автор: Ильина Надежда Алексеевна
учитель МБОУ “Кольцовская СОШ”
Русские народные женские головные уборы
Презентация русский головной убор
План – конспект урока
Учитель: Ильина Надежда Алексеевна
Предмет: Технология
Класс: 5 – 6 (девочки)
Дата проведения: 18.10.2022
Урок: 14
Тема урока: «Русские народные головные женские уборы»
Тип урока: комбинированный
Вид деятельности: индивидуальная, групповая
Цель урока: Знакомство обучающихся с художественным и символическим значением русского женского головного убора
Планируемые результаты:
образовательные: познакомить учащихся с русскими народными женскими головными уборами – кокошником, сорокой, очелью, кикой, русским платком и особенностями их изготовления и применения;
развивающие: развивать эстетические чувства (чувство цвета, чувство формы, чувство композиции, художественный вкус и творческое воображение; прилежность и аккуратность в работе; умение объективно оценивать выполненные работы; обучение изготовлению русского головного убора – очелье.
воспитательные: воспитывать патриотические чувства, уважение к национальным традициям, интереса к национальному прошлому своего народа, чувство гордости и любви к Родине.
Дидактический материал: образцы русских народных женских головных уборов, иллюстрации народных костюмов, репродукции “Русские женские головные уборы”, ножницы, плотная ткань – габардин, тесьма, бусины, иголка, нитки, атласные ленты.
Оборудование: Компьютер, проектор с экраном.
План урока.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организационный момент | Приветствие, настрой на урок |
2. Изучение нового материала | Заслушивание рассказа учителя, просмотр мультимедийной презентации |
3. Практическая часть урока | Учащиеся создают русский женский головной убор – очелье |
4. Подведение итогов | Радость от полученного результата |
Ход занятия
Организационный момент.
(Приветствие учителем учеников).
Педагог: «Ребята, сегодня вы очень красивые, нарядные и аккуратные.
– Что вы чувствуете, когда на вас одеты красивые платья, яркие кофты, модные костюмы? (высказывания детей).
Верно, мы чувствуем себя очень удобно, наша одежда современная, красивая.
– А какая национальная одежда есть у нашего русского народа?
(Предполагаемые ответы детей: сарафан, рубаха, передник)
На улице мы с Вами еще надеваем головные уборы. Назовите их. (Предполагаемые ответы детей: шапка, берет, кепка и т.д.)
А вот интересно, какие головные уборы носили наши предки на Руси много-много лет назад? И какое символическое значение имел русский женский головной убор? Хотели бы вы, ребята узнать? (Да).
Тогда без путешествия в прошлое нам не обойтись. Мы отправляемся в древнюю Русь, и узнаем, о старинных русских головных уборах, символе русского традиционного костюма.
(Дети садятся за столы)
Педагог: Включим волшебный экран, который поможет переместиться в прошлое.
(На экране размещён иллюстративный материал презентация «Русские народные женские головные уборы».)
Вступительная беседа.
Давно и хорошо всем известно, что при первом знакомстве человека оценивают не столько по уму и характеру, сколько по внешности. Красота и аккуратность одежды, головного убора, прически, подчеркивающие лучшие качества обладателя, – все это с древности являлось визитной карточкой, по которой судили.
Одним из главных элементов костюма с древности являлся головной убор. Кроме своего главного назначения – сохранять голову в тепле, он выполнял ритуальную и различительную функции. Возможно, в те времена и появилась поговорка “По Сеньке и шапка”.
По тому, что носила на своей голове женщина, можно было определить ее возраст – совершеннолетняя или нет, замужем или просватана, в какой местности проживает.
В каждой работе художника мы видим русских красавиц в великолепных нарядах и роскошных головных уборах, которые подчеркивают очаровательную нежность и трогательную красоту женских лиц.
Характерным признаком девичьего головного убора была открытая макушка. Женщины полностью прятали волосы под головным убором, т.к. по старинным обычаям показывать их было нельзя.
Все головные уборы и прически условно можно разделить на две части по времени их возникновения в России: до петровской поры и после.
На Руси говорили: “На парне да на мужике все та же шапка; а девка простоволоса, женка покрыта” (из словаря В.И.Даля). Так издревле все женские головные уборы были разделены на девичьи и для замужних женщин. До замужества головной убор не закрывал макушки его обладательницы, оставляя открытыми волосы.
С детства девочки носили на голове простые тесемки, сделанные из материи.
Рассмотрим некоторые виды головных уборов.
Очелье – это надеваемая на лоб твёрдая повязка, которая удерживает от попадания в глаза волос челки и висков. Она может быть изготовлена из бересты, кожи, луба, ткани, металла. Очелья были атрибутами представителей любого сословия, возраста и пола.
Если рассматривать структуру слова, то оно как бы стоит из двух частей: «О» и «Чело». Круглая буква «О» символизирует окружность головы. Слово «чело» — архаизм, в древние времена так называли голову человека. На современный русский язык это сочетание можно перевести как «вокруг головы».
В наши дни славянское очелье становится очень популярным аксессуаром. Сегодняшние очелья на голову различают по одному из трех видов крепежа, используемого в процессе изготовления: резинка, пуговица или завязки.
В чем заключался сакральный смысл очелья?
По поверьям древних славян, злые духи приникают в человека через незащищённые места тела. Поэтому особое внимание уделялось защите пояса, рук и головы. Тело защищало рубашка или платье с вышитыми на них обережными символами, на запястья рук надевали браслеты, защитой для шеи служило ожерелье, а лоб защищало очелье, оно играло роль главного рубежа в защите от злых духов.
Очелье – это часть головного убора, которая прикрывает лоб, чело (отсюда и название). Иногда это просто повязка вокруг головы, прикрывающая лоб. Молодые девушки и мужчины, которые не носили головных уборов, одевали очелье в виде повязки, а замужние женщины носили очелье в виде части кокошника.
Когда девушка выходила замуж, менялся и её головной убор, как и причёска. До свадьбы девушка носила одну косу, после замужества, заплетала две косы.
Особенно торжественный, праздничный головной убор – коруна. Это не только красивое украшение и довершение образа всего наряда девушки, но и демонстрация потенциальным женихам достатка рода будущей жены. Распространение этого вида венца весьма широко.
Изготавливали коруну на каркасе из металлической проволоки, декорировали золотным шитьем и бисером, как белым, так и цветным, применялся и галунный стеклярус. Узор выкладывался белью, по ней сажался жемчуг или бисер.
Повойник – (от слова повивать) — старинный русский головной убор замужних женщин, главным образом крестьянок, чаще всего платок, полотенце, повязанные поверх другого головного убора.
Русский платок – Повязывался, чтобы скрыть волосы, также одевался поверх другого головного убора
Сорока— старинный русский головной убор молодых замужних женщин, который нередко был и свадебным. Его носили только по большим праздникам до рождения первого ребенка.
Кокошник – был одним из самых распространенных русских головных уборов. И в наше время он является символом русского женского национального костюма.Долгое время кокошник был частью не только народного костюма, его носили царицы, боярыни и боярышни. Само слово “кокошник” происходит от славянского “кокош”, обозначавшего курицу (древнерусский “кокошь” – курица-наседка)
Формы и украшения кокошника всегда были разнообразны. Богато расшитый бисером, золотыми нитями, жемчугом, бусами, драгоценными камнями и обшит дорогими тканями, этот головной убор изготавливался мастерицами — “кокошницами”.Коруну и венец часто путают с кокошником. Давно известно, что в течении жизни, переходя из одного социального статуса в иной (например, становясь мужней женой).
Итак, главное их отличие:
- кокошник убор замужних женщин, коруна и венец – девочек и девушек;
- незамужние носили одну косу и для их головного убора (коруна и венец) всегда характерна открытая макушка, волосы были на виду. Замужние же заплетали две косы, и кокошник скрывал эти косы (волосы) полностью.
это девичий – дозамужний убор который волосы оставляет открытыми! А кокошник – свадебный головной убор, который уже закрывает волосы. И именно его потом носит замужняя женщина по праздникам и торжествам.\
Головной убор составлял важную часть женского русского костюма, он издавна считался оберегом от злых чар.
. Кичка, кика – это нарядный головной убор, который отличается разнообразием и декоративностью решения. В основном их изготавливали изо льна или парчи, а также украшали позолоченными или серебряными нитями
Спасибо за внимание.
Практическая часть.
Педагог: Ребята, на прошлом уроке мы делали с вами заготовки, но я вам не говорила, что именно мы будем делать, сегодня мы с Вами будем изготавливать русский головной убор – очелье и украшать его.
Давайте вспомним, что мы делали на прошлом уроке:
- Сделали шаблон (лекало) нашего изделия
- Вырезали по шаблону из ткани – габардин основу для очелья (лицевую и заднюю часть)
- Сшили обе части изделия вместе с лентами по бокам для завязки. Всё делается аккуратными мелкими стежками швом вперед иголкой.
Последовательность работы на уроке над очельем на уроке.
1) Повторить технику безопасности при работе с ножницами:
- вырезать осторожно, аккуратно,
- не размахивать ножницами,
- передавать друг другу вперёд кольцами, а не лезвиями
- не брать ножницы за лезвия
2) Приступаем к самостоятельному украшению головного убора – очелье. (Во время работы педагог внимательно следит за процессом, оказывает необходимую помощь)
Подведение итогов работы. Оценка за урок.
Педагог: Вот и подошло к концу наше занятие.Давайте оценим работы. Какие работы заслуживают оценки 5, какие 4? Почему? Прокомментируйте свое мнение.
Рефлексия.
– Так что такое очелье? (Предполагаемые ответы детей: русский женский головной убор)
– Кто его носил на Руси? (Предполагаемые ответы детей: незамужние девушки)
Педагог: Ребята, вы работали замечательно! Благодарю всех за прекрасно выполненную работу. До следующей встречи!