Автор: Шелободько Тамара Павловна

Преподаватель фортепиано МАУ ДО «Детская школа искусств им. А. А. Алябьева» города Тобольска

«Мотивация учебной деятельности учащегося через проблемно-творческое обучение»

 «Мотивация учебной деятельности учащегося через проблемно-творческое обучение» 

«Скажи мне, и я забуду

Покажи мне, и я запомню

Дай мне действовать самому,

И я научусь» Конфуций 

 Все современные методы, при всем их различии, направлены на развитие интеллектуально-творческой личности. Среди современных инновационных образовательных технологий можно выделить: креативное обучение, проблемное, личностно-ориентированное и др. Все эти модели имеют отношение к активизации обучения, инновационному процессу в педагогике.    Как следствие перемен в нашу речь входит такой термин, как инновация, (с лат. яз. — «обновление, новинка, изменение»), которая рассматривается как качественно новые образования в различных областях науки, техники, а также различных сферах деятельности, либо взгляд под другим углом на уже имеющиеся открытия. Не случайно в последние годы взгляд на педагогику меняется, важное значение приобретает новая область знания – педагогическая инноватика – изменения, направленные на улучшение развития, воспитания и повышение мотивации обучения школьников.

         Изменения не могли не коснуться и музыкального образования. Среди новых моделей обучения наиболее полно отвечает специфике музыки проблемно-творческий метод, который синтезировал проблемное и креативное обучение. Я на собственном педагогическом опыте ощущаю проблемы обучения музыке и пытаюсь их решить, избрав проблемно-творческий метод одним из ведущих в преподавании, так как использование данного метода влияет на 3 составляющие образования: обучения, воспитания и развития.

    Основное отличие традиционного обучения от проблемно-творческого состоит в целях и принципах организации учебного процесса.

  • Если цель непроблемного обучения – это усвоение результатов научного познания, то цель проблемного-творческого обучения – усвоение самого пути получения этих результатов, формирование и развитие творческих способностей детей путем активизации их мышления.
  • При непроблемном обучении осуществляется переход от сообщения готовых знаний преподавателем и их усвоения учащимися к упражнениям по выполнению учебных заданий с использованием этих знаний и их окончательному закреплению. При проблемном-творческом обучении схема перестраивается: от постановки проблемной задачи учителем и принятия её учащимися через процесс её решения происходит усвоение знаний и способов их применения.
  • В непроблемном обучении учащиеся запоминают и воспроизводят какие-либо знания, а в проблемном-творческом обучении учащиеся ощущают потребность в знаниях, чтоб через творчество реализовать поставленные задачи.

       По мнению большинства ученых, проблемное-творческое обучение – это система методов и средств, обеспечивающих возможности творческого участия обучающихся в процессе усвоения новых знаний, формирование самостоятельности творческого мышления и познавательных интересов личности.

         Основа проблемно-творческого обучения – ориентация на исследовательскую деятельность учащихсянаправленную на получение новых знаний и умений в процессе решения практических и теоретических проблем через творчество. Организация учебных занятий предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную творческую самостоятельную деятельность учащегося по их разрешению.

      Сформулированы следующие правила создания проблемных ситуаций для решения проблемы через творчество.

       Во-первых, проблемные ситуации обязательно должны содержать посильное познавательное затруднение

       Во-вторых, проблемная ситуация должна способствовать усвоению новых знаний, умений, навыков — это служит непосредственно образовательным целям, что благоприятствует мотивации учащихся, которые осознают, что их усилия в итоге получили определенное выражение.

       И в-третьих, проблемная ситуация должна вызывать интерес учащихся своей необычностью, неожиданностью, нестандартностью. Такие положительные эмоции, как удивление, интерес служат благоприятным подспорьем для обучения. 

  Основой обучения должно быть не запоминание учениками информации, а активное участие самих школьников в процессе приобретения информации, их самостоятельное мышление, постепенное формирование способности самостоятельно приобретать знания, развивая свой творческий потенциал.

   Известно, что активная, самостоятельная работа мысли начинается тогда, когда перед человеком возникает проблема, вопрос. Поэтому я стараюсь так проводить занятия, чтобы перед школьниками чаще возникали хотя бы несложные проблемы, и побуждать детей к попыткам самостоятельно решать проблемы используя весь свой творческий потенциал

  Суть этого метода заключается в следующем. Перед учеником я ставлю проблему, познавательную задачу, и ученик (при непосредственном участии меня или самостоятельно) исследует пути и способы ее решения. Он высказывают свое мнение, намечает и обсуждает способы проверки их истинности, аргументирует, проводит наблюдения, анализирует их результаты, рассуждает, доказывает. Я только организую и направляю исследовательский поиск.

  В этом поиске моя роль, как учителя, может быть различной: в одном случае — это активнейшая роль, где я очень активно помогаю учащемуся вести поиск. Поставив проблему, я рассуждаю вместе с учеником, высказываю предположения, обсуждаю их совместно с учеником, опровергаю возражения, доказываю истинность. Иначе говоря, демонстрирую учащемуся путь мышления, делая его своего рода соучастником поиска.

   В других случаях моя роль как учителя может быть минимальной — я предоставляю школьнику возможность искать пути решения проблемы самостоятельно. Конечно, и в этом случае я не занимаю пассивную позицию, а при необходимости направляю мысль ученика, чтобы избежать бесплодных попыток, нерациональной траты времени.

     Как показывает практика, по сравнению с традиционным образованием, проблемно-творческое образование позволяет более эффективно развивать творческие способности учащихся, их интеллект, способствует более качественному усвоению знаний, умений и навыков. 

     При проблемно-творческом обучении существенно усиливается роль самостоятельного образования, заинтересованность, инициативность.    Самостоятельный поиск решения проблемной ситуации через творчество, развивает чувство ответственности, повышает само мотивацию, волю учащегося. Кроме того, в процессе обучения предполагается, что учащийся будет самостоятельно выбирать и обрабатывать самые разные источники информации, в том числе и те, с которыми он будет работать в последующем, и обращаться к этим источникам ему приходится чаще, чем тем, кто обучается по традиционной программе.

    Групповая организация работы (уроки ансамбля) учащихся в процессе проблемно-творческого обучения приводит к укреплению межличностных отношений, развивает взаимодействие в учебном микросоциуме. В случае применения группового метода проблемно-творческого обучения учащиеся получают навыки коллегиального решения рабочих проблем, умение работать в команде, умение искать пути решения проблем через творчество коллегиально, что помогает учащимся адаптироваться к современным запросам общества.

      Чрезвычайно важной функцией проблемно-творческого обучения можно назвать повышение мотивации учащихся. Как говорил еще Г.Галилей, «вы не в состоянии научить человека чему-либо. Вы можете лишь помочь ему обнаружить это внутри себя». Вообще без мотивации учебная деятельность, как и любая другая, практически невозможна. В традиционной системе преподавания мотивация осуществляется известным методом кнута и пряника или же основные усилия педагога по мотивации учащихся направлены на объяснение важности обучения для будущей деятельности учащихся, что также не всегда эффективно.

       В этом отношении проблемно-творческое обучение, опять же, имеет более выигрышное положение, так как его характеризует творческая, а не репродуктивная деятельность учащихся, ученики получают больше возможности самореализоваться в процессе обучения, постоянная постановка и решение проблемных задач является более приемлемой для поддержания неослабевающего интереса и активности учащихся, повышается интерес к изучаемому предмету, устанавливаются хорошие отношения с преподавателем, обеспечивает более дружественный и благоприятный учебный климат.

Преимуществами проблемного-творческого метода обучения являются следующие моменты:

  • самостоятельное добывание знаний путем собственной творческой деятельности;
  • высокий интерес к учебному труду;
  • развитие продуктивного мышления;
  • прочные и действенные результаты обучения.

 

     Использование проблемного-творческого метода также способствует развитию самостоятельности учащихся, включению их в поисковую и исследовательскую деятельность, что повышает мотивацию обучения, формируя познавательный интерес. 

     Одним из элементов проблемно-творческого обучения является наглядность. Педагог создает проблемную ситуацию т.е. на примере собственного исполнения показывает ученику несколько примеров правильного звукоизвлечения и не правильного. Выходом из сложившейся проблемной ситуации является поиск. Далее предлагается ученику, среди представленных примеров найти правильный. Таким образом, на первоначальном этапе ученик применяет формы мышления: сравнение, анализ, обобщение, и, в заключении, на своем уровне мышления дает педагогу, а самое главное себе, определенный вывод. Можно путем диалога с ребенком, наводящих вопросов, объяснений подводить учащегося к правильному решению, повышая его самооценку и уверенность в себе, а также и мотивацию к исследовательской деятельности, а значит к учебному процессу.

       Часто на уроке я использую сравнительный анализ — это следующий элемент проблемно-творческого обучения. Одним из способов сравнительного анализа, которым часто пользуюсь я – это запись исполнения произведения ученика на аудионоситель: таким образом, ученик получает полную картину своего исполнения «со стороны». Ученик сам может делать выводы, наглядно видит все неточности, замечает погрешности в динамике, артикуляции и т.д. Сравнительный анализ я использую в работе с учащимися на протяжении всех лет обучения: он очень интересен для учащихся любого возраста и повышает мотивацию к успешности обучения.

       Не менее важен просмотр-прослушивание изучаемого произведения в исполнении мастеров фортепианного искусства. Записи помогают учащемуся наиболее ярко увидеть и услышать недостатки своего исполнения, осознать проблему и с педагогом найти пути решения данной проблемы. Если ребёнок сам не может найти творческий решение, ему только нужно немного помочь. Я никогда не навязываю, а предлагаю разные пути, а сам ученик выберет нужный только ему выход.  

       Формирование познавательной активности, а значит и мотивации, может проходить методом рисования музыки — это тоже элемент проблемно-творческого метода. Я уверенна, что на своих уроках педагоги используют метод рисования музыки как способ постижения образа, его раскрытия, прослеживания параллели между сочетанием цвета и звука (система цвет-звук, цвет-настроение), осознание формы, динамики и мн. др.- это позволяет развить внимание, воображение, творческую фантазию. 

      Рисование музыки – яркий творческий процесс, неотделимый от мыслительного, поэтому я, по мере способностей учащегося, сочетаю «рисования музыки» с иными формами активизации творческого потенциала, (сочинением стихов, рассказов по теме исполняемого произведения.)

         Практика подтверждает эффективность использования приемов проблемно-творческого метода на уроке как фактора развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся, повышение интереса к изучаемому предмету, а значит и мотивации. 

          Опираясь на теоретические исследования, практический опыт, включая свой собственный опыт, можно сделать выводы, что проблемно – творческий метод значительно повышает мотивацию обучения т. к.:

1) проблемно — творческое обучение, сочетая в себе два подхода — рациональный (мышление) и эмоциональный (творчество), отвечает специфике музыкального обучения;

2)  сохраняются основы логического мышления (анализ, синтез, обобщение и сравнение), которые положительно влияют на развитие музыкально-творческого потенциала учащегося, мотивации к обучению;

3)проблемно-творческий метод делает учебный материал более доказательным и убедительным для учащихся, формирует не просто знания, а знания-убеждения;

 4) содействует формированию прочных знаний, так как материал, самостоятельно добытый учащимися, прочно сохраняется.

 5) проблемно-творческое обучение воздействует на эмоциональную сферу школьников, формируя такие ценные чувства, как чувство уверенности в своих силах, радость и удовлетворение от напряженной умственной деятельности;

 6) формирует у учащихся элементарные навыки поисковой, исследовательской деятельности, развивает музыкально-творческое мышление; 

7) активно формирует и развивает положительное отношение, интерес как к данному учебному предмету, так и к учению вообще.

       Среди существующих методов проблемно-творческий подход способен повысить мотивацию обучения, а значит и успешность, отвечает на запрос общества, который нуждается в творческой, разносторонне -развитой личности.

 


  1. Артоболевская А. Первая встреча с музыкой: Учебное пособие.  М. : Советский 
    композитор,1985.
    2. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании.  Л. :
    Музыка, 1973. 
    3. Асафьев Б.В. Сущность и задачи художественного воспитания. – РГАЛИ, 1947.
    4. Достал Я. Ребенок за роялем  обязанность и игра. // Ребенок за роялем. Педагоги 
    социалистических стран о фортепианной методике.  М., 1981.
    5. Ляховицкая С. Развитие активности, самостоятельности и сознательности учащихся
    / С. Ляховицкая //Вопросы фортепианной педагогики: сб. статей под общ. ред. Н. 
    Натансона. Выпуск 3.  М. : Музыка, 1973.
    6. Мартинсен К.А. Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано.  М. : Классика  XXI, 2003.
  2. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры.  М. : Музыка, 1961.
    8. Ражников В. Диалоги о музыкальной педагогике.  М. : Классика  XXI, 2004. 
    9. Шатковский Г. Развитие музыкального слуха и навыков творческого 
    музицирования: Методическая разработка для преподавателей ДМШ и ДШИ.  М., 
    1986.
    10. ЮдовинаГальперина Т. За роялем без слез, или я  детский педагог.  СПб, 2002.