Программа психолого- педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов

автор: Медведева Оксана Геннадьевна

педагог – психолог МКОУ “Итатская коррекционная школа – интернат”

Программа психолого- педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов

 

 

 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Итатская  коррекционная школа – интернат»

(МКОУ «Итатская коррекционная  школа – интернат»)

Программа психолого- педагогического сопровождения

обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов

Разработала:  педагог-психолог 

Итатский, 2021

 

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. 1.  Введение (актуальность данной темы, методологические основы)…………2
  2. Пояснительная записка…………………………………………………………………………4
  3.   Цели и задачи программы. Ожидаемые результаты……………………………..10
  4.   Методы, используемые в работе………………………………………………………….11
  5.   Основные этапы работы по программе……………………………………………….14

6.Форма     контроля     и     оценка    результативности     программы……………………………………………………………………………………………….14

  1.   Оборудование и материалы, используемые для реализации программы…………………………………………………………………………………..15
  2. Психологическое сопровождение………………………………………….16
  3. Основные направления деятельности педагога-психолога в рамках психологического сопровождения…………………………………………….17
  4.   Заключение………………………………………………………………………………………29
  5.   Литература……………………………………………………………………………………….30

 

Введение

В центре внимания всех крупных психологов ХХ столетия была проблема препятствий личностному психологическому росту. Эта проблема напрямую связана с проблемой физического и психического здоровья человека и общества в целом. Процесс самоактуализации может быть ограничен как внешними, так и внутренними факторами. 

Нарушения физического и психического здоровья создают препятствия для самоактуализации индивидуума, ограничивают его личностный рост. 

Инвалидность представляет собой социальный феномен, избежать которого не может ни одно общество, и каждое государство сообразно уровню своего развития, приоритетам и возможностям формирует социальную и экономическую политику в отношении инвалидов. Однако возможности общества в борьбе с инвалидностью как социальным злом в конечном итоге определяются не только степенью понимания самой проблемы, но и существующими экономическими ресурсами. Неуклонный рост числа людей с ограниченными возможностями здоровья, с одной стороны, увеличение внимания к каждому из них — независимо от его физических, психических и интеллектуальных способностей, с другой стороны, представление о повышении ценности личности и необходимости защищать ее права, характерное для демократического, гражданского общества, с третьей стороны — все это предопределяет важность реабилитационной деятельности. 

Реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья — одна из наиболее важных и трудных задач современности. 

цель работы психолога в школе заключается в восстановлении психического здоровья и эффективного социального поведения в рамках объективно существующей среды.

 

Пояснительная записка

   Конвенция ООН о правах инвалидов говорит, что целями реабилитации и абилитации являются достижение инвалидами максимально возможной самостоятельности, а также обеспечение их равноправного участия в жизни общества, полного включения и вовлечения во все аспекты жизни.

   На личностном уровне дети с ОВЗ продолжают испытывать слабую реакцию со стороны общества на их индивидуальные нужды и интересы, острый дефицит человеческого внимания и морально-психологической поддержки в проблемных ситуациях, сложность включения в социальные связи, межличностные контакты и отношения с близкими по интересам и жизненным установкам людьми, ограниченные возможности развития и реализации своего личностного потенциала, творческих способностей, приобщения к культурно-эстетическим ценностям, коллективному досугу, трудности с доступом к информации о своих законных правах, отсутствие достаточных практических навыков самостоятельной жизни в состоянии инвалидности. 

   Предельную тревогу и опасность для общества вызывают поистине катастрофическая динамика роста в последние годы детской инвалидности, в том числе в особенно тяжелых формах, а также социальная неустроенность и неясность жизненной перспективы поколения молодых инвалидов. Именно поэтому    данная программа представляет интерес для психологов, работающих в коррекционных школах.

   Настоящая   программа   предназначена   для   работы   с   детьми   с ограниченными возможностями, посещающими школу от 7 до 18 лет. Данная программа так же может применяться к обучающимся без ограничения по возрасту с психиатрическими диагнозами. Такой широкий возрастной диапазон применения программы обусловлен тем, что при диагностики состояния познавательной сферы у ребенка с патологией развития часто выявляется несоответствие между его психическим развитием и биологическим возрастом.

Контингент обслуживаемых:

  •   дети-инвалиды от 7 до 18 лет;
  •   дети с ОВЗ от 7 до 18 лет;

Школу посещают дети и подростки с дефектами умственного и физического развития от 7 лет до 18 лет с легкой, средней, умеренной степенью  тяжести, тяжелыми и глубокими умственными (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями  (вариант 2).

Содержание и объем работы психолога обусловлено конкретным содержанием реабилитационных программ, в которых, психологическое воздействие и формирование социально-трудовых навыков (совместно с социальным педагогом, администрацией и учителями) составляют единое целое и способствуют конечной цели – интеграции в общество. Итогом работы должна явиться перестройка структуры личности ребенка. Это конечная цель всех программ.

Цель работы с родителями: объединение семей, оказавшихся в тяжёлой жизненной ситуации и создание оптимального психологического климата в семье, формирование позитивного настроения матери и ребенка, предоставление информации о правах родителей, имеющих ребёнка с ограниченными возможностями и многое другое.

Организация деятельности включает в себя следующие направления:

1.Проведение диагностики семьи.

Социальный педагог, психолог проводят обследование семьи, личностных особенностей родителей и семейных взаимоотношений (по запросам) – с целью оказания помощи в решении выявленных проблем.

  1. Лекторий для родителей.

Проводится 1 раз в квартал. Тематика лекториев составляется с учетом пожеланий родителей. 

3.Консультирование родителей.

В школе проводятся индивидуальные и групповые консультации родителей по медицинским, правовым и психолого-педагогическим вопросам. Проводятся по мере обращения родителей.

4.Патронаж (медико-социальный и психолого-педагогический). Проводится с целью проведения консультативных мероприятий    на дому и     оказания помощи родителям в воспитании и развитии детей с ограниченными  возможностями.  Даются       рекомендации,  для проведения определенных мер родителями 

5.Мероприятия по организации досуга с привлечением психолога к совместной работе.

   Развитие больного происходит в ограниченном пространстве, что ведет к формированию эгоцентрических установок, способствует вторичной аутизации. В семье больной ребенок развивается в условиях гиперопеки со стороны родителей, не учитываются его планы, что формирует специфичность личности молодого инвалида.

   Развитие проблемного ребенка и форма имеющегося у него нарушения диктуют специфику работы с родителями. Семья не всегда понимает своеобразие личности ребенка, неадекватно оценивает его возможности, завышая или занижая их. У некоторых родителей отмечается негативное отношение к рекомендациям по воспитанию ребенка, неверие в успех работы с ним. У одних родителей нет желания, у других – нет возможности заниматься с ребенком. Есть родители, которые хотят заниматься с ребенком, имеют условия для этого, но не знают конкретно, что могут и должны делать. 

   Таким образом, коллектив школы делает все возможное, чтобы помочь родителям в нелегком деле воспитания и развития детей, а главное снимает синдром обреченности, безнадежности, содействует осознанию стоящих перед ними восстановительных проблем, способствует формированию чувства уверенности в своих силах.

Адресована педагогам-психологам коррекционных школ. 

Программа составлена с учетом физических, психических особенностей детей с ограниченными возможностями и молодых инвалидов до 18 лет, обучающихся в школе на основе принципов деятельностного и системного подходов, принципа активного привлечения к участию в программе ближайшего социального окружения — родителей, других родственников, педагогов; принципа усложнения, развивающего обучения и др.

В подходе к коррекционно-развивающей работе, реализованной в программе, нашли отражение оптимистические взгляды на возможности развития детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Этим реализуется принцип гуманистического подхода к проблеме социальной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями и молодых инвалидов.

 

Цели и задачи программы. Ожидаемые результаты.

Цели программы:

      В рамках объективно существующей социальной среды способствовать созданию условий для максимального личностного развития и обучения (отношение с миром; с самим собой; совершение значимых жизненных выборов по мере своих возможностей), обеспечение психологической помощи; коррекция и последующее отслеживание негативных проявлений личностных свойств обучающихся; укрепление психического здоровья; интеграция в общество на основе коррекции и компенсации нарушений развития.

Задачи:

  •   проводить совместную работу с администрацией, социальным педагогом, логопедом, направленную на укрепление психического здоровья и реабилитацию учеников.
  •   способствовать формированию установки ответственности родителей(лиц их заменяющих) по отношению к проблемам ребенка в конкретной социальной среде.
  • проведение мероприятий для реализации развития навыков взаимодействия, целеполагания, формирование жизненной перспективы.
  • психологическая работа с микросоциальным окружением ученика на различных этапах психологической работы.
  • психологическое воздействие с целью оптимизации внутрисемейных отношений.
  •   оказывать помощь учителям, администрации школы в создании условий, в рамках которых они могли бы получить профессиональное и личностно значимое для них психологическое знание.

 

Результаты, ожидаемые от реализации программы.

  1. Укрепление психофизического здоровья учеников.
  2.   Изменение стиля жизни.
  3. Помощь в приобретении или изменении полученных учениками навыков межличностных общений.
  4. Развитие    и    коррекция    эмоционально-волевой    сферы. Формирование способности к волевым усилиям, произвольной регуляции деятельности.
  5. Перестройка структуры личности ученика.
  6. Посильная интеграция учащихся в общество.

 

Методы, используемые в работе

Методы работы: Наблюдение,   беседа,   опрос,   наглядный   и   игровой   методы. Использование   данных методов в сочетании друг с другом дает более эффективный результат.

    Занятия  можно проводить в кабинете психолога. При использовании одних методов могут быть противопоказания или ограничения, при применении других – нет никаких ограничений.

Занятия в кабинете психолога помогают совершенствованию активных, самостоятельных двигательных навыков, манипулятивной деятельности, овладению схемой тела, зрительно-моторной координации.

   Методика коррекционной работы основана на постепенном включении сенсорных ощущений, индивидуальности подбора сенсорики. Начинать занятия  следует с тактильных и кинестетических ощущений, поскольку, кожно-кинетическая чувствительность является основой для формирования зрительного и слухового восприятия. Кроме того, кинестетическая чувствительность является основой всех видов движений. В дальнейшем к тактильным ощущениям прибавляем слуховые, зрительные, обонятельные, вкусовые.

   Противопоказаний к занятиям в кабинете психолога практически нет, есть только ограничения, которые определяет врач.

  • При работе с возбудимыми учащимися время пребывания в кабинете должно быть минимальным и минимальной должна быть нагрузка на сенсорику. Нельзя использовать мигающие, сверкающие раздражающие глаз стимулы, а также ритмическую музыку.
  • При работе с тревожными учениками следует исключить резкие переходы от одного стимула к другому.

   Музыка также может является неотъемлемой частью занятий. Положительные эмоциональные переживания во время звучания приятных слуху произведений или звуков природы усиливают внимание, тонизируют ЦНС. Спокойная музыка увеличивает интеллектуальную работу мозга человека и активизирует иммунную систему организма. Переходы от спокойной музыки к тонизирующей способствует регуляции процессов возбуждения и торможения. Сочетание музыки и звуков природы идеально для релаксации. Поэтому целесообразно использование специальных записей, в которых музыка переплетена с шумом воды, ветра, пеньем птиц и т.д. 

   Перечисленные методы вместе с традиционными дают наибольший результат в коррекции. Как уже говорилось ранее, психологическая работа с учеником не означает, что он должен достичь уровня здорового. Коррекция означает, что необходимо социализировать учащегося, т.е. научить его жить в обществе, помочь выбрать профессию, если это необходимо и возможно, в самом тяжелом случае – научить ребенка обслуживать себя.

 

Основные этапы работы по программе

 

  •   Подготовительный этап – включает в себя подробное изучение анамнеза ученика, ситуацию в семье, запрос и жалобы,     условия     воспитания,     специфику    проявления особенностей   развития,   реальные   трудности   и ограничения ребенка и т.д.
  • Этап первичной диагностики – включает в себя получение объективных данных о состоянии тех качеств, свойств и функций,  которые  подлежат  в  дальнейшем  коррекционно-развивающему воздействию. В качестве предмета диагностики могут   выступать:   индивидуальные   особенности   ребенка, специфика  ограничений,  характер  отклонений  в  развитии, личностный ресурс, причина инвалидности и др. показатели.
  • Этап составления индивидуального плана работы и содержания   занятий.   Составляется       на   основе   анализа результатов    наблюдения     за     ребенком, рекомендаций педагогов, и т.д.
  • Этап реализации коррекционно-развивающих мероприятий. Проводится в условиях школы: на занятиях и вне занятий. 
  • Этап заключительной диагностики – целью которого является получение необходимой информации о результатах проведенной работы, тех изменениях, которые произошли в индивидуально-психологических, физических, поведенческих и др. особенностях личности ребенка.

Формы контроля и оценка результативности программы

При поступлении в школу каждый ребенок обследуется специалистами, входящими в состав консилиума школы. 

По результатам обследования на каждого ребенка педагог психолог заводит:

– журнал учета реализации мероприятий ИПРА ребенка – инвалида;

– психолого- педагогическая карта личности обучающегося с ОВЗ, ребенка-инвалида;

– дневник наблюдения за психологическим развитием ребенка- инвалида;

– индивидуальный план занятий с ребенком – инвалидом;

– план по работе с родителями.

 В завершении, по заключению психолого-педагогического консилиума, вносятся рекомендации для повторного курса коррекции при необходимости.

 

Оборудование и материалы, используемые для реализации программы

 

  1. Компьютер.
  2. Мелкий спортивный инвентарь.
  3. Библиотека школы.
  4. Развивающие игры (наборы).

 

Психологическое сопровождение

В настоящее время наблюдается тенденция усиления внимания к особенностям психического, физического, психосоматического развития человека. Обусловлено это прежде всего тем, что постоянно возрастает число детей с парциальными и сочетанными нарушениями психического развития, несформированностью отдельных высших психических процессов, общей незрелостью и недоразвитием или повреждением становления эмоционально-волевой сферы. Такие учащиеся в рамках работы должны становиться и становятся адресатами специальной педагогической, дефектологической, логопедической и психологической помощи. 

Контингент учащихся школы неоднороден по своему
составу. Это большая группа лиц, имеющих в силу различных
причин биологического, генетического, социального и психологического происхождения трудности обучения и адаптации к школе, в частности к социуму в целом. Как правило, ученик имеет целый арсенал трудностей, связанных со всей личностью обучающегося. Поэтому для повышения его адаптивных возможностей, преодоления трудностей в обучении, отставания в развитии требуется всесторонний анализ актуального развития ребенка, учитывающий и ту социально-педагогическую среду, в которой рос ребенок, и те факторы (субъективные и объективные), которые влияют на формирование личности в целом.

Работа психолога с учениками организуется во взаимодействии с другими педагогами и носит многослойный, многоуровневый характер. Содержание работы строится с позиции определения специфики и степени выраженности трудностей у ребенка, а не с позиции разделения по уровню психического развития. Учет вариативности развития детей позволяет обеспечить их специальной адресной психологической помощью.

Необходимо учитывать, что основной контингент обучающихся в школе – дети с ограниченными возможностями (разного типа и генеза), категория инвалидов. Многие не способны обучаться в стандартной образовательной среде, а адаптивная и развивающая среда школы является одним из тех немногих мест, где наши ученики не ощущают себя обособленными от окружающего мира. Соответственно, именно особенности развития их центральной нервной системы, сохранных и нарушенных сторон психики, личности таких детей ложатся в основу определения направления и типа коррекционной психологической работы. 

Все эти аспекты отражаются в специфике психологического сопровождения учеников школы.

 

Основные направления деятельности педагога-психолога в рамках психологического сопровождения

 

Виды деятельности психолога школы развития и коррекции аналогичны тем, которые определяют деятельность педагога-психолога образования. Специфика же проявляется в содержании и процессе реализации каждого из направлений работы.

Изучение личности составляет практическую основу создания стратегии коррекционного воздействия в работе психолога. В рамках деятельности данного вида выявляются особенности познавательного, эмоционально-волевого и личностного развития ребенка, определяются основные направления коррекционно-развивающей работы, профдиагностика а также осуществляются мониторинг развития учеников и оценка результативности коррекционно-развивающих мероприятий.

Специфика диагностической работы связана как с задачами исследования, так и с особенностями развития аномальных учеников. Поэтому изучение личности таких детей направлено, прежде всего, на выяснение структуры и степени выраженности дефекта, а также обучаемости.

При этом применяются такие методы, как изучение документации об обследуемом, наблюдение, беседа, исследование результатов деятельности ребенка.

Диагностическое направление

Цель: получение психологических данных для обеспечения процесса социально-психологического сопровождения.

Диагностические данные обслуживают:

  • определение путей и форм оказания специальной психологической помощи детям;
  • выбор средств и форм психологического сопровождения в зависимости от структуры нарушения деятельности, поведения и психики ребенка.

Полученные данные необходимо представлять в доступной для адресата (специалист, родитель) форме.

 

Остановимся на особенностях диагностической работы со школьниками. Дети, посещающие школу, имеют те или иные трудности
овладения учебными навыками, трудности учета рамок и правил
ситуации общения, характеризуются специфическим профилем развития когнитивных процессов с недоразвитием/повреждением звеньев отдельных функций или другими трудностями – неспособностью к продуктивному взаимодействию с окружающими (аутизация, психопатизация) и др. Поэтому диагностическая работа с учащимися, посещающими школу ставит своей целью скорее определение специфики и степени выраженности трудностей у ребенка, нежели разделение на подгруппы – «психологически благополучных» и «с трудностями обучения и развития». То есть диагностика определяет вариативность развития, выявляет ведущие трудности ребенка в их происхождении и структуре, которые требуют специальной психолого-педагогической работы.

 

Формы диагностической работы:

динамическая диагностика в процессе обучения и коррекционно-развивающих занятий со специалистами;

итоговая диагностика (позволяет определить эффективность работы или выявляет профиль возрастного развития психических функций у ребенка).

В практической работе используются несколько уровней диагностического исследования:

 экспресс-диагностика (выявление общих трудностей, возможных проблемных зон, необходимость сопровождения того или иного специалиста);

 углубленная диагностика (выявление совокупности причин трудностей, более детальное раскрытие проблемы, использование наблюдения за ребенком в различных ситуациях развития);

 на основе углубленной диагностики совместное исследование причин трудностей через анализ и обсуждение в рамках консилиума разных специалистов (учителя-логопеда, психолога, социального педагога).

По результатам диагностики и анализа информации, полученной в ходе взаимодействия с педагогами и родителями, контингент учащихся может подразделяться на группы, со сходными специфическими задачами развития и психологического сопровождения.

Результаты диагностики позволяют провести воображаемое разделение по уровню необходимого психологического сопровождения:

1-й уровень – требуется динамическое наблюдение в течение года, психологическая адаптация детей к ситуации обучения.

2-й уровень – необходимость индивидуальных коррекционных занятий, ориентированных на развитие преимущественно когнитивной сферы или преодоление нарушений эмоционально-личностного развития ребенка. В данном случае может потребоваться краткосрочная индивидуальная работа.

3-й уровень – требуется специальная индивидуализированная программа психологического сопровождения, направлена на корригирование специфических трудностей ребенка с привлечением родителей, других педагогов школы; разработка индивидуальной системы домашних заданий.

Диагностический комплекс, используемый в работе, сформирован из нескольких блоков:

  • Краткое нейропсихологическое обследование 

Цель: обнаружить сильные/слабые стороны ребенка, вскрыть качественную специфику проблем, механизм отставания в психическом развитии. Использование данного комплекса методик позволяет выявить «тонкие» отклонения, особенности деятельности ребенка в соотнесении с работой определенных мозговых структур, функциональной организацией мозговой деятельности.

  • Исследование особенностей эмоционально-волевой сферы, сферы поведения (с модификацией для детей, подростков). 

Цель: выявление состояний тревоги и стресса для определения эмоционально-личностных особенностей клиента, его актуальной проблематики и устойчивых неосознаваемых паттернов реагирования, характер эмоционального отношения лица к другим, особенности образа «Я».

  • Исследование познавательной сферы (диагностика развития когнитивных психических процессов и их звеньев, а именно исследование памяти, внимания, работоспособности и уровня развития мышления).

 Оценка мотивации к учебной деятельности (для подростков профориентация – комплексная оценка мотивационной и личностной сферы учащегося с целью помощи и ориентировании его к обучению в старшей школе по тому или иному направлению либо переходу в среднее специальное учреждение).

Оценка поведения ребенка в процессе непосредственного наблюдения (по критериям «адекватность» и «критичность»).

Диагностический комплекс подбирался с учетом информативности психологических методик, а также их компактности и возможности проведения повторных исследований в динамическом наблюдении.

Ниже приводится психодиагностический комплект для проведения психологической диагностики.

 

Название диагностик Отметка о проведении
Графическая проба
Рисунок человека
Цветовой тест
Исключение   предмета 
Понимание смысла

сюжетных картинок

Классификация предметов
Восприятие    перечеркнутых   изображений
Исключить лишнее
Запоминание 5 слов
Таблицы Шульте
Запоминание 10 слов
Исключение    неподходящего

предмета

Рисунок      человека
Сонди
Тест Люшера
Оценка школьной мотивации

методом беседы

Цветовой тест
Рисуночный тест  «Кактус»

 

Батарея методик выбирается для каждого конкретного случая и в зависимости от запроса.

Поскольку максимальная реализация диагностических задач возможна только при неоднократном проведении психологического исследования, наиболее оптимальными в условиях школы представляются два основных этапа психодиагностики (в начале и конце школьного года). На этих этапах используется единый комплекс методик, изменяются лишь стимульный материал, уровень сложности и объем помощи при сохранении общей направленности заданий. Состав диагностического комплекса каждый год корректируется в соответствии с результатами анализа проведенной работы и перспективными задачами.

На основе данных диагностического обследования заполняются дневник наблюдения за психологическим развитие ребенка- инвалида

 (см. Приложение). Полученные результаты используются в выборе приоритетных направлений психологической коррекции.

Направление «Коррекционно-развивающая работа».

Задача коррекционно-развивающей работы состоит в создании условий для формирования необходимых психических процессов (новообразований, навыков и т. д.) посредством перехода от совместной работы ученика с психологом к самостоятельному овладению навыками и психическими процессами, когда они становятся нужными самому ребенку.

Основная форма организации, коррекционно-развивающей работы педагога психолога являются коррекционно-развивающие занятия по следующим направлениям:

– совершенствование координации движений и мелкой моторики;

– становление коммуникативных навыков;

– развитие познавательных процессов;

– развитие самоконтроля;

– развитие эмоционально – волевой сферы;

– коррекция агрессивного поведения;

– развитие внимания, памяти, мышления;

 

Примерный план коррекционных занятий с детьми инвалидами.

(количество занятий из плана выбираются индивидуально для каждого ребенка инвалида)

Общее количество часов коррекционно-развивающих занятий с учащимся – 30 часов.

Тема занятия Отметка о проведении
1 Приветствие «Как живешь?».
2 Рефлексия «Эстафета дружбы».
3 Мимическое упражнение «Фрукты».
4 Игра «Цветочек и солнышко».
5 Игра «Пиктограммы».
6 Игра   «Тренируем эмоции».
7 Игра “Летает – не летает”
8 Совместная конструктивная деятельность.
9 Пальчиковая игротерапия: “ЦАП!”, “В лес по грибы, Этот пальчик маленький, Нарисуй, Кулачки.
10 Найди отличия.
11 Составь мозаику, Разрезанные картинки.
12 Что изменилось, Чего не хватает.
13 Сколько предметов изображено на картинке.
14 Многоножки, Двуножки.
15 Ловим комаров.
16 Колпак мой треугольный.
17 Слушай хлопки.
18 Лабиринты, Найди дорожку.
19 Графический диктант.
20 Волшебный карандаш.
21 Беседы о школе.
22 Тренинг  «Моё любимое место».
23 Моё любимое занятие.
24 Коррекция восприятия: “Волшебный мешочек”, “Угадай предмет”, “Кто я?”,
25 Покажи нос, Отгадай ребус, Головоломки, Назови предмет.
26 Время суток: утро, день, вечер, ночь.
27 Времена года: Осень “Наступила осень. Листопад”.
28 Зима “Пришла зима. Снежные забавы”.
29 Весна. Капель. Грачи прилетели” “Лето. Поспела земляника”.
30 Игра “Страна эмоций”

 

Коррекционно-развивающая работа проводится по итогам диагностики и одновременно с организацией консультаций педагогов и родителей.

Формы коррекционно-развивающей работы

Индивидуальная коррекционная работа с проблемами эмоционального и личностного развития проходит в кабинете педагога психолога. Кабинет должен быть оснащен всем необходимым оборудованием, для игровой терапии, для арт-терапии и свободного самовыражения ребенка: краски, пластилин, природные материалы.

Такие занятия обеспечивают изменение личности и психического статуса, особенно проблемных детей, благодаря безопасной работе с агрессией, травматическими переживаниями, неуспехом, а также за счет установления устойчивых связей ребенка с взрослыми и получения конструктивной обратной связи от них.

Поддерживающие занятия (занятия направлены на адаптацию ребенка к новым условиям развития – переходные этапы: первый, пятый, девятый классы, перевод в другой класс). Обычно это специальные тренинги, реже индивидуальное сопровождение.

Социальные игры и техники: специальные игры на развитие социального интеллекта и эмоциональной компетенции, работа с агрессией, агрессия и творчество, выражение агрессии социально приемлемыми способами (игры «Лепешка», «Психологический портрет», практическая социометрия и др. техники в рамках краткосрочных  занятий.

Организация коррекционно-развивающих занятий базируется на ряде принципов, отражающих психофизические особенности обучающихся: это преимущественно игровая форма, смена объектов и видов деятельности, небольшая продолжительность занятий (15—20 минут) с обязательным включением в их структуру динамических пауз.

Этап  индивидуальной работы формирует необходимую площадку для развития коммуникативной и социальной компетенции ребенка, что в сочетании с влиянием смежных логопедических занятий создает важный ресурс развития – базу формирующихся навыков и умений, которые закрепляются как необходимые, ценные. Постепенно формируется отсутствующая ранее ученическая позиция.

 Консультационно-просветительское правление.

Оно включает консультирование родителей и педагогов, их просвещение, а также, по запросу, консультирование учеников.

 Консультирование родителей проводится в первую очередь для оказания помощи и поддержки ребенку в решении его проблем. Родители обращаются, за консультацией к психологу по различным вопросам: это и пpoблемы воспитания, обучения, особенностей ребенка, и желание научиться самостоятельно помогать ребенку. Обычно консультации проводятся индивидуально, если это касается конкретного ребенка, или в групповой форме (например, во время родительского собрания), если это касается более широких проблем.

Хорошо зарекомендовала себя следующая схема консультирования родителей. Первая консультация – по результатам диагностики психической сферы ребенка (диагностика может быть организована в присутствии родителя, чтобы снять его тревогу). На консультации родитель получает сведения о результатах диагностики, сильных и слабых сторонах учащегося, также формулируются варианты психологического сопровождения, обсуждается информация, которую сообщает родитель. Далее во время коррекционно-развивающей работы с ребенком, родитель и семья в целом (отец и мать) получают консультации, на которых специалист показывает динамику развития ребенка, обсуждаются проблемы, с которыми пришел родитель, ему даются рекомендации и задания. Это позволяет учитывать процессы, проходящие в семье, и косвенно воздействовать на них. Без этого работа психолога и ее результаты могут оказаться не интегрированными во все сферы жизни ребенка или вообще «не услышанными».

Иногда консультации могут быть краткосрочными или разовыми, когда родителю требуется рекомендация компетентного лица (например, маме надо помочь понять, что можно, а что нельзя разрешать повзрослевшему ребенку, и т. д.). В другом варианте консультации могут выступать как обучающие и корригирующие занятия для родителей.

С проблемой консультирования тесно связана и проблема просвещения родителей. Просвещение проводится чаще в  индивидуальной, реже в групповой формах для родителей по конкретным темам. Деятельность по просвещению начинается с самого знакомства с родителями. Важно объяснить, кто такой психолог, чем он занимается, как проводятся занятия. Это снимает тревогу и ориентирует родителей на взаимодействие.

Консультирование специалистов (индивидуальное и групповое) включает в себя:

Консультирование по поводу изменения стратегии педагогической помощи и обучения (например, конкретного ребенка или группы детей).

Консультирование по вопросам трудностей в работе с учениками для выработки программы совместного решения проблемы.

Консультирование для создания и реализации плана решения проблем той или иной группы.

Консультирование по результатам (промежуточным и итоговому) работы с учеником.

И другие по запросу специалистов и администрации.

Консультирование педагогов должно базироваться на принципах взаимного доверия и уважения. Если это получается, то совместная работа позволяет интенсифицировать процесс сопровождения клиентов и приносит высокие результаты.

Просветительская деятельность с коллективом проводится в течении года по запросам администрации и педагогов.

Организация и анализ проведенного психологического сопровождения учащихся показывает, что успешность этой работы обеспечивается взаимодействием педагогов – как в случае каждого конкретного ученика, так и в случае общих направлений работы.

     Следует перечислить следующие основные формы взаимодействия педагогов: проведение многоуровневой диагностики педагогов различного профиля, составление комплексных программ развития, взаимодействие в рамках заседаний консилиума. Проведение заседаний консилиума является важной частью в реализации комплексного подхода в их работе и знаменует собой окончание работы.

Поскольку физические или умственные дефекты, обусловливают формирование характерологических аномалий уже на ранних этапах социализации ребенка, практически вся деятельность педагога-психолога в школе носит психопрофилактический характер.

Специфика организации коррекционного процесса и особенности учащихся определяют принципы психопрофилактической работы:

    – учет нозологической принадлежности больного;

    -дифференцированный подход с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, а также типологии поведенческих нарушений;

    -равномерное распределение психофизической нагрузки в ходе коррекционной деятельности;

    -опора на сохранные и компенсаторные механизмы с целью повышения результативности системы проводимых мер.

В рамках деятельности данного вида выявляются психологические особенности учащихся— потенциальные факторы социальной дезадаптации, а также предупреждаются возможные отклонения личностного и интеллектуального развития на переходных этапах процесса взросления.

Поскольку, кроме органического поражения ЦНС, значимыми патогенными факторами, обусловливающими нарушение процесса социализации, являются микросоциальная и педагогическая запущенность, неправильный тип воспитания в семье, очевидной становится необходимость комплексной работы — не только с самим ребенком, но и с его ближайшим окружением.

Основными формами взаимодействия с родителями являются консультации педагога психолога. Родители информируются о психологических особенностях детей данной категории, специфике и причинах их затруднений в учебной деятельности, потенциальных возможностях развития; также рекомендуются наиболее оптимальные формы организации семейного воспитания и доступные методы и средства оказания помощи ребенку.

Методическое обеспечение коррекционно-развивающего процесса

Этот вид деятельности является одним из наиболее значимых и направлен на психологическое обеспечение реализации целей школы.

Наиболее оптимальной формой работы в данном направлении представляется деятельность в рамках педагогических совещаний, осуществляемая в течение всего обучающего периода по созданному нами алгоритму, включающему три основных этапа:

Первый этап предполагает индивидуальный либо комплексный анализ различных аспектов деятельности педагогов школы и учеников (анализ документации, результативности коррекционного процесса в целом и его отдельных сторон и т. д.). Результат — выявление проблем (например, несформированность каких-либо функций как причина ошибок в усвоении программного материала по какому-либо предмету и др.).

На втором этапе происходит непосредственное взаимодействие психолога с педагогическим коллективом. Формы этого взаимодействия весьма разнообразны: индивидуальные и групповые консультации, участие в работе различных совещаний и т.д. Целями данного этапа являются информирование педагогов о результатах анализа, выявленных проблемах, приоритетных направлениях устранения возникших затруднений, а также актуализация и уточнение информации по каким-либо вопросам, преимущественно теоретического характера, и т. п.

Третий этап — непосредственная практическая реализация поставленных задач, решение более частных вопросов (проводятся индивидуальные консультации по планированию работы, рекомендуется литература по отдельным проблемам, интересующих педагогов в рамках обозначенной темы, и т. п.).

Таким образом, использование данного алгоритма позволяет рассмотреть многие аспекты деятельности педагогов, охватить все звенья коррекционно-развивающего процесса (диагностику — планирование — коррекцию — анализ — прогноз) и тем самым систематизировать и оптимизировать взаимодействие специалистов школы.

Итак, деятельность психолога определяется, с одной стороны, общими принципами работы педагога-психолога образовательного учреждения, а с другой — типом школы, спецификой учеников и осуществляется по четырем основным направлениям: психодиагностика, коррекционно-развивающая работа, методическое обеспечение коррекционно-развивающего процесса, составной частью которого являются консультативная деятельность и психологическое просвещение.       Данное деление достаточно условно, и на практике указанные направления реализуются только во взаимосвязи, что является одним из условий результативности работы педагога-психолога.

 

Заключение

В настоящее время значительно возросло число детей с отклонениями в физическом и интеллектуальном развитии и молодых инвалидов, в связи с чем все более актуальной становится проблема изучения этой категории с целью их интеграции в общество на основе коррекции и компенсации нарушений развития.

    Социальная политика в России, ориентированная на инвалидов, взрослых и детей, строится сегодня на основе медицинской модели инвалидности. Исходя из этой модели, инвалидность рассматривается как недуг, заболевание, патология. Такая модель вольно или невольно ослабляет социальную позицию человека, имеющего инвалидность, снижает его социальную значимость, обособляет от “нормального” сообщества, усугубляет его неравный социальный статус, обрекает его на признание своего неравенства, неконкурентоспособности по сравнению с другими людьми. Наше отношение к данной проблеме было раскрыто в понятии психологическое сопровождение в школе.

Целенаправленная, грамотно организованная коррекционная работа имеет решающее значение в психическом развитии детей с дефектами умственного и физического развития и инвалидов. Важная роль в реализации этой задачи принадлежит школе, поскольку именно здесь, наши ученики не чувствуют своей «особости» от окружающих. При этом оптимизация работы средствами, доступными школе, возможна только при комплексном подходе, основой которого является взаимодействие всех специалистов школы, в том числе психологической, обеспечивающей психологическое сопровождение учебного процесса.

 

Литература

  1. Забрамная С.Д. От диагностики к развитию. М., 1998.
  2. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. М.,2001.
  3. Рабочая книга школьного психолога. Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1991.
  1. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Под ред. И.М.Бгажноковой. М.: ВЛАДОС, 2007.
  2. Рычкова Н.А. Поведенческие расстройства у детей: диагностика, коррекция и психопрофилактика. М., 2001.
  3. Басюк В.С. Модель организации службы социально-психологического сопровождения в условиях детского дома: теоретико-практический аспект. М.: Полиграф сервис,2001.

9.Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования. М.: АРКТИ, 2005.

  1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М.: Генезис, 2000.

11.Психологическая профилактика и коррекционно-развивающие занятия. Автор-составитель Е.Д. Шваб Волгоград: Учитель, 2007.

12.Психолого-медико-педагогический консилиум: организационные основы деятельности. Авт.-сост. А.Д.Вильшанская Волгоград: Учитель, 2008.

13.Бурменкая Г.В. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. М.: МПСИ, 2007.

  1. Абрамова Г.С. Практическая психология. Екатеринбург: Деловая книга, 1998.

15.Пахальян В. Развитие и психологическое здоровье. СПб.: Питер, 2006.

16.Нормативные правовые документы для педагогов-психологов образования. Сост. И.М. Каманов. М.: Сфера, 2003.

17.Практикум по общей, экпериментальной и прикладной психологии. Под общей ред. А.А. Крылова. СПб.: Питер, 2000.

18.Коррекционная работа с детьми в обогащенной предметно-развивающей среде. Под ред. Л.Б.Баряевой. Спб.: КАРО, 2006.

19.Л.Хьелл, Д.Зиглер Теории личности. СПб.: Питер Ком, 1999.

20.Степанова О.А. и др. Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями. М.: Академия, 2003.

21.Антропов Ю.Ф., Шевченко Ю.С. Лечение детей с психосоматическими расстройствами. СПб.: Речь, 2002.

22.Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. М.: Академия, 2001.

23.Ратнер Ф.Л. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей. М.: ВЛАДОС, 2006.

 

Приложения

 

Программа психолого- педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов
Пролистать наверх