Н.В. Гоголь повесть «Тарас Бульба». Запорожская Сечь. Её нравы и обычаи.

Автор: Липчанская Снежана Ивановна

учитель русского языка и литература “МАОУ “”Викуловская СОШ №2″”-
отделение Нововяткинская школа-детский сад”

Н.В. Гоголь повесть «Тарас Бульба». Запорожская Сечь. Её нравы и обычаи.

7 класс

Тема. Н.В.Гоголь повесть «Тарас Бульба». Запорожская Сечь. Её нравы и обычаи.

Цель: 1.  деятельностная: создание условий для усвоения темы;

-создание ситуации успеха;           

– развитие готовности мышления к осознанию и усвоению новых способов  деятельности;                    

       – обучение индивидуальной рефлексии достижения цели;           

       – развитие навыков самоконтроля;         

       – развитие схематичного мышления.

  1. содержательная:   – формировать умение анализировать текст художественного произведения; 

– развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев – обобщать, делать выводы;                               

– показать роль Запорожской Сечи в становлении личности, проводя аналитическую работу, сопоставительный анализ;

– учить работать с текстом повести и дополнительной литературой. 

– учить сжато излагать повествовательный текст. 

Тип урока.  Урок открытия нового знания

 

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1.Мотивация познавательной деятельности Приветствие. Проверяет готовность учеников к уроку 

– Назовите автора произведения «Тарас Бульба».

– Где родился и вырос Н.В. Гоголь?

– К какому жанру относится произведение «Тарас Бульба»?

– Какова основная тема повести?

– Назовите главных героев произведения.

– Где и когда происходит действие повести?

Ученики  проверяют  свою готовность к уроку.

Слушают учителя. 

Рассматривают портрет Н.В.Гоголя

2.Актуализация необходимых знаний  Эпиграф к уроку:                 

Так вот она Сечь! Вот то гнездо,
откуда вылетают все те гордые
и крепкие, как львы! Вот откуда
разливается воля и казачество на всю Украйну!

                                                   Н. В. Гоголь «Тарас Бульба»

Предлагаю вам восстановить текст, который поможет нам выяснить, что является самым дорогим в жизни запорожских казаков.(презентация)       

 Восстановите текст. «Ваша нежба – чистое …       да    добрый … .
…. – вот ваша матерь!   

…. – вот где наука, так наука!                Там вам школа».

  1. Читают эпиграф.  Анализируют.  Обсуждают проблему в форме дебатов. Слушают ответы одноклассников.
  2. Выполняют задание.  Проверяют 
  3. «Ваша нежба – чистое поле     да    добрый конь.
    Сабля – вот ваша матерь!
    Сечь– вот где наука, так наука!
    Там  вам школа».
  1. 3. Мотивация познавательной деятельности. 
Как можно сформулировать тему нашего урока? Сегодняшний урок по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» мы посвящаем теме «Запорожская Сечь на страницах повести». Запорожская Сечью. Её нравы и обычаи. (презентация) Назовите ключевые слова в теме. (нравы, обычаи; Сечь, козак)

1 группа – в словаре Ожегова – нравы, обычаи.

2 группа – в энциклопедии История России – значение слов казак и Сечь.

Каковы же будут цели сегодняшнего урока? (слайд)

  • познакомиться со своеобразным укладом жизни Запорожской Сечи в повести «Тарас Бульба»;
  •  раскрыть мастерство Н. В. Гоголя в  изображении природы.
Языковед по словарю Ожегова 

Значение слов Нравы и Обычаи

История появления слова Козак Сечь.

Записывают в тетрадь

4.Открытие нового знания

 Комментированное чтение Организация познавательной деятельности.

 Технология мастерской – работа в группе, обобщение, рефлексия. (особенности технологии- внимание к деталям «деталь» – «вопрос» – «проблема»).

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо».

Итак, сегодня нам предстоит большая и важная работа, в процессе которой мы должны будем выяснить, какое значение имела Запорожская Сечь в воспитании различных качеств этих гордых и крепких, как львы, людей, готовых в любую минуту встать на защиту Родины. А для этого нам нужно узнать, каков был жизненный уклад этой казачьей вольницы, какие законы существовали здесь. В результате нашего разговора мы должны прийти к выводу, в чем важность данной темы в наше время.

Итак, мы оставили наших героев в тот момент, когда они едут по приднепровской степи, приближаясь к Запорожской Сечи.  Великолепно описание степи. Сейчас мы его прочитаем. (стр.170) Слайд

– Как называется описание природы в художественном произведении? (пейзаж)

1) Как описывает Гоголь степь, с чем сравнивает, какие эпитеты подбирает? 

    (Зеленая, девственная пустыня; зелено-золотой океан).

2) Что подчеркивается словами «пустыня», «океан»?

    (Огромные, неизмеримые пространства).

3) Кроме зеленого, есть ли другие цвета в описании степи?  (Да).

4) Найдем предложение, в котором говорится об этом.

   («Вся поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов»).

    Какие художественные средства используются здесь писателем?

   (Метафора, гипербола)

5) Николая Васильевича можно назвать мастером в передаче цвета, мастером, который создает удивительную по яркости картину, передающую всё многоцветие степи. Какие цвета встречаются в описание степи?(Голубой, синий, лиловый, желтый, белый)

6) А какие звуки можно услышать в степи?

   (Птичьи свисты, крик гусей, взмах крыльев)

7) Чувствуем ли мы в этом описании отношение автора к степи, в каких строчках?

   (Чувствуем любование, восхищение писателя).

Зачем, по вашему мнению, Н.В. Гоголь ввел описание степи в повесть о Тарасе Бульбе? (автор создает определенное настроение – связывает два мира: дом Тараса Бульбы и Запорожскую Сечь, подготавливая читателя со встречей с запорожцами – вольными и гордыми людьми).

При работе особое внимание обращается на художественную деталь, способную выделить проблему.

Приобретается навык работы с информацией через чтение и письмо.

Исследуя средства языковой художественной выразительности, ученики делают вывод об отношении автора к степи , о важной роли детали, о роли языковых особенностей для правильного восприятия, глубокого эмоционального воздействия на читателя.

5.Первичное закрепление, воспроизведение и коррекция опорных знаний Прежде чем начнем работать с текстом повести, необходимо познакомиться с историей Запорожской Сечи, о причинах ее возникновения. и ответить на вопрос: с какой целью была создана Запорожская Сечь? Это задание для 1 группы. (учебник истории России и Энциклопедия)

-А 2 группа исследует картины Ильи Репина и Александра Бубнова и расскажут как выглядели казаки, найдут сходство с героями повести. Что хотел сказать художник, изображая казаков на этой картине? Каким настроением пронизана картина?  Как вы думаете, есть ли что-то общее в представлениях Репина и Гоголя о запорожцах?      Послушайте фрагменты из писем Репина: «Веселый народ… Недаром про них Гоголь писал, все это правда! Чертовский народ! Ни кто на всем свете не чувствовал так глубоко свободы, равенства и братства! Во всю жизнь Запорожье осталось свободным,  ничему не подчинилось…»

Время – 3 минуты.

Слушают сообщение историков, искусствоведов смотрят презентацию, отвечают на вопрос 
7 . Работа с текстом повести.  Просмотр фрагментов фильма Каков же образ Сечи в повести Гоголя? Снова обратимся к тексту. 

1) Какая картина предстала перед глазам путников, приблизившихся к Запорожской Сечи? Стр. 173

Пересказ эпизода «Запорожец на дороге».

2) Что ещё видят казаки, что привлекает их внимание? 

Видео эпизода «Поселение казаков».

3) В каких словах мы чувствуем отношение автора к Запорожской Сечи? Какое чувство вкладывается в эти слова?

Далее перед глазами прибывших опять интересная картина: залихватский танец, стр. 174. в котором участвуют и старые, и молодые  казаки. 

Нравы и обычаи запорожской Сечи.

 Задание 1 группе: нравы запорожцев. Какие люди жили в Сечи? Их нрав, характер. Обычаи, законы, правила, по которым жили запорожцы. Как жили запорожцы?

Задание 2-й группе: Найти доказательства верности товариществу, силы товарищества, веры в товарищество. Подумать над вопросом: как Гоголь относится к идее товарищества.

Первый бой под Дубно. Стр.178  Поддержка пленного куренного атамана Хлиба. Казаки подхватывают эстафету боя, не оставляют неотомщенной смерть товарища. Отступление от законов братства, стремление к личному обогащению – ведёт к смерти – гибель куренного атамана Бородатого.

Стр.196, 199,200 Второй бой под Дубно. Удивление иноземного инженера слаженности действий казаков. Видя смерть  друзей, «как же вскинулись казаки! Как схватились все!»

Мосий Шило перед смертью прощается с товарищами.

Перекликаются в бою казаки:

– Есть ещё порох в пороховницах? Не ослабела ли казацкая сила? Не гнутся ли казаки?

– Есть…не ослабела…не гнутся.

Умирая, прославляют своё Отечество, неразрывно связанное в их сознании со святой Православною верою.

Какие ещё правила Запорожской Сечи описаны в повести? Описывая политическое устройство Сечи, Н.В.Гоголь подчёркивает демократизм казачьего общества. Народ сам избирает правителей. Воинская служба – это не принуждение, а добровольное служение своему Отечеству. Это зов сердца. Сечь сурово карает за нарушение её законов, законов свободного народа. Общество, где нет неравенства, рабства, где люди свободны, должно быть нравственным, здесь нет оснований для вражды, здесь высока общественная мораль, именно это общество рождает героические характеры. 

Гоголь дает в повести три определения Запорожской  Сечи: 

1. «Вот то гнездо, откуда вылетают все гордые и крепкие , как львы! Вот откуда разливается воля и козачество на всю Украйну!» (глава 2). 

2. «Вся Сечь представляла собой необыкновенное явление. Это было какое-то беспрерывное пиршество, бал, начавшийся шумно и потерявший конец свой» (Глава 3). 

3. «Эта странная республика была именно потребностью века». «Своевольная республика». (3 глава). 

Чем можно обосновать каждое из них?

Работа по группам. (Ученики работают по группам)

Выводы учеников:

  1. Сечь названа Гоголем гнездом вольности, потому что она объединяет людей, для которых смысл жизни заключается в боях за свободу, их звали просторы, чистое поле да добрый конь. Они не привязаны к земле и семье, для них семья – казацкое товарищество и братство, за которое они готовы погибнуть. Это товарищество для них – воплощение  родины. Поэтому без колебания они отдают за него свои жизни.
  2. Но казаки умеют не только сражаться, но  их гульба тоже является признаком  широкого размаха души. Между походами казаки пировали и веселились. Казалось, что это круг старых друзей, которые весело болтают, вспоминают прежние походы, Их рассказы смешны и никого не оставляют равнодушными. Ини любят танцевать, танцы веселы, заразительны, им казаки отдаются всей душой. Также они любят охотиться и скакать по степи. От всех занятий и развлечений веет удалью, бесшабашным весельем. Но эти промежутки между походами очень коротки.
  3. И в пиршестве, и в бою  Запорожская Сечь остается республикой. Власть принадлежит выбранным на определенное время людям. Сечь состояла из шестидесяти с лишком куреней, которые очень похожи на независимые республики. Куренного атамана называли батькой. У него были деньги всех казаков, одежда, харчи, топливо, Во главе республики стоял кошевой атаман, который выбирался казацкой радой. Каждый мог высказать свое мнение. Ему беспрекословно подчинялись только во время военных походов. А в другое время с ним могли спорить и не соглашаться.  Не все идеально в этой республике, иногда поддается эмоциям, поэтому и называет  Гоголь ее «странной, своевольной».

Учитель предлагает сделать самостоятельный вывод по теме. 

  • К чему подводил нас   Гоголь, рассказывая о законах и нравах Сечи? 

(Для автора главное – святость товарищества, ответственность перед обществом) 

Запорожская вольница, непритязательный быт, разгульные обычаи, строгие законы закаляли и воспитывали казаков. Они становились храбрыми и бесстрашными, выносливыми и умелыми, защитниками веры и своего народа. 

Д\З Письменно ответить на вопрос:  Какая же она, Запорожская  Сечь? Чему она нас учит? (5-7 предложений с цитатами). 

Просматривают фрагменты фильма.

Придумывают, описывают герб З.С.

Отвечают на вопрос.  Что меня привлекает в жизни Запорожской Сечи и что отталкивает? 

8.Коллективная работа. Составить синкквейн. Составить синкквейн.

Козак                                               Запорожская Сечь

1.мужественный, свободный

2.защищает, дружит, убивает

3. Защитник веры, своего народа

4. Богатырь

Работают вместе над синквейном 
9. Рефлексия.Подведение итогов урока с использованием приёма «Свободный микрофон» Учитель предлагает сделать самостоятельный вывод по теме. 

 К чему подводил нас   Гоголь, рассказывая о законах и нравах Сечи? 

(Для автора главное – святость товарищества, ответственность перед обществом) 

Запорожская вольница, непритязательный быт, разгульные обычаи, строгие законы закаляли и воспитывали казаков. Они становились храбрыми и бесстрашными, выносливыми и умелыми, защитниками веры и своего народа. 

Каждый высказывает своё мнение. Делают вывод по уроку. (Технология личностно-ориентированного подхода) Учащиеся самостоятельно делают вывод о том, что в повести поднимаются проблемы милосердия, любви, верности, преданности.

Совместная развивающая деятельность учителя и учащихся, скрепленная взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом произведения.

 


  • Назовите автора произведения «Тарас Бульба».
  • Где родился и вырос Н.В. Гоголь?
  • К какому жанру относится произведение «Тарас Бульба»?
  • Какова основная тема повести?
  • Назовите главных героев произведения.
  • Где и когда происходит действие повести?

1 группа: Причины возникновения запорожской Сечи. Устройство Запорожской Сечи. 

С какой целью была создана Запорожская Сечь?

2 группа: Что хотели сказать художники, изображая казаков на этих картинах? 

Каким настроением пронизаны полотна?  

Как вы думаете, есть ли что-то общее в представлениях Репина и Гоголя о запорожцах?

(фрагменты из писем Репина: «Веселый народ… Недаром про них Гоголь писал, все это правда! Чертовский народ! Ни кто на всем свете не чувствовал так глубоко свободы, равенства и братства! Во всю жизнь Запорожье осталось свободным,  ничему не подчинилось…»)


Илья Репин, автор картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», создал яркие, живые впечатления о казачьей вольнице, славных, удалых людях.

В «Запорожцах» Репину удалось, используя исторический сюжет, показать раскрывшиеся народные силы. В основе картины – историческое событие. 

Композиция картины представляет зрителю тесную, сплоченную группу людей, единую в своих помыслах и делах. Невольно вспоминаются строки из гоголевского «Тараса Бульбы»: «Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в русской земле, не было таких товарищей». И то, что рамки картины произвольно срезаны, создает впечатление, будто и за пределами холста продолжается красочная, бурная жизнь запорожцев. Это впечатление усиливает прокопченная дымом костров даль, в которой угадываются бесчисленные казацкие курени, кони, люди, обозы… Раскрывая идейную суть своей картины, Репин писал: «Наше Запорожье меня восхищает этой свободой, этим подъемом рыцарского духа. Удалые силы русского народа отреклись от житейских благ и основали равноправное братство на защиту лучших своих принципов…»

 

Рассмотрите картину А. Бубнова «Тарас Бульба и его сыновья в степи». Какой момент в повести может проиллюстрировать эта картина?

На этой картине изображен главный герой – Тарас Бульба и его сыновья. Они едут в Запорожскую Сечь. 

 В центре картины – казаки. Они привлекают наше внимание своими фигурами – крепкими, ладными. Центральная фигура – Тарас Бульба. Это пожилой казак на могучем коне черной масти. Одет в традиционную одежду казака яркой, броской расцветки. Он вооружен. Рядом с ним – фигура Остапа. Он на рыжем коне, в темной одежде. В руке у него пика. Он готов в любой момент вступить в бой. Чуть в стороне – младший сын Тараса – Андрий. Он в более нарядной одежде, чем его старший брат. Видно какое-то щегольство в его манере одеваться. У него светлый конь. В руке у него пика, но она немного опущена, и кажется, что молодой казак о чем – то задумался, загрустил, потому и опустил свое оружие. На картине изображена степь летом –  высокие пестрые травы, еще не выжженные солнцем. И художник показывает их высокими, чуть ли не в рост коней, и использует самые разные яркие краски: желтые, зеленые, оранжевые, красные. И над этой степью – светло-голубое, бескрайнее, безоблачное небо.

 

 Гоголевские герои напоминают  былинных богатырей. Они, как Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович  и другие богатыри, служат Родине, стоят на рубежах  Русской земли и не допускают на нее врага, в сражениях с ним проявляют героизм и силу. 

 

Задание 1 группе: нравы запорожцев. Какие люди жили в Сечи? Их нрав, характер. Обычаи, законы, правила, по которым жили запорожцы. Как жили запорожцы?

 

Задание 2-й группе: Найти доказательства верности товариществу, силы товарищества, веры в товарищество. Подумать над вопросом: как Гоголь относится к идее товарищества.

 

Первый бой под Дубно. Стр.178  Поддержка пленного куренного атамана Хлиба. Казаки подхватывают эстафету боя, не оставляют неотомщенной смерть товарища. Отступление от законов братства, стремление к личному обогащению – ведёт к смерти – гибель куренного атамана Бородатого.

 

Стр.196, 199,200 Второй бой под Дубно. Удивление иноземного инженера слаженности действий казаков. Видя смерть  друзей, «как же вскинулись казаки! Как схватились все!»

Мосий Шило перед смертью прощается с товарищами.

Перекликаются в бою казаки:

– Есть ещё порох в пороховницах? Не ослабела ли казацкая сила? Не гнутся ли казаки?

– Есть…не ослабела…не гнутся.

Умирая, прославляют своё Отечество, неразрывно связанное в их сознании со святой Православною верою

 

Гоголь дает в повести три определения Запорожской  Сечи: 

  1. «Вот то гнездо, откуда вылетают все гордые и крепкие , как львы! Вот откуда разливается воля и козачество на всю Украйну!» (глава 2). 
  2. «Вся Сечь представляла собой необыкновенное явление. Это было какое-то беспрерывное пиршество, бал, начавшийся шумно и потерявший конец свой» (Глава 3). 
  3. «Эта странная республика была именно потребностью века». «Своевольная республика». (3 глава). 

 

Чем можно обосновать каждое из них?

 

Гоголь дает в повести три определения Запорожской  Сечи: 

  1. «Вот то гнездо, откуда вылетают все гордые и крепкие , как львы! Вот откуда разливается воля и козачество на всю Украйну!» (глава 2). 
  2. «Вся Сечь представляла собой необыкновенное явление. Это было какое-то беспрерывное пиршество, бал, начавшийся шумно и потерявший конец свой» (Глава 3). 
  3. «Эта странная республика была именно потребностью века». «Своевольная республика». (3 глава). 

 

Чем можно обосновать каждое из них?


   

«Ваша нежба – чистое …       да    добрый … .
…. – вот ваша матерь!   

…. – вот где наука, так наука!                Там вам школа».

   

Восстановите текст.

«Ваша нежба – чистое …       да    добрый … .
…. – вот ваша матерь!   

…. – вот где наука, так наука!                Там вам школа».

Н.В. Гоголь повесть «Тарас Бульба». Запорожская Сечь. Её нравы и обычаи.
Пролистать наверх