Лесные зоны России

автор: Колегова Стелла Юрьевна

учитель географии и экономики МАОУ “Гимназия” г.Чусовой

Лесные зоны России

 

 

Конспект урока

Лесные зоны России 8 класс

Цель урока: Изучить леса России, познакомить с особенностями природы и разобрать взаимосвязи компонентов природы в лесной зоне России.

Задачи урока:

  • Изучить леса России;
  • Выявить особенности взаимодействий компонентов природы в лесной зоне;
  • Выявить причины различия лесных зон страны;
  • Способствовать формированию географической культуры личности;
  • Развитие экологической культуры учащихся.

Планируемый результаты:

  • Предметные: научатся устанавливать основные черты природы лесных зон, анализировать карты с целью формирования представления о взаимосвязях компонентов природы, продолжить формирование умения работать с разными источниками географической информации;
  • Метапредметные: осуществляют поиск необходимой информации; планируют свою деятельность под руководством учителя; учатся работать в дистанционном режиме;
  • Личностные: овладевают системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

Ход урока

Организационный этап: подключение детей к программе ZOOM, проверка готовности обучающихся, их настроя на работу;

Актуализация знаний обучающихся: https://www.youtube.com/watch?v=HOgeeUDbYXI

Смотрим видео в начале урока ( с 20 секунды – 48 с)

– Учитель: какие чувства у вас возникают при просмотре данного видеоролика?

– ответы учащихся

– Учитель: как вы думаете, серьезной ли является проблема пожаров лесов в Сибири?

-ответы учащихся

– Учитель: Почему проблема пожаров лесов в Сибири, является проблемой не только России, но и мира в целом

– Что же такое лес? В толковом словаре русского языка лес – это пространство, покрытое растущими и рослыми деревьями. Но какое же это огромное пространство!

– Учитель: Как вы думаете, Почему Россию называют лесной державой?

– предположения учащихся;

– Учитель: Действительно, Россия — это лесная держава, ее леса составляют почти 22% от всех лесов Земли. Леса покрывают более 45% территории России.

– Учитель: Давайте сейчас посмотрим видеоролик, и вы скажите, какова же роль лесов

Просмотр ролика ( 4 минуты)

после просмотра слушаюобучающихся;

– Учитель: обобщаем все сказанное в схему

Роль Лесов

 

-Учитель: откроем учебник на странице 132, и с помощью рис.64 определим экономическую роль лесов

– предположение учащихся;

– Учитель: для россиян лес исторически был и кормильцем, и лекарем, и защитником, и героем фольклора. Изобилие древесины – фактор развития русской деревянной архитектуры и народных промыслов.

– Учитель: что касается климата, то Лето в лесной зоне тёплое, зима может быть от снежной умеренно-холодной до суровой. В июле температуры доходят до +20, в январе колеблются от –15 до –50 в Сибири. Скажите, во всей лесной зоне одинаковый климат?

 – предположения учащихся;,

– Учитель: леса в нашей стране образуют две природные зоны: тайгу и смешанные и широколиственные леса. Скажите, в чем основное различие этих лесов?

– предположение учащихся;

-Учитель: Сегодня мы с вами остановимся на тайге. Зона тайги – это хвойные леса с примесью мелколиственных деревьев, бедность или отсутствие подлеска, однообразие травяно-кустарничкового яруса; много болот и лугов.

– Учитель: не во всех лесах растут одинаковые виды хвойных деревьев. В Восточно-Европейской части и Западно – Сибирской преимущественно растут ель и сосна, а в Восточной Сибири лиственница. Как вы думаете, какой хвойное дереве по праву занимает 1 место в России, по количеству насаждений?

-ответы учащихся

-Учитель: как вы думаете, животный мир в таежной зоне такой-же скудный как в тундре?

-ответы учащихся 

– Учитель: Тайга- самая большая по площади природная зона России. Это главный район лесозаготовок и переработки леса. В учебнике на странице 134 посмотрите и скажите особенности хозяйственной деятельности в таежной зоне.

– Учитель: в завершении нашей работы…..

Рефлексия: для закрепления сегодняшнего материала, перейдите по ссылкеhttps://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLScEoYv2QNkQM3qvlviilWZNDsiNKSRbZ9eF2GsLPZasGDTikg/viewform?usp=sf_link и ответьте на несколько вопросов по теме урока.

Домашнее задание: Напишите небольшое ЭССЕ по строчкам А.П. Чехова «…Сила и очарование тайги не в деревьях-гигантах и не в гробовой тишине, а в том, что разве одни только перелетные птицы знают, где она кончается»

 

Технологическая карта 

«Лесные зоны России» 8 класс

Цель урока: Изучить леса России, познакомить с особенностями природы и разобрать взаимосвязи компонентов природы в лесной зоне России.

Задачи урока:

  • Изучить леса России;
  • Выявить особенности взаимодействий компонентов природы в лесной зоне;
  • Выявить причины различия лесных зон страны;
  • Способствовать формированию географической культуры личности;
  • Развитие экологической культуры учащихся.

Планируемый результаты:

  • Предметные: научатся устанавливать основные черты природы лесных зон, анализировать карты с целью формирования представления о взаимосвязях компонентов природы, продолжить формирование умения работать с разными источниками географической информации;
  • Метапредметные: осуществляют поиск необходимой информации; планируют свою деятельность под руководством учителя; учатся работать в дистанционном режиме;
  • Личностные: овладевают системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

 

Этап урока Время, мин Деятельность учителя Деятельность учеников УУД
1. Организационный этап 2 Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку Личностные: настрой на умственную работу.
2. Актуализация знаний обучающихся. Создание проблемной ситуации. 4 Организует просмотр видеоролика и диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует понятие “лес”.

Задает проблемный вопрос «Почему проблема пожаров лесов в Сибири, является проблемой не только России, но и мира в целом»

Просмотр видеоролика «Лесные пожары в Сибири», отвечают на вопрос учителя

Записывают в тетради тему урока «Природа лесных зон»

Коммуникативные: умение слушать вопросы учителя, строить ответ, высказывать свою точку зрения.

3. Открытие новых знаний

17

Формулирует задание по работе с картами в атласе. Задает вопросы обучающимся о месте лесной зоны в России Работают с картой, отвечают на вопрос учителя Коммуникативные: умение слушать вопросы учителя, строить ответ, высказывать свою точку зрения.
Говорит задание по составлению схемы «Роль лесов» на основании просмотра видеоролика

Вопросы учащимся

– Как вы думаете, Почему Россию называют лесной державой?

При просмотре составляют схему в тетради, обсуждают каждую роль леса, отвечают на вопросы учителя

Познавательные: умение анализировать информацию: анализировать текст, карты, материалы интерактивного учебного пособия.

Личностные: осознание значимости данной работы, для развития собственной личности.

Формулирует задание по работе с учебником, определение экономической роли леса Работают со схемой в учебнике, отвечают на вопросы
Формулирует задание:

В областях какого климатического пояса расположена большая часть лесной зоны?

Работая с атласом, отвечают на вопрос и ответ записывают в тетрадь.
Учитель говорит по теме урока: леса в нашей стране образуют две природные зоны: тайгу и смешанные и широколиственные леса. 

Вопрос учащимся:

Скажите, в чем основное различие этих лесов?

Отвечают на вопросы, ведут беседу
4. Первичное закрепление полученных знаний Учитель дает небольшой тест в Google форме ( в конце урока)  https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLScEoYv2QNkQM3qvlviilWZNDsiNKSRbZ9eF2GsLPZasGDTikg/viewform?usp=sf_link работают с тестом Познавательные: умение анализировать информацию: анализировать текст, карты, материалы интерактивного учебного пособия.
5. Рефлексия 5 «Все в твоих руках»  Чему ты научился? Учащиеся пишут в чат чему они научились Личностные: умения оценивать свою работу на уроке.
5. Домашнее задание 2 § 33,  подготовить эссе «Как нам сохранить «зелёное золото» России?». Ученики записывают домашнее задание в дневники, задают вопросы учителю. Личностные: умение самостоятельно организовать повторение

 

Лесные зоны России
Пролистать наверх