автор: Унажукова Альбина Назировна
воспитатель МБОУ “СОШ №4”
«Духовно-нравственное воспитание детей»
КВН «Мой край -Кабардино-Балкария»
( для детей старшего дошкольного возраста)
автор: Унажукова Альбина Назировна, воспитатель
ДО № 22 МБОУ «СОШ №4» г.Прохладный, КБР
Цель: Закрепить знания детей о родном крае – Кабардино-Балкарии; развивать интерес к изучению родного края , истории и культуре народов, населяющих его; воспитывать чувство патриотизма, любви и уважения ко всем другим народам.
Интеграция образовательных областей:
- Социально-коммуникативное развитие
- Познавательное развитие
- Художественно-эстетическое развитие
- Речевое развитие
- Физическое развитие
Ход НОД.
(Дети заходят в зал под музыку «Мой край Кабардино-Балкария»)
Воспитатель: Добрый день, дорогие ребята! Здравствуйте гости! Сегодня мы с вами поговорим о нашей Республике. У каждого из нас есть Родина малая, близкая, знакомая с детства и большая необозримая, огромная и неизвестная. Давайте посмотрим на эти карты и расскажем о них. Это карта какой страны ?
Ребенок: Это карта России. На ней изображена наша большая Родина. Здесь находится Москва- столица нашей страны.
Воспитатель: Ребята, а какого цвета больше всего на карте России?
Ребенок: Зеленого. Это значит ,что в России много лесов и полей.
Воспитатель: А что это за карта?
Ребенок: Эта карта нашей республики Кабардино-Балкарии- нашей малой Родины. А вот и Нальчик- столица нашей Республики.
Воспитатель: Мы много знаем о нашей малой Родине и сейчас с вами вспомним ,что изучили. Сегодняшнее занятие кружка пройдет в нетрадиционной форме – в форме конкурса КВН.. А название его «Мой край -Кабардино-Балкария»
Принимают участие в конкурсе две команды: команда «Эльбрус» и команда «Горянка». Оценивать наши знания и умения будет очень строгое, но компетентное жюри в составе:
Дужик Галина Владимировна – старший воспитатель Овсянникова Оксана Викторовна – педагог- психолог Балаева Алёна Витальевна – логопед
И так все готово к конкурсу и мы начинаем. Первый конкурс «Гостеприимство».
О гостеприимстве народов нашей Республики пишут многие, кто здесь побывал. И если Эльбрус и окружающие его горы бывают суровыми ,то люди живущие здесь всегда рады гостям и готовы разделить с ними кров.
Воспитатель:Слово команде №1!
Ребенок: Вас приветствует команда «Эльбрус» !
Мир вам гости дорогие
Вы явились в добрый час
Встречу теплую такую
Мы готовили для вас !
У горца для гостя питье и еда
Любому приют без отличий
И если с добром – ты желаем всегда
Таков кабардинский обычай!
Лакумами всех угощаем,
Добра и счастья желаем!
(жюри отдают эмблему и лакумы)
Воспитатель: А теперь слово за командой №2!
Ребенок: Вас приветствует команда «Горянка»!
Мы зовем вас в гости люди!
Приходите хоть сейчас.
Всем мы очень рады будем
Так заведено у нас!
И какой бы не был крови,
Если ты с добром пришел,
Встретим мы тебя с любовью,
Пригласим к себе за стол.
Хлебосольством да радушьем,
Знаменит родной наш край:
Горы снежные, реки быстрые, люди мудрые,
Вот такой родной наш край! Хитчинами угощаем,
Счастья, радости желаем!
( подносят жюри эмблему и хичины)
Воспитатель: Следующее задание командам – это знание пословиц о гостеприимстве горцев и русского народа. Нужно продолжить пословицу. Ребята, отвечать надо громко и четко. И так слово команде « Горянка».
Где нет гостя,… там нет счастья (адыгская)
Гостью щей не жалей ,.. а по гуще налей (русская)
Если не можешь достойно гостя принять,… лучше не принимай (адыгская)
Гостья по одежке встречают,… а по разуму провожают (русская)
Гостю почет,… хозяину честь (адыгская)
Чем богаты,… тем и рады (русская)
Дорогие гости чувствуйте себя как дома,… и не скучайте (адыгская)
Дорогие гости чувствуйте себя как дома,… но не забывайте что вы в гостях (русская)
Воспитатель: Жюри подводит итоги предыдущих конкурсов, а мы слушаем стихотворение о Кабардино-Балкарии «Республика чудесная» К.Кулиев.
Воспитатель: Викторина « Край ,в котором ты живешь» продолжит наш КВН.. Команды за правильные ответы будут получать жетоны.
Вопрос первый: Вопрос команде «Эльбрус! Откуда произошло слово «Кавказ»?
Ребенок: Каждую осень караваны диких гусей пролетали над горами , покрытыми льдом и снегом и каждую весну возвращались обратно. Ка-а-а-у, ка-а-а-у, протяжно кричали они над горами. А поскольку на земле кабардинцев «каз» означает гусь, то и сложилось слово: «Кавказ». Так стал называться огромный край, где находится наша Республика .
Воспитатель: Замечательный ответ! Получайте жетон! Вопрос команде « Горянка»! Что обозначает слово «Нальчик»?
Ребенок: Это значит маленькая подкова. Раньше на этом месте было болото. Когда проезжали кони, у них отрывались подковы . На кабардинском языке «нал»- это подкова, а «шэч» отрывать, вот и получилось слово «Нальчик» .
Воспитатель: Молодец, верный ответ! И вот ваш жетон!
Продолжаем конкурс знатоков родного края. Назовите достопримечательные места Кабардино-Балкарии ?
Дети: Голубые озера, Чегемские водопады, Долина нарзанов, Приэльбрусье, Безенгийская стена.
Воспитатель: А как кабардинцы и балкарцы называют гору Эльбрус?
Ребенок: Кабардинцы называют гору «Ошхамахо», балкарцы «Мэнги-тау».
Воспитатель: Что в переводе это означает?
Ребенок: Это гора- счастья.
Воспитатель: В нашей красивой республике очень много рек. Назовите реки Кабардино-Балкарии.
Дети: Терек, Малка, Баксан, Чегем, Черек.
Воспитатель: А какие звери живут высоко в горах?
Дети: Снежный барс, тур, горный козел.
Воспитатель: Назовите птиц живущих в горах нашей Республики.
Дети: Орел, беркут, черный гриф.
Воспитатель: Внимание, знатоки! Какие животные КБР занесены в красную книгу.
Дети: Кавказский олень, косуля, медведь, тур, выдра, зубр, серна.
Воспитатель: Ну что ж викторина окончена. Жюри подсчитает жетоны и объявит результаты конкурса, а мы с вами поиграем в национальные игры. Команды должны показать смелость ,сноровку, находчивость.
Кабардинская игра «Папаха».
Балкарская игра «Камушки»
Слово жюри.
Воспитатель: Аплодисменты нашим игрокам за их смелость и ловкость!
Поэты и композиторы Кабардино- Балкарии воспевали в своем творчестве красоту нашей республики. Объявляю литературную страничку!
Стихотворение «Чегемские водопады» Л.Губжоков ( читают дети)
Стихотворение «Прохладный» Л. Шинко
Стихотворение «Нальчик» К Кулиева
Воспитатель: Ребята, обратите внимание, в нашем уголке отражен быт, обычаи, одежда, предметы народно-прикладного искусства коренных народов нашей республики- кабардинцев и балкарцев. Внимание! Вопрос команде «Горянка» : «Чем занимались из покон веков кабардинцы?»
Ответы детей:( пасли скот, сажали семена, пахали землю, разводили лошадей).
Воспитатель: Совершенно верно, кабардинцы занимались земледелием, скотоводством, коневодством и очень гордились своими скакунами.
Воспитатель: Вопрос команде «Эльбрус» : « Чем занимались балкарцы?»
Ответы детей: ( пасли овец, делали ковры)
Воспитатель: Правильно! Издавна балкарцы жили в горах, занимались скотоводством, пасли овец и делали яркие ковры – кийзы. Ребята, а мы знаем ,что орнамент на национальной одежде у балкарцев и кабардинцев отличается. И снова вопросы знатокам! Чем отличается орнамент кабардинский от балкарского?
Дети: В кабардинском орнаменте используются более спокойные тона: черный, белый, темно-красный, синий;
Дети:В балкарском используются яркие цвета: оранжевый ярко- красный, желтый, зеленый.
Воспитатель: Молодцы, пополнили жетонами копилки команд.
Посмотрите на эти знаки –символы. Их используют кабардинские и балкарские народы в декоративно-прикладном искусстве. Что они обозначают?
( воспитатель показывает карточки со знаками –символами )
Ответы детей:
1.Горы –
2.Река –
3.Огонь –
4.Природа –
5.Хлеб –
6.Символ дружбы –
Воспитатель: Закончился конкурс «Народное рукоделие» и мы переходим к заключительному заданию.
Кабардинка пляска лихая,
Сердцу горца ты дорогая.
Ты волнуешь кровь кабардинца,
И быстра как горная птица.
Под Эльбрусом ты зародилась,
Сердцу горца ты полюбилась.
Ты по нраву русскому брату,
И любима под Араратом!
Как все догадались , сейчас будет танцевальный конкурс « Зори Кавказа»!
Воспитатель: Вот и закончился наш КВН « Мой край- Кабардино- Балкария». Слово предоставляется уважаемому жюри. Награждение. Вручение медалей знатоков родного края.
Воспитатель: Мы сегодня много рассказали о нашей любимой, красивой, гостеприимной Республике.
Пусть не скудеют горные жилища, пусть гостеприимство выльется в вечную дружбу наших народов и пусть на вашем пути встречаются только красивые душой люди!
Дети выходят в шахматный порядок с флажками и лентами.
Читают стихотворение по- очереди.
Мы хотим , чтоб птицы пели,
Чтоб вокруг леса шумели,
Чтобы были голубыми небеса!
Чтобы речка серебрилась,
Чтобы бабочка резвилась,
И была на ягодах роса !
Мы хотим , чтоб солнце грело,
И березка зеленела,
И под елкой жил смешной колючий еж.
Чтобы белочка скакала,
Чтобы радуга сверкала,
Чтобы летом лил веселый дождь!
Упражнение с флажками и лентами « Моя Кабардино- Балкария».