Самообразование на тему: «Оздоровительная гимнастика после сна и ее значение»

автор: Шуменкова Екатерина Вячеславовна

Воспитатель   МБОУ “СОШ №4 г.Белёва Тульской области”

Самообразование на тему: «Оздоровительная гимнастика после сна и ее значение»

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4 г. Белева Тульской области» структурное подразделение «Детский сад №2 «Аленушка»»

Самообразование на тему : «Оздоровительная гимнастика после сна и ее значение»

Выполнила : воспитатель Шуменкова Е.В

Белев 2021

 

 

Актуальность:

      В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования к программам дошкольного образования в содержании двигательного режима предлагают обязательное включение гимнастики после дневного сна. Гимнастике после дневного сна стали уделять внимание относительно недавно. Впервые эта форма работы по оздоровлению и физическому развитию детей была предложена в программе «Здоровье».                                                     В условиях дефицита свободного времени в режиме дня современного дошкольника, посещающего детский сад, чрезвычайно важно придать после дневного сна именно оздоровительную направленность. Обычно в детском саду после дневного сна проводятся закаливающие процедуры, однако, на практике осуществить эффективное закаливание детей с учетом предъявляемых требований сложно. Группу посещают 20 детей, поэтому при проведении закаливания индивидуальный подход обязателен. Если не учитывать индивидуальных особенностей, нарушаются принципы систематичности и последовательности по отношению к каждому ребенку. Поэтому, в гимнастике после сна включаются щадящие элементы закаливания, для детей, не имеющих противопоказаний или ограничений. Закаливающие процедуры сочетаются с другими оздоровительными процедурами: дыхательной и звуковой гимнастикой, профилактикой и коррекцией нарушений осанки, плоскостопия, пальчиковой гимнастикой, самомассажем и другими упражнениями.

        Проведение оздоровительной гимнастики после дневного сна имеет примерно следующую схему:

  • Общеразвивающие и оздоровительные упражнения в постели (лежа и сидя), или стоя у кроватки, или сидя на стульчиках;
  • Упражнения, направленные на профилактику плоскостопия и нарушений осанки;
  • Закаливающие процедуры.

        Главное предназначение гимнастики после дневного сна – повысить жизнедеятельность всего организма: мышечной, сердечнососудистой, дыхательной систем, активизировать деятельность нервной системы, создать условия для хорошей умственной работоспособности, для перехода к деятельному состоянию всего организма.                                                                                                            В соответствии с требованиями возрастной адекватности гимнастика должна проводиться в виде игр и игровых упражнений во всех возрастных группах. Это может быть сюжетного или образного типа гимнастика.                                                                                                                                       Процесс.                                                                                                                                                     Во время сна детей воспитатель готовит оптимальные условия для проведения гимнастики: снижает температуру в помещении за счет проветривания. Проведение гимнастки желательно сопровождать плавной не громкой музыкой, которая направлена на постепенный переход детей ото сна к бодрствованию. Воспитатель может начинать проводить ее с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения. Гимнастика в постели может включать такие элементы, как потягивание, поочередное поднимание и опускание рук и ног, элементы самомассажа, пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз. Главное правило исключить резкие движения, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение и, как следствие, головокружение. Длительность гимнастики в постели около 2-3 минут. Затем воспитатель предлагает детям перейти в прохладную комнату босиком по коррегирующим дорожкам (комплекс упражнений направленных на профилактику плоскостопия ).Там они выполняют комплекс упражнений по сценариям, что повышает больший интерес детей к выполнению упражнений. Оздоровительная гимнастика может включать комплекс упражнений направленных на профилактику нарушений осанки, комплекс дыхательной гимнастики, что очень важно для укрепления иммунитета, профилактики простудных заболеваний и заболеваний верхних дыхательных путей. Общая длительность оздоровительной гимнастики после дневного сна должна составлять 12-15 минут. 

 

        Тихий час – это неотъемлемая часть режима дня детей дошкольного возраста, после него, дети просыпаются отдохнувшими, с новыми силами. Важно постепенно включать детей в активную деятельность, переводя от состояния торможения к бодрствованию. Но каждый ребенок имеет свои особенности пробуждения. Одни детки встают после дневного сна бодрыми и веселыми. Другие еще длительное время остаются в полусонном состоянии. Гимнастика пробуждения в детском саду как раз и разработана, чтобы детки любого возраста смогли безболезненно, без слез и капризов, перейти от дневного сна к полноценной игровой деятельности. Гимнастика после дневного сна помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус. Она направлена на постепенный переход детей ото сна к бодрствованию. Во время проведения гимнастики целесообразно музыкальное сопровождение. Музыка положительно воздействует на эмоции детей, создает у них хорошее настроение, вселяет бодрость, радость, помогает ритму движений, облегчает их выполнение.

Гимнастика (греч. gymnastike, от gymnazo — тренирую, упражняю) — система специально подобранных физических упражнений, методических приемов, применяемых для укрепления здоровья, совершенствования двигательных способностей человека, силы, ловкости, выносливости. Эти упражнения позволяют воздействовать либо на весь организм, либо способствовать развитию отдельных групп мышц и органов.

 

Цель работы по самообразованию: 

Изучить понятие «оздоровительной гимнастики после дневного сна» и ее влияние на здоровье детей.

 

Задачи:

  • помочь снизить заболеваемость детей в дошкольном   учреждение;
  • способствовать плавному переходу от сна к бодрствованию
  • учить правильно дышать при выполнении упражнений
  • укреплять правильную осанку
  • упражнять ходьбе на внутренней и внешней стороне стоп
  • укреплять своды стоп

 

Дата начала работы над темой сентябрь 2021г.

Предполагаемая дата окончания работы май 2022г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перспективный план

 

 

Месяц  Форма работы с детьми Задачи  Работа с родителями
сентябрь Выбор темы. Подбор методической литературы по теме

Изучить опыт работы других педагогов по обозначенной теме на Интернет-сайтах.

октябрь Разучивание

оздоровительной

гимнастики после сна –«Сказка про сонного

Сплюха»

Профилактика

нарушений осанки

Анкетирование родителей «Здоровый образ жизни» 
ноябрь Разучивание

оздоровительной

гимнастики после сна –«У меня спина

прямая…»

Профилактика

простудных заболеваний,

нарушений осанки

Консультация для

родителей

«Оздоровительная

гимнастика после

дневного сна, её

значение»

декабрь Разучивание

оздоровительной

гимнастики после сна –«Зима-лето»

Профилактика

простудных заболеваний,

плоскостопия

Консультация для родителей «НА ЗАРЯДКУ СТАНОВИСЬ!»
январь Разучивание

оздоровительной

гимнастики после сна –

«Ку-ка-ре-ку!» и

«Гиппопотам».

профилактика

простудных заболеваний.

–легкое пробуждение.

– ребёнок получает

положительный

эмоциональный настрой.

– развитие речи, легко

переходит к игровой

деятельности.

Буклет «Дыхательная гимнастика»
февраль Разучивание

оздоровительной

гимнастики после сна –

«Котята просыпаются!»

Воспитывать

положительно –

эмоциональный настрой

на процесс

пробуждения после сна.

Папка-передвижка

«Как вырастить здорового ребенка»

март
  1. Разучивание

оздоровительной

гимнастики после сна с

закаливающими

процедурами

“Медвежата»;

 

 

 

 

  1. Досуг

 «здоровье  в порядке, спасибо зарядке»

Поднять настроение и

мышечный тонус детей с

помощью контрастно –

воздушных ванн и

физических упражнений.

 

Закреплять умение самообслуживания; Формировать правильную осанку;

Воспитание интереса к занятиям по физической культуре;

Рекомендации для

профилактики

плоскостопия у

детей

апрель Разучивание

оздоровительной

гимнастики после

дневного сна с

закаливающими

мероприятиями «Сказка

-Колобок».

Профилактика

простудных заболеваний

через проведение

закаливающих процедур.

Беседы с родителями о проведении гимнастики после сна дома
май Создание фотовыставки «Если хочешь быть здоров- закаляйся» Доклад на родительском собрании

«Гимнастика пробуждения и ее польза для дошкольников

 

Работа с педагогами:

 

 

 

Месяц  Форма работы
Апрель  Открытый просмотр гимнастики после дневного сна «Сказка –

Колобок

Май  Отчёт о проделанной работе.

 Презентация «Оздоровительная гимнастика пробуждения в нашей группе»

 

Ожидаемые результаты:

 

  • улучшение здоровья, иммунитета и опорно-двигательного аппарата детей;
  • улучшение эмоционального состояния;
  • развитие координации движений;
  • научить дышать через нос;
  • способствовать воспитанию привычки к здоровому образу жизни.

Литература:

 

1 Л. И. Пензулаева «Оздоровительная гимнастика для детей 3–7 лет.

Комплексы оздоровительной гимнастики»

2 Зимонина В. А. Воспитание ребёнка – дошкольника. Расту здоровым.

М.; ВЛАДОС, 2003

3 Кузнецова М. Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению

детей в дошкольных образовательных учреждениях. М. : АРКТИ, 2002

4 Глазырина Л.Д. Физическая культура – дошкольникам. – М.: Владос,

1999

Гимнастика и методика преподавания / Под ред. В.М.Смолевского.- М.,

1987

5 Электронные ресурсы.

 

 

Самообразование на тему: «Оздоровительная гимнастика после сна и ее значение»
Пролистать наверх