автор: Колегова Стелла Юрьевна
учитель географии и экономики МАОУ “Гимназия” г.Чусовой
Лесные зоны России
Конспект урока
Лесные зоны России 8 класс
Цель урока: Изучить леса России, познакомить с особенностями природы и разобрать взаимосвязи компонентов природы в лесной зоне России.
Задачи урока:
- Изучить леса России;
- Выявить особенности взаимодействий компонентов природы в лесной зоне;
- Выявить причины различия лесных зон страны;
- Способствовать формированию географической культуры личности;
- Развитие экологической культуры учащихся.
Планируемый результаты:
- Предметные: научатся устанавливать основные черты природы лесных зон, анализировать карты с целью формирования представления о взаимосвязях компонентов природы, продолжить формирование умения работать с разными источниками географической информации;
- Метапредметные: осуществляют поиск необходимой информации; планируют свою деятельность под руководством учителя; учатся работать в дистанционном режиме;
- Личностные: овладевают системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
Ход урока
Организационный этап: подключение детей к программе ZOOM, проверка готовности обучающихся, их настроя на работу;
Актуализация знаний обучающихся: https://www.youtube.com/watch?v=HOgeeUDbYXI
Смотрим видео в начале урока ( с 20 секунды – 48 с)
– Учитель: какие чувства у вас возникают при просмотре данного видеоролика?
– ответы учащихся
– Учитель: как вы думаете, серьезной ли является проблема пожаров лесов в Сибири?
-ответы учащихся
– Учитель: Почему проблема пожаров лесов в Сибири, является проблемой не только России, но и мира в целом
– Что же такое лес? В толковом словаре русского языка лес – это пространство, покрытое растущими и рослыми деревьями. Но какое же это огромное пространство!
– Учитель: Как вы думаете, Почему Россию называют лесной державой?
– предположения учащихся;
– Учитель: Действительно, Россия — это лесная держава, ее леса составляют почти 22% от всех лесов Земли. Леса покрывают более 45% территории России.
– Учитель: Давайте сейчас посмотрим видеоролик, и вы скажите, какова же роль лесов
Просмотр ролика ( 4 минуты)
–после просмотра слушаюобучающихся;
– Учитель: обобщаем все сказанное в схему
Роль Лесов
-Учитель: откроем учебник на странице 132, и с помощью рис.64 определим экономическую роль лесов
– предположение учащихся;
– Учитель: для россиян лес исторически был и кормильцем, и лекарем, и защитником, и героем фольклора. Изобилие древесины – фактор развития русской деревянной архитектуры и народных промыслов.
– Учитель: что касается климата, то Лето в лесной зоне тёплое, зима может быть от снежной умеренно-холодной до суровой. В июле температуры доходят до +20, в январе колеблются от –15 до –50 в Сибири. Скажите, во всей лесной зоне одинаковый климат?
– предположения учащихся;,
– Учитель: леса в нашей стране образуют две природные зоны: тайгу и смешанные и широколиственные леса. Скажите, в чем основное различие этих лесов?
– предположение учащихся;
-Учитель: Сегодня мы с вами остановимся на тайге. Зона тайги – это хвойные леса с примесью мелколиственных деревьев, бедность или отсутствие подлеска, однообразие травяно-кустарничкового яруса; много болот и лугов.
– Учитель: не во всех лесах растут одинаковые виды хвойных деревьев. В Восточно-Европейской части и Западно – Сибирской преимущественно растут ель и сосна, а в Восточной Сибири лиственница. Как вы думаете, какой хвойное дереве по праву занимает 1 место в России, по количеству насаждений?
-ответы учащихся
-Учитель: как вы думаете, животный мир в таежной зоне такой-же скудный как в тундре?
-ответы учащихся
– Учитель: Тайга- самая большая по площади природная зона России. Это главный район лесозаготовок и переработки леса. В учебнике на странице 134 посмотрите и скажите особенности хозяйственной деятельности в таежной зоне.
– Учитель: в завершении нашей работы…..
Рефлексия: для закрепления сегодняшнего материала, перейдите по ссылкеhttps://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLScEoYv2QNkQM3qvlviilWZNDsiNKSRbZ9eF2GsLPZasGDTikg/viewform?usp=sf_link и ответьте на несколько вопросов по теме урока.
Домашнее задание: Напишите небольшое ЭССЕ по строчкам А.П. Чехова «…Сила и очарование тайги не в деревьях-гигантах и не в гробовой тишине, а в том, что разве одни только перелетные птицы знают, где она кончается»
Технологическая карта
«Лесные зоны России» 8 класс
Цель урока: Изучить леса России, познакомить с особенностями природы и разобрать взаимосвязи компонентов природы в лесной зоне России.
Задачи урока:
- Изучить леса России;
- Выявить особенности взаимодействий компонентов природы в лесной зоне;
- Выявить причины различия лесных зон страны;
- Способствовать формированию географической культуры личности;
- Развитие экологической культуры учащихся.
Планируемый результаты:
- Предметные: научатся устанавливать основные черты природы лесных зон, анализировать карты с целью формирования представления о взаимосвязях компонентов природы, продолжить формирование умения работать с разными источниками географической информации;
- Метапредметные: осуществляют поиск необходимой информации; планируют свою деятельность под руководством учителя; учатся работать в дистанционном режиме;
- Личностные: овладевают системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
Этап урока | Время, мин | Деятельность учителя | Деятельность учеников | УУД |
1. Организационный этап | 2 | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку | Личностные: настрой на умственную работу. |
2. Актуализация знаний обучающихся. Создание проблемной ситуации. | 4 | Организует просмотр видеоролика и диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует понятие “лес”.
Задает проблемный вопрос «Почему проблема пожаров лесов в Сибири, является проблемой не только России, но и мира в целом» |
Просмотр видеоролика «Лесные пожары в Сибири», отвечают на вопрос учителя
Записывают в тетради тему урока «Природа лесных зон» |
Коммуникативные: умение слушать вопросы учителя, строить ответ, высказывать свою точку зрения. |
3. Открытие новых знаний |
17 |
Формулирует задание по работе с картами в атласе. Задает вопросы обучающимся о месте лесной зоны в России | Работают с картой, отвечают на вопрос учителя | Коммуникативные: умение слушать вопросы учителя, строить ответ, высказывать свою точку зрения. |
Говорит задание по составлению схемы «Роль лесов» на основании просмотра видеоролика
Вопросы учащимся – Как вы думаете, Почему Россию называют лесной державой? |
При просмотре составляют схему в тетради, обсуждают каждую роль леса, отвечают на вопросы учителя |
Познавательные: умение анализировать информацию: анализировать текст, карты, материалы интерактивного учебного пособия. Личностные: осознание значимости данной работы, для развития собственной личности. |
||
Формулирует задание по работе с учебником, определение экономической роли леса | Работают со схемой в учебнике, отвечают на вопросы | |||
Формулирует задание:
В областях какого климатического пояса расположена большая часть лесной зоны? |
Работая с атласом, отвечают на вопрос и ответ записывают в тетрадь. | |||
Учитель говорит по теме урока: леса в нашей стране образуют две природные зоны: тайгу и смешанные и широколиственные леса.
Вопрос учащимся: Скажите, в чем основное различие этих лесов? |
Отвечают на вопросы, ведут беседу | |||
4. Первичное закрепление полученных знаний | Учитель дает небольшой тест в Google форме ( в конце урока) https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLScEoYv2QNkQM3qvlviilWZNDsiNKSRbZ9eF2GsLPZasGDTikg/viewform?usp=sf_link | работают с тестом | Познавательные: умение анализировать информацию: анализировать текст, карты, материалы интерактивного учебного пособия. | |
5. Рефлексия | 5 | «Все в твоих руках» Чему ты научился? | Учащиеся пишут в чат чему они научились | Личностные: умения оценивать свою работу на уроке. |
5. Домашнее задание | 2 | § 33, подготовить эссе «Как нам сохранить «зелёное золото» России?». | Ученики записывают домашнее задание в дневники, задают вопросы учителю. | Личностные: умение самостоятельно организовать повторение |