Развитие художественно – творческих способностей детей раннего возраста посредством проектной деятельности. Ашихманова Вера Ивановна

автор: Ашихманова Вера Ивановна

Воспитатель МАДОУ детский сад № 9 «Сказка»

Развитие художественно – творческих способностей детей раннего возраста посредством проектной деятельности

 

Творческий проект:

 «Развитие художественно – творческих способностей детей раннего возраста посредством проектной деятельности»

 

 

  

 

 

 

 

Исполнитель: 

Ашихманова Вера Ивановна,воспитатель 

МАДОУ детский сад № 9 «Сказка», г.Топки

 

 

2016 г. 

Пояснительная записка

Актуальность 

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективным средством её решения является изобразительная деятельность детей в детском саду.

Рисование является одним из  средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Занятия изодеятельностью способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей.

Однако у детей младшего дошкольного возраста еще не сформированы графические навыки и умения, что мешает им выражать в рисунках задуманное, поэтому рисунки детей часто получаются неузнаваемыми, далёкими от реальности. И, вследствие этого, у многих детей исчезает желание рисовать.

Использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребенка в рисовании, пробуждают интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и, как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом.

Применение нетрадиционных техник рисования создает атмосферу непринужденности, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, позволяет ребенку отойти от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, вселяет уверенность ребёнка в своих силах, создает эмоционально-положительное отношение к деятельности. Владея разными способами изображения предмета, ребенок получает возможность выбора, что развивает творческие способности дошкольника.

Организация образовательной деятельности по художественному творчеству с применением нетрадиционной техники рисования способствует развитию:

  • Ориентировочно-исследовательской деятельности, дошкольников. Ребёнку предоставляется возможность экспериментирования (смешивание краски с мыльной пеной, клейстером, нанесение гуаши или акварели на природные материалы и т. д.).
  •   Мелкой моторики пальцев рук, что положительно влияет на развитие речевой зоны коры головного мозга.
  • Психических процессов (воображения, восприятия, внимания, зрительной памяти, мышления)
  • Тактильной чувствительности (при непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость);
  • Познавательно-коммуникативных навыков. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. Ребята начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словаря.

Нетрадиционное рисование основано на творческой фантазии, интересно тем, что рисунки у всех детей получаются разными. Оно привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок или поделка, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях.

Для того чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо определенное руководство со стороны взрослых. Поэтому в проекте делаю акцент на совместную работу с родителями. Важно вовремя раскрыть перед родителями способности каждого ребёнка и дать соответствующие рекомендации, которые помогают им развить творческие способности своих детей.

Паспорт проекта

Наименование проекта: «Развитие художественно – творческих способностей детей раннего возраста посредством проектной деятельности»

Автор проекта: воспитатель высшей квалификационной категории Ашихманова Вера Ивановна, муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 9 «Сказка».

Участники проекта:

Дети, родители, воспитатель первой младшей группы.

Тип проекта:

По доминирующей в проекте деятельности: творческий.

По числу участников проекта: групповой (12-14 человек, все желающие).

По времени проведения: краткосрочный (3недели).

По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.

Состав проектной группы:

Руководитель проекта – воспитатель.

Участники – дети и родители первой младшей группы.

Цель проекта:

Создание условий для развития творческой активности ребенка через совместную проектную деятельность.

Задачи проекта:

  • Развивать художественно – творческие способности, посредством изобразительной деятельности используя нетрадиционные способы.
  • Научить группировать предметы по цвету и отдельным цветовым деталям.

Предполагаемое распределение ролей в проектной группе:

Воспитатель: организует образовательные ситуации, совместную продуктивную деятельность, консультирование родителей. 

Дети: участвуют в образовательной и игровой деятельности.

Родители: подготавливают материал для обучения детей, закрепляют полученные детьми знания на практике.

Обеспечение проектной деятельности:

Художественная литература.

Бумага для рисования.

Краски пальчиковые, гуашь, ватные палочки

Предполагаемый результат проекта:

  • формирование у детей младшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;
  • владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
  • умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
  • умение группировать предметы по цвету и отдельным цветовым деталям.

Проект включает в себя 3 этапа: подготовительный, основной, заключительный.

Подготовительный этап

Определение темы проекта.

Формулировка цели и определение задач.

Подбор материалов по теме проекта.

Составление плана основного этапа проекта.

Основной этап

Вначале провела индивидуальные занятия, на которых каждый ребенок овладел техникой работы с краской. В ходе занятий дети воспроизводили разнообразные движения ладонью (пришлепывание, прихлопывание, размазывание), пальцами (размазывание, примакивание)

Первые  занятия проходили по форме игр – экспериментов с пальчиковыми красками, цель которых – обучить детей рисовать ладонями. 

До начала занятия   воспитанники надевали фартуки и объясняли для чего они нужны, выбирают 1 или  2 краски, говорилли, как достать краску руками из баночки, какое количество нужно для выкладывания на бумагу (проговаривали цвет краски). Детям раздавала бумага для рисования и предлагала похлопать ладошками по бумаге, «оставить отпечаток» на ней.

В техники рисования ладошками провела занятия на тему: «Цветные ладошки», «Веселые петушки».

Знакомство с техникой «пальцеграфия» начинала только после освоения основ рисования ладошками: оно сложнее и требует более целенаправленных движений.

Техникой «пальцеграфия» провела занятия на тему: «Рыбка»,     «Бабочка», «Многоцветные полоски»

Рисование ватными палочками очень нравится малышам, это конечно больше не рисование, а раскрашивание точками, полосками. Процесс очень простой, ребёнок макает ватную палочку в краску и наносит точки на рисунок, контур даю готовый малышам, что бы не выходил за контур рисунка.

С помощью ватных палочек провела занятия на тему: «Ёлочка», « Грибочек», «Птичка».

Заключительный этап

  1. Консультация для родителей  «Нетрадиционные техники рисования в совместной деятельности детей и родителей» 
  2. Выставка творческих работ родителей и детей «Цветные ладошки», выполненная в технике нетрадиционного рисования.
  3. Презентация проекта.

 

Заключение

Изобразительная деятельность является одним из самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в своих рисунках свое впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей. Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. 

Считаю, что полагаемый результат проекта достигнут. Дети получили знания от основных цветах, нетрадиционных  способах рисования, овладели простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть I, II – М. ; «Издательство Скрипторий 2003», 2007г.
  2. Дьченко О. М. Развитие воображения дошкольника. Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М. ; Мозаика-Синтез, 2008г.
  3. Комарова Т. С. Обучение дошкольников технике рисования. – М. ; Педагогическое общество России, 2005г.
  4. Лыкова Л. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий. Методические рекомендации. Младшая группа. – М. : КАРАПУЗ_ДИДАКТИКА, 2008.
  5. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – СПб. ; КАРО, 2008г.
  6. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р. Г. Казаковой. – М. : ТЦ Сфера, 2005.

 

Приложение 1

Занятие  “Цветные ладошки”  

Цели:

  • Развивать творческое воображение, внимание, мелкую моторику и координацию движения рук.
  • Знакомство со своей рукой, как предметом изобразительной деятельности.
  • Развивать мелкие мышцы рук.
  • Закрепить приемы рисования  гуашевыми красками.
  • Включить детей и родителей в творческий процесс, объединить людей разного возраста.

Задачи:

  • Привлечь, детей и взрослых к изобразительному искусству используя нетрадиционные техники  – «рисование ладошкой»

 

Материал: Листы бумаги , желтая, зеленая, синяя и красная пальчиковая  гуашь, , кисти, влажные салфетки, карандаши.

Ход занятия

– Мы сегодня с вами будем волшебниками, ни кисточкой рисовать, а ладошками вместе с нашими мамами.

-Давайте все вместе закатаем рукавчики, возьмем губки и макнем их в красу, затем нанесите краску  на ладонь, приложите ладошку к листику и  уберите, получился отпечаток ладони. Посмотрите ладонь грязная, что нужно сделать?

– Да, вытереть мокрой салфеткой хорошо.

 

– Давайте с вами потренируемся, как будто краска стоит возле нас

– Обмакиваем ладошку в краску, прикладываем к листу бумаги. Еще раз попробуем(2-ой раз) обмакиваем в краску и прикладываем.

– Когда заканчиваете, вытирайте ладошки салфетками.

 

– Ой, какие веселые  ладошки у нас получилось! Давайте полюбуемся ими!

А теперь нужно придумать, что может получиться из наших ладошек? Давайте попробуем подрисовать детали пальчиками. Какая красота у нас появились и осьминожки, и петушки, и слоники, и очень красивые  цветочки.

– Молодцы, ребята! Хорошо постарались! Огромное спасибо нашим мамам!

А теперь пойдем мыть наши ручки, чтобы они были чистые.

 Занятие «Весёлые петушки»

Для работы нам понадобится:

  1. Гуашь жёлтая, красная, зелёная и синяя
  2. Вода
  3. Салфетка
  4. Бумага

Для начала приготовим основу рисунка. Обмакнём четыре пальца в краску разных цветов и проведём четыре разноцветные линии. У нас получилась дорожка, по которой будут шагать наши петушки. Когда ребёнок делает отпечаток ладошкой, обязательно нужно напомнить, что большой палец отставить в сторону, а остальные пальцы пусть смотрят вверх. Большой палец – голова петушка, а остальные пальчики – крылышки. Педагог помогает дорисовать петушку гребешок и бородку. И вот наш петушок гордо шагает по дорожке, можно нарисовать цыплёнка с помощью двух отпечатков большого пальца. Взрослый помогает украсить рисунок цветами.

 Занятия «Рыбка» и « Бабочка»

Для работы нам понадобится распечатанные картинки на принтере, можно нарисовать самим.

  • Гуашь жёлтая и красная
  • Салфетка

Прежде всего, малышу надо показать, как эти картинки раскрашивать. Возьмите пальчик малыша, обмакните пальчик в краску и покажите, как пальчиком можно раскрашивать рисунок. Во время работы следите за тем, что бы палец малыша не загибался и оставался прямым и напряжённым, что бы ребёнок работал подушечкой пальца, и не размазывал краску по всему листу, старался не выходить за контур. Помните, что ребёнок раннего возраста не может мысленно представить себе результат процесса, поэтому вам надо заранее нарисовать образец, скажите ему, что его работа получится такой же красивой и даже лучше.

Занятия «Ёлочка», « Грибочек» и «Птичка».

Для работы нам понадобится:

  • Гуашь синяя, красная, зелёная, жёлтая
  • Салфетка
  • Ватные палочки

Рисование ватными палочками очень нравится малышам, это конечно больше не рисование, а раскрашивание точками. Процесс очень простой, ребёнок макает ватную палочку в краску и наносит точки на рисунок, контур готовый, воспитатель должен напоминать, что бы малыш, не выходил за контур.

Рисунок делается очень просто, а получается очень красиво и можно придумать что угодно. Например, мы с вами нарисуем точки на ёлочке, на грибочке и на птичке. Очень хорошо использовать не большие стихи, играя мы ещё и закрепляем основные цвета.

Развитие художественно – творческих способностей детей раннего возраста посредством проектной деятельности. Ашихманова Вера Ивановна
Пролистать наверх