок называет «вкусное» слово и кладет его вам на ладонь, а затем вы ему, и так до тех пока, пока не «съедите» все.
*Можно поиграть в «кислые», «сладкие», «горькие» слова. Из макаронных изделий разных форм, размеров и цветов можно выкладывать на столе или листе бумаги причудливые узоры, попутно изучая формы и цвета.
*Поставьте перед ребенком небольшое блюдце, в котором смешаны горох, рис и гречка, и попросите помочь вам их перебрать.
*На кухне хорошо изучать новые звуки и вкусы, благо здесь всегда есть возможность постучать, позвенеть, понюхать, попробовать…
*Можно вместе посмотреть и послушать, как льется, или капает вода из крана, как по-разному звенит чайная ложка в пустом стакане и чашке с водой, как громко пересыпается в стеклянный стакана горох и тихо манка.
*Особым интересом пользуется игра «Закрой глаза – открой рот». Пусть малыш с закрытыми глазами на вкус определит, что вы ему предложили: кусочек яблока, банана, огурца, лимона и даже чеснока. Можно поменяться ролями, и, уж если вы ошибетесь, бурный восторг малыша вам гарантирован!
(Буклеты от логопеда. Приложение 3)

Ведущий: Станция «Художественная».
Уважаемые родители! Две недели назад был объявлен конкурс совместных рисунков «папа – ребёнок» – «Моя мамочка». Вы уже успели полюбоваться выставкой. А сейчас мы объявим результаты конкурса…
Звучит музыка.

Ведущий: 
Одинаковых семей не существует. В каждой семье есть свои традиции и свои особенности. Но, несмотря на различные уклады жизни, во всех семьях, где подрастают дети с уравновешенным характером, есть одна общая особенность — ровные, доброжелательные отношения взрослых и детей. В жизни много радостных переживаний. Расскажите о них ребенку, чаще приобщайте его к своим делам. Сойдите с высот своего авторитета, и вы увидите, как в равных с вами отношениях, имея возможность ощутить себя не только воспитуемым, но и защитником мамы, помощником папы, близким другом старшего брата, ваш сын или дочь станут более волевыми и отзывчивыми, самостоятельными и добрыми, умеющими уважать себя и других.

ИТОГ встречи. Рефлексия «Ёлочка пожеланий» (родители вешают снежинки на ёлочку, в которых – анализ и отзывы о мероприятии).

Нам, педагогам детского сада, хочется узнать: оправдались ли ожидания участников, что было значимым для каждого из них, нашли ли ответы на свои вопросы, какие выводы для себя сделали… А также – пожелания на будущее. На память я хочу подарить вам буклеты. 

Практическое время проведения: 1,5 часа

Используемая литература:
*Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребенком. Как?», М., 2001.
*Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. «Детский сад и семья», М., 2007.
*Евдокимова Е.С. «Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника», М., 2005.
*Зверева О.Л. , Кротова Т.В. «Общение педагога с родителями в ДОУ», М., 2006.
*Корчак Я. «Как любить ребенка» М., 1990.
*Овчарова Р.В. «Психологическое сопровождение родительства», М., 2003.
*Хямяляйнен Ю. «Семья глазами ребенка», М., 1989.
*Эйдемиллер Э.Г. «Семейный диагноз и семейная психотерапия», СПб, 2005.
*Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения», №11, 2010 год
*Ле Шан Э. «Когда ваш ребенок сводит вас с ума» – М.: Педагогика. – 1990.
*Корчак Я. «Как любить ребенка» – М.: Политиздат. – 1990.
*Дон Лайтер «Воспитание ребенка. 50 эффективных способов научить вашего ребенка правильно себя вести».
*Р. Тэффель и Р. Израэлофф “Родители ссорятся: что делать?”.

Приложение № 1

Уважаемые родители!
К родительскому собранию по теме «Путешествие по «Стране Воспитания»
просим вас заполнить предлагаемую анкету.
Спасибо за сотрудничество.

1. Что, по вашему мнению, вкладывается в понятие «родительский авторитет»?
2. Какими методами вы добиваетесь послушания своего ребенка?
3. Каким образом вы наказываете своего ребенка?
4. Как поощряете?
5. Какие вы испытываете трудности в воспитании своего ребенка?
6. Как вы считаете, пользуетесь ли вы авторитетом у своего ребенка?

Выберите (отметьте «галочкой» или подчеркните) правильный ответ:
1. Знаете ли вы, от чего зависит психологический настрой ребенка на весь день?
– Да
– Нет

2. Какой вопрос вы задаете ребенку по возвращении его из дошкольного учреждения?
– «Чем вас сегодня кормили?»
– «Что интересного было в детском саду?»
– «Что ты сегодня натворил?»

3. Что вы знаете о том, как следует реагировать на успехи и неудачи ребенка в детском саду?
– «Я много об этом читал, знаю многое»
– «Я мало, что знаю об этом»
– «Не знаю ничего»

4. Знаете ли вы, что создает в семье обстановку суеты, что служит перегрузкой для нервной системы ребенка?
– «Да, знаю»
– «Знаю, но хотелось бы знать больше»
– «Не знаю ничего»

5. Нужен ли вам совет по поводу контроля за работой ребенка дома и оказания ему разумной помощи?
– «Да, он необходим»
– «Нет»

6. Считаете ли вы, что агрессивные интонации являются неотъемлемой частью воспитательного процесса в семье?
– «Да, это единственный способ воздействия на ребенка»
– «Да, но я избегаю этого»
– «Нет, это неверно»

Заполните, пожалуйста, таблицу:
Варианты ответов:
А – «Да, почти всегда»
Б – «Иногда»
В – «Может быть»
Г – «Нет, почти никогда»

Все ли вам нравится в своем ребенке?
Слушаете ли вы, что ребенок говорит?
Смотрите ли вы на малыша, когда он говорит?
Стараетесь ли создать у ребенка ощущение значимости того, о чем он говорит?
Поправляете ли вы речь малыша?
Позволяете ли вы ребенку совершать ошибки?
Хвалите ли вы малыша?
Смеетесь ли вы вместе с ним?
Отводите ли вы время для чтения ребенку?
Часто ли вы обнимаете ребенка?
Играете ли вы вместе?
Есть ли у вашего ребенка собственные книги?
Есть ли у вашего ребенка в доме место, которое отведено только ему?
Знаете ли вы любимую сказку?
Ограничиваете ли возможность ребенка смотреть телевизор, играть в компьютерные игры?
Стараетесь ли вы сказать все за ребенка на приеме у врача, в магазине, прежде чем он успеет открыть рот?
Стараетесь ли ходить с ребенком на прогулку?
Есть ли у вашего ребенка возможность играть в шумные подвижные игры?

Приложение № 2.

Этот материал даётся в буклетах (от логопеда)

Не прогоняйте ребенка из кухни. (НО, помните о технике безопасности!)
«Вкусные слова». Мама говорит: «Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга». По очереди называем слова и «кладем» их на ладошку. Можно точно так же поиграть в «сладкие», «горячие», «растительные», «вареные» слова.
«Охота на слова». Какие слова можно достать из борща? Кто больше назовет? (Укроп, свекла, картошка и т.д.). На слова можно «охотиться» «прицельно» (слова, которые можно «достать» из борща, винегрета, кухонного шкафа, плиты) и «охотиться» на кухне вообще. В этом случае подойдет все, что попадет в поле зрения ребенка.
«Помощники». Как можно одним словом назвать прибор, который готовит кофе (режет овощи, чистит картофель, моет посуду, выжимает сок, убирает пыль)?
«Готовим сок». Образуем слово : «Из яблок получается сок …(яблочный), из груш – … (грушевый), из слив, из свеклы, из капусты, из …». Справились? А теперь в обратном порядке: «Морковный сок получается из …(моркови), редечный – из…»
«Покупки». Выкладывая вместе принесенные из магазина покупки, предлагайте различные задания:

*В каких из этих предметов «живет» звук “Р”? Если ребенок затрудняется, можно ему подсказать: « В каРРРтошке или в капусте ? В яблоках или пеРРРсиках? В аРРРбузе или дыне? В луке или огуРРРцах ?
*В каких словах есть звук «Л» ? (тареЛка, Ложка, поЛка, виЛка, кастрю – Ля, поЛовник).
*Назови все, что НЕ надо будет готовить – варить или жарить.
*Что для тебя здесь самое вкусное?
*Что самое тяжелое (легкое), твердое (мягкое), гладкое (шероховатое)? 

«Раскладываем и пересчитываем». Здесь дело понятное и тщательное: помытые ложки и вилки требуют сортировки; накрываемый стол «ждет» нужное количество приборов. Предлагайте: «Посчитай столько-то ложек и вилок (по количеству членов семьи) и разложи их на столе с правой стороны от тарелок, а с левой клади салфетки».
«Охотимся на цифры и буквы». Мама обращается к ребенку: «Посмотри, где на кухне есть цифры. Назови их. Для чего здесь цифры? Что они обозначают? В чем помогают?
А есть ли здесь буквы? Где ты их нашел? Зачем они? Есть здесь такие же буквы, как и в твоем имени? А какие еще слова начинаются с этой буквы?
«Придумывалки». Мама говорит: «Давай придумаем сказку или историю про …старую кастрюлю (бананы, картофелину, кухонные часы)».
Если ребенку нужны подсказки, задайте ему наводящие вопросы. Например: «Вот картофелина. Как ты думаешь, откуда она взялась? А еще раньше? А когда она была в земле, кого она там могла видеть, с кем могла встретиться? Почему она выросла такая большая (коричневая, кривая)? Во что она хотела бы превратиться?»
Удачи вам в совместной работе и игре с ребенком!

Родительское собрание в нетрадиционной форме в детском саду

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх