“Использование активных методов обучения в образовательном процессе дошкольного учреждения”

автор: Тиунова Ирина Валентиновна

воспитатель МДОУ детский сад “Сказка” города Надым

“Использование активных методов обучения в образовательном процессе дошкольного учреждения”

 

Тема опыта: Использование активных методов обучения в образовательном процессе дошкольного учреждения.

Сведения об авторе опыта: Тиунова Ирина Валентиновна, муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка» г. Надыма», образование — высшее, Николаевский государственный педагогический университет, квалификация «Учитель – начальных классов», специальность «Педагогика и методика начального образования», первая квалификационная категория.

 

«Мы не можем решить наши проблемы тем же самым мышлением, 

которым создали их». 

А. Эйнштейн. 

Введение. Помните, как в школьные годы Вам нравилось играть с друзьями во дворе или на переменках, и как огорчала необходимость читать серые скучные учебники и запоминать придуманные взрослыми длинные заумные фразы? Откроем маленький секрет – сегодня ничего не изменилось, и дети точно так же хотят играть и не любят заниматься навязанными им взрослыми непонятными и неинтересными делами. Детям не нравится неподвижно и молча сидеть на занятиях, запоминать огромную массу информации и затем пытаться непонятно для чего ее пересказывать. 

Возникает резонный вопрос – почему же мы продолжаем использовать те самые методы обучения, которые вызывали скуку и раздражение у нас, почему ничего не делаем для изменения этой ситуации? Образовательный процесс ДОУ должен исходить из интересов детей, перспектив их развития, признавать за ними право на выбор. Одним из показателей преобразований, происходящих в дошкольном образовании, является переход на активные методы обучения. Внедрение активных методов обучения – одно из важнейших направлений совершенствования образовательного процесса ДОУ. Общепринятого определения понятия активные методы обучения (АМО) пока нет. В глоссарии федерального портала «Российское образование» сказано: А-активные М-методы О- обучения — это методы, стимулирующие познавательную деятельность. Технологии АМО снимаются рамки принуждения к обучению – эффективное, насыщенное, полноценное, качественное обучение становится выбором самого ребенка.  Активное обучение направлено главным образом не на изложение воспитателем, готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение дошкольниками знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

Главными характеристиками выпускника дошкольного образовательного учреждения являются его компетентность, познавательная активность, инициативность, любознательность и т. д.    Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.

Условия, при которых создавался опыт. Опыт работы, посвященный проблеме использования активных методов обучения в образовательном процессе дошкольного учреждения, возник и развивается в настоящее время в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад «Сказка» г. Надыма» с сентября 2015 года. В результате изучения методической литературы перед нами встала проблема использования активных методов обучения в работе и возникла идея применения технологии АМО в образовании дошкольников. Предлагаемый опыт, направлен на развитие разнообразной мыслительной и практической деятельности, творческих способностей, поможет воспитателям стимулировать познавательные интересы и самостоятельную деятельность детей, изменит их отношение к непосредственно образовательной деятельности, окажет положительное влияние на уровень развития творческого воображения.

Теоретическая база опыта. В своей работе мы опирались на научно-методологические исследования отечественных педагогов и психологов: А.М. Матюшкина, М.И. Махмутова, М.М. Леви, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева, В.В. Давыдова и др. Но данные исследования по активным методам проводились, прежде всего, на материале школьного обучения, что затруднило внедрение активных методов в дошкольное учреждение, так как требовалась определенная адаптация для теории активных методов обучения к дошкольному образовательному процессу. Активные методы обучения предполагают использование такой системы методов, которая направлена главным образом, не на изложение педагогом готовых знаний и их воспроизведение, а на самостоятельное овладение дошкольниками знаний в процессе активной познавательной деятельности.

Актуальность и перспективность опыта. Разработка и внедрение активных методов обучения представлена в разных областях научного знания и исследована многими педагогами и психологами, но недостаточно изучено использование активных методов обучения в условиях дошкольного образования, что предопределило актуальность данной темы.

Новизна опыта. Главная ценность опыта в том, что он дает образцы педагогической гибкости, прозорливости, умения применить общие правила к конкретной ситуации, находить нестандартные решения в непрестанно меняющихся условиях. Кроме того, образовательный процесс осуществляется в эмоционально комфортной мотивирующей, творческой обстановке, что способствует развитию мыслительных операций и социализации воспитанников.

Цель. Создание системы работы по внедрению в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения технологии АМО.

Результативность опыта. Подводя итоги по данной проблеме в работе с детьми можно отметить положительную динамику роста высокого и среднего уровней развития познавательной активности. При работе над темой были созданы следующие материалы: электронный накопительный сборник по теме «Активные методы обучения», картотека активных методов обучения «Шкатулка активных методов», проекты по использованию технологии АМО в образовании дошкольников.

Основные выводы. Использование активных методов обучения в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения способствуют созданию в образовательной деятельности с дошкольниками благоприятной атмосферы для работы, развитию мотивации к познавательной деятельности.

 

“Использование активных методов обучения в образовательном процессе дошкольного учреждения”
Пролистать наверх