«Духовно-нравственное воспитание детей»



автор: Унажукова Альбина Назировна

воспитатель МБОУ “СОШ №4”

«Духовно-нравственное воспитание детей»

КВН «Мой край -Кабардино-Балкария»

( для детей старшего дошкольного возраста)

автор: Унажукова Альбина Назировна,  воспитатель

ДО № 22 МБОУ «СОШ №4» г.Прохладный,  КБР

 

Цель: Закрепить знания детей  о родном крае – Кабардино-Балкарии; развивать интерес к изучению родного края , истории и культуре народов, населяющих его;                                                                                                            воспитывать чувство патриотизма, любви и уважения ко всем другим народам.

Интеграция образовательных областей:

  • Социально-коммуникативное развитие
  • Познавательное развитие
  • Художественно-эстетическое развитие
  • Речевое развитие
  • Физическое развитие

Ход  НОД.

(Дети заходят в зал под музыку «Мой край Кабардино-Балкария»)

Воспитатель: Добрый день, дорогие ребята! Здравствуйте гости!  Сегодня мы с вами поговорим о нашей Республике. У каждого из нас есть Родина малая, близкая, знакомая  с детства и большая необозримая, огромная и неизвестная. Давайте посмотрим на эти карты и расскажем о них.                                                              Это карта какой страны ?

Ребенок: Это карта России. На ней изображена наша большая Родина. Здесь находится Москва- столица нашей  страны.

Воспитатель: Ребята, а какого цвета больше всего на карте России? 

Ребенок: Зеленого. Это значит ,что в России много лесов и полей.

Воспитатель: А что это за карта? 

Ребенок: Эта карта нашей республики Кабардино-Балкарии- нашей малой Родины. А вот и Нальчик- столица нашей Республики.

Воспитатель: Мы много знаем о нашей малой Родине и сейчас с вами вспомним ,что изучили. Сегодняшнее занятие кружка пройдет в нетрадиционной форме – в форме конкурса КВН.. А название  его «Мой край -Кабардино-Балкария» 

Принимают участие в конкурсе две команды: команда «Эльбрус» и  команда «Горянка». Оценивать наши знания и умения будет очень строгое, но компетентное жюри в составе: 

Дужик Галина Владимировна –    старший воспитатель                                                                                                                                 Овсянникова Оксана Викторовна –    педагог- психолог                                                                                                              Балаева Алёна Витальевна –  логопед

И так все готово к конкурсу и мы начинаем. Первый конкурс «Гостеприимство». 

О гостеприимстве народов нашей Республики пишут многие, кто здесь побывал. И если Эльбрус и окружающие его горы бывают суровыми ,то люди  живущие здесь всегда рады гостям и готовы разделить с ними кров.  

Воспитатель:Слово команде №1!

Ребенок: Вас приветствует команда «Эльбрус» !

Мир вам гости дорогие                                                                                                       

Вы явились в добрый час 

Встречу теплую такую

Мы готовили для вас !

У горца для гостя питье и еда 

Любому приют без отличий

И если с добром – ты желаем всегда 

Таков кабардинский обычай!

Лакумами всех угощаем, 

Добра и счастья желаем!

(жюри отдают эмблему и лакумы) 

Воспитатель: А теперь слово за командой №2!

Ребенок: Вас приветствует команда «Горянка»!

Мы зовем вас в гости люди!

Приходите хоть сейчас. 

Всем мы очень рады будем 

Так заведено у нас!

И какой бы не был крови,

Если ты с добром пришел,

Встретим мы тебя с любовью,

Пригласим к себе за стол.

Хлебосольством да радушьем,

Знаменит родной наш край: 

Горы снежные, реки быстрые, люди мудрые,

Вот такой родной наш край!                                                                                               Хитчинами угощаем,

Счастья, радости желаем!

( подносят жюри эмблему и хичины)

Воспитатель: Следующее задание командам – это знание пословиц о гостеприимстве горцев и русского народа. Нужно продолжить пословицу. Ребята, отвечать надо громко и четко. И так слово команде « Горянка». 

Где нет гостя,… там нет счастья  (адыгская)

Гостью щей не жалей ,..  а по гуще налей   (русская)

Если не можешь достойно гостя принять,… лучше не принимай  (адыгская)

Гостья по одежке встречают,… а по разуму провожают  (русская)

Гостю почет,… хозяину честь  (адыгская)

Чем богаты,… тем и рады (русская

Дорогие гости чувствуйте себя как дома,… и не скучайте (адыгская

Дорогие гости чувствуйте себя как дома,… но не забывайте что вы в гостях (русская)

Воспитатель: Жюри подводит итоги предыдущих  конкурсов, а  мы слушаем стихотворение о Кабардино-Балкарии «Республика чудесная» К.Кулиев.

Воспитатель: Викторина « Край ,в котором ты живешь» продолжит наш КВН.. Команды за правильные ответы будут получать жетоны. 

Вопрос первый: Вопрос команде «Эльбрус! Откуда произошло слово «Кавказ»?

Ребенок: Каждую осень караваны диких гусей пролетали над горами , покрытыми льдом и снегом и каждую весну возвращались обратно. Ка-а-а-у,  ка-а-а-у, протяжно кричали они над горами. А поскольку на земле кабардинцев «каз»  означает гусь, то и сложилось слово: «Кавказ». Так стал называться огромный край, где находится наша Республика . 

Воспитатель:  Замечательный ответ! Получайте жетон!  Вопрос  команде « Горянка»! Что обозначает слово «Нальчик»?

Ребенок: Это значит маленькая подкова. Раньше на этом месте было болото. Когда проезжали кони, у них отрывались подковы . На кабардинском языке «нал»- это подкова, а «шэч» отрывать, вот и получилось слово «Нальчик» .

Воспитатель:  Молодец, верный ответ! И вот ваш жетон!

Продолжаем конкурс знатоков родного края. Назовите достопримечательные места  Кабардино-Балкарии ?

Дети: Голубые озера, Чегемские водопады, Долина нарзанов,  Приэльбрусье, Безенгийская стена.

Воспитатель: А как кабардинцы и балкарцы называют гору Эльбрус?

Ребенок: Кабардинцы называют гору «Ошхамахо», балкарцы «Мэнги-тау».

Воспитатель: Что в переводе это означает?

Ребенок: Это гора- счастья. 

Воспитатель: В нашей красивой республике очень много рек. Назовите реки Кабардино-Балкарии.

Дети: Терек, Малка, Баксан, Чегем, Черек.

Воспитатель:  А какие звери живут высоко в горах?

Дети: Снежный барс, тур, горный козел.

Воспитатель: Назовите птиц живущих в горах нашей Республики. 

Дети: Орел, беркут, черный гриф.

Воспитатель: Внимание, знатоки! Какие животные КБР  занесены в красную книгу.

Дети: Кавказский олень, косуля, медведь, тур, выдра, зубр, серна. 

Воспитатель: Ну что ж викторина окончена. Жюри  подсчитает  жетоны  и  объявит результаты  конкурса, а   мы с вами  поиграем в национальные игры. Команды должны показать смелость ,сноровку, находчивость. 

Кабардинская игра «Папаха». 

Балкарская игра  «Камушки»

Слово жюри.

Воспитатель: Аплодисменты нашим игрокам за их смелость и ловкость!

Поэты и композиторы  Кабардино- Балкарии  воспевали в своем творчестве  красоту нашей  республики. Объявляю литературную страничку!

Стихотворение «Чегемские водопады»  Л.Губжоков  ( читают дети)

Стихотворение «Прохладный» Л. Шинко

Стихотворение «Нальчик» К Кулиева 

Воспитатель: Ребята, обратите внимание, в нашем уголке отражен быт, обычаи, одежда, предметы народно-прикладного искусства коренных народов нашей республики- кабардинцев и балкарцев. Внимание! Вопрос команде «Горянка» : «Чем занимались из покон  веков кабардинцы?» 

Ответы детей:( пасли скот, сажали семена, пахали землю, разводили лошадей).  

Воспитатель: Совершенно верно, кабардинцы занимались земледелием, скотоводством, коневодством и очень гордились своими скакунами. 

Воспитатель:  Вопрос   команде «Эльбрус» : « Чем занимались балкарцы?»

Ответы детей: ( пасли овец, делали ковры) 

Воспитатель: Правильно! Издавна балкарцы жили в горах, занимались скотоводством, пасли овец и делали яркие ковры –  кийзы. Ребята, а мы знаем ,что орнамент на национальной одежде у балкарцев и кабардинцев отличается. И снова вопросы  знатокам! Чем отличается орнамент кабардинский от балкарского?

Дети: В кабардинском  орнаменте  используются более спокойные тона: черный, белый, темно-красный, синий;                                                                                                  

Дети:В балкарском  используются яркие цвета: оранжевый ярко- красный, желтый, зеленый.

Воспитатель: Молодцы, пополнили жетонами копилки команд.

Посмотрите на эти знаки –символы. Их используют кабардинские и балкарские народы  в декоративно-прикладном искусстве. Что они обозначают?

( воспитатель показывает карточки со знаками –символами )

 Ответы детей:

1.Горы –

2.Река –

3.Огонь –

4.Природа –

5.Хлеб –

6.Символ дружбы –

Воспитатель: Закончился конкурс «Народное рукоделие» и мы переходим к  заключительному заданию.

Кабардинка пляска лихая,

Сердцу горца ты дорогая.

Ты волнуешь кровь кабардинца,

И быстра как горная птица. 

Под Эльбрусом ты зародилась,

Сердцу горца ты полюбилась.

Ты по нраву русскому брату, 

И любима под Араратом!

Как все догадались , сейчас будет танцевальный конкурс « Зори Кавказа»! 

Воспитатель: Вот и закончился наш КВН « Мой край- Кабардино- Балкария». Слово предоставляется уважаемому жюри. Награждение. Вручение медалей знатоков родного края.

Воспитатель: Мы сегодня много рассказали о нашей любимой, красивой, гостеприимной  Республике.

Пусть не скудеют горные жилища, пусть гостеприимство выльется в вечную дружбу наших народов  и   пусть на вашем пути встречаются  только красивые душой люди!

Дети выходят в шахматный порядок с флажками и лентами. 

Читают стихотворение по- очереди. 

Мы хотим , чтоб птицы пели,
Чтоб вокруг леса шумели,

Чтобы были голубыми небеса!                                                                       

Чтобы речка серебрилась,                                                                            

Чтобы бабочка резвилась,                                                                             

 И была на ягодах роса !                                                                                  

 Мы хотим , чтоб солнце грело,                                                                            

 И березка зеленела,                                                                                             

 И под елкой жил смешной колючий еж.                                                           

 Чтобы белочка скакала,                                                                                    

 Чтобы радуга сверкала,                                                                                    

 Чтобы летом лил веселый дождь!                                                                  

 

Упражнение с флажками и лентами « Моя Кабардино- Балкария».

 

«Духовно-нравственное воспитание детей»
Пролистать наверх